Разница между диалектикой и метафизикой
Что такое Метафизика
Метафизика — это философское учение о сущности вещей и познании первопричин, целью которого является определить реальную природу вещей (значение, структуру и принципы всего, что существует).
Синоним слова метафизика — метагностика.
Примеры основных вопросов метафизики:
- существование и реальность: на самом деле ли мы существуем;
- эмпирические вещи: те, существование которых органы ощущений могут подтвердить (потрогать или увидеть);
- концептуальные вещи: те, до которых невозможно коснуться, их можно только понять (например, любовь);
- космология и космогония: фокус на происхождение Вселенной, её состав и цели; и др.
Метафизик — это последователь метафизического учения.
Метафизику можно считать самым абстрактным разделом философии. Именно она изучает исходные принципы существования и стремится понять и определить: время и пространство, существование и бытие, причинность и субстанцию.
Слово метафизика произошло от греческого meta ta physika — “то, что после физики”, так как в работах Аристотеля эта наука рассматривается после физики.
Метафизика Аристотеля
Также называется аристотелизм. Философ Аристотель стремился понять “здесь и сейчас”. Он верил в безупречную форму: Бог и астральные разумные существа (разумные движущие силы планет) должны были удовлетворять этому описанию. Платон также был обеспокоен “здесь и сейчас” и хотел радикально изменить общество.
Аристотелизм — это, в принципе, форма имманентной метафизики, теория, которая учит людей тому, как принимать мир, который они знают, а не тот, который даёт им информацию о совершенно другом мире.
Аристотелевская метафизика помещает индивида в центр царства существования. Философские особенности аристотелизма включают в себя методологию. Она критически подходит к существующим или гипотетическим доктринам и делает акцент на знания, которые могут быть получены естественным путём посредством чувств и с использованием разума.
Платонизм
Суть платонизма заключается в различии двух миров: привычного нам мира повседневной жизни (являющегося объектом чувств) и невидимого мира (который является истинной реальностью и может быть объектом интеллекта). Обычный человек замечает существование первого и игнорирует существование второго.
Он не может оценить степень, в которой его убеждения как о фактах, так и о ценностях произвольно предполагаются и связаны с внутренними противоречиями.
Философ находится в таком положении, когда он способен показать человеку, насколько несущественным является тот фундамент, на котором он пытается удержаться.Философ может продемонстрировать, как мало мысли существует в расхожих представлениях о добре и зле. Он даже может показать, что само понятие “познание посредством чувств” сопряжено с трудностями, поскольку знание предполагает устойчивый объект, а объекты чувств постоянно меняются.
Картезианство
Также называется метафизика Декарта. суть метафизики Декарта заключалась в том, что мир делили на две независимые субстанции — протяжённую и мыслящую. Но в этом и состояло самое сложное в его учении — трудно было объединить два порядка бытия, как только их разделяли.
Томизм
Это направление было сформировано философом Фомой Аквинским. Главное утверждение томизма заключается в том, что, размышляя о повседневных вещах и повседневном мире, всё указывает на Бога, как на поддерживающую силу/причину.
Обычные вещи/сущности, такие как, например, люди, находятся в процессе постоянных изменений. И это изменение всё же обычно не является результатом их собственных усилий — оно не зависит исключительно от них самих.
Идеализм
Есть два возможных пути для человека, который сталкивается с дуализмом духа и материи и считает его неудовлетворительным.
Он может либо попытаться показать, что материя в некотором смысле сводима к уму (это идея идеализма), либо, наоборот, попытаться свести ум к материи (это идея материализма). Однако существуют различные формы идеализма.
В одной из версий эта философия утверждает, что такой вещи, как материя не существует: то, что обычно человек считает материальными вещами, при более внимательном рассмотрении — не что иное, как познания ума.
Не существует ничего, кроме ума и его содержимого: независимо существующий материальный мир — не более чем иллюзия (идея философа Джорджа Беркли).
Материализм
Самая простая (первичная) форма материализма утверждает, что существует только материя. Однако это не может быть однозначно правильным, так как существует много того, что не характеризуется как материя, например: мысли или числа.
Таким образом, материализм, после того, как был обдуман различными философами, получил изменённые формы. Например: материя (природа) находится на первом месте, а дух (мышление) — на втором.
Разница между метафизикой и диалектикой
Диалектика (от лат. dialectica — “искусство спорить”) имеет два значения:
- учение о том, как развилось бытие, также исследует закономерности и взаимосвязи, но одновременно в нём проявляются противоречия, в результате чего следует эволюция;
- искусство мыслить, разумно и адекватно обосновывать свою аргументацию.
природа — это одно целое, в котором все вещи и явления взаимосвязаны и независимы; | природа — это случайное скопление изолированных друг от друга вещей и явлений; |
природа всегда находится в состоянии постоянного движения, изменения, обновления и развития; | природа представлена как что-то, находящееся в состоянии покоя и неподвижности, застоя и неизменности; |
процесс развития — это единство непрерывности и разрыва последовательности, переход от незначительных и скрытых количественных изменений к открытым, фундаментальным и качественным изменениям; | движение и развитие — не более чем рост, в котором количественные изменения не являются качественными; метафизики преувеличивают стабильность вещей и явлений мира, их повторяемость, относительную независимость и т. д.; |
по своей сути абсолютно все вещи и явления в природе противоречивы, все они имеют и положительные стороны, их прошлое и будущее — то, что отмирает и рождается новым. | противоречия являются неестественными, то есть рассматриваются как отклонения от нормального состояния вещей и явлений. |
Различия между метафизикой, эпистемологией и онтологией
Сначала рассмотрим различия между метафизикой и онтологией.
Метафизика и онтология
Часто эти два понятия путаются и используются как синонимы. В то время как онтология — это часть метафизики. Метафизика изучает природу реальности вообще, а онтология акцентирует своё внимание на идее бытия. А если упростить ещё, можно сказать: онтология задаётся вопросом “что”, в то время как метафизика спрашивает “как”.
Метафизика и эпистемология
Существует множество вопросов, что пересекаются между метафизикой и эпистемологией. Это в основном вопросы под заголовком “философия сознания” (отрасль философии, которая изучает, как работает сознание, из чего оно сделано и как такие вещи, как восприятие, взвешивание и моральные рассуждения работают на когнитивном уровне).
Вопросы, которые в основном интересуют метафизику:
- Что такое причинность?
- Что такое время?
- Существует ли такая вещь, как свободная воля?
- Что такое субстанция?
В то время как эпистемологию больше интересует:
- Как можно узнать, что одно было причиной другого?
- Является ли время частью структуры реальности, которую мы испытываем? Или, может, это часть структуры нашего собственного разума?
Смотрите также значения Диалектики и Философии.
Диалектика и метафизика
Введение
1.Диалектика и метафизика – особенности
2.Историческое развитие диалектики как метода познания
3.Покажите отличие диалектики марксизма от диалектики Г.Гегеля
Введение
Философия включает в себя учение об общих принципах бытия мироздания (онтология или метафизика), о сущности и развитии человеческого общества (социальная философия и философия истории), учение о человеке и его бытии в мире (философская антропология), теорию познания (гносеологию), проблемы теории познания и творчества, этику, эстетику, теорию культуры и, наконец, свою собственную историю, т.е. историю философии, которая являет собой существенную составляющую предмета философии: история философии есть часть содержания самой философии. Предмет философии – не одна какая-нибудь сторона сущего, а все сущее во всей полноте своего содержания и смысла. Философия нацелена не на то, чтобы определить точные границы и внешние взаимодействия между частями и частицами мира, а на то, чтобы понять их внутреннюю связь и единство.
В истории философии известны два противоположных метода познания: диалектический и метафизический.
Первый метафизический метод познания – вырывает рассматриваемые предметы и явления из всеобщей связи и рассматривает их изменения с позиций плоского эволюционизма как накопление или уменьшение каких-либо признаков, качеств или свойств.
Возникновение и существование диалектики и метафизики отражает объективный процесс развития человеческого мышления. Второй, основанный на диалектике, рассматривает явления в их изменчивости, движении, развитии.
1.Диалектика и метафизика – особенности
Диалектика [греч. dialektiké (téchnе) – искусство вести беседу, спор], учение о наиболее общих закономерностях становления, развития, внутренний источник которых усматривается в единстве и борьбе противоположностей.
Материалист Гераклит в своем учении обращает внимание, прежде всего, на постоянное движение и изменение мира, на взаимный переход противоположностей в нем, то есть, прежде всего, на «диалектику вещей», на объективную диалектику.
Сократ и Платон под диалектикой понимали искусство вести спор, диалог с целью выяснения понятий и достижения истины («диалектика понятий», субъективная диалектика).
Таким образом, диалектика в принципе совместима как с материализмом, так и с идеализмом. В первом случае она выступает как материалистическая диалектика, во втором – как идеалистическая диалектика. Классический представитель идеалистической диалектики Г.Гегель.
Он разработал диалектический метод, под которым понимается теория развития, в основе которого лежит единство и борьба противоположностей, т.е. становление и разрешение противоречий.
«Противоречие есть критерий истины, отсутствие противоречия – критерий заблуждения» – тезис Гегеля.
В марксистской философии познание трактуется как деятельность людей, направленная на постижение свойств предметов и явлений объективного мира – природы, общества, человека, а также свойств человеческого сознания и сути самого познавательного процесса.
Объектом познания выступает как объективная, так и субъективная реальности. Указывается, что познавательная мыслительная деятельность людей неразрывно связаны между собой, постоянно переходят друг в друга.
Их можно разделить только в абстракции в целях их анализа, учитывая при этом характер их связи.
Диалектика возникла и развивалась наряду с метафизикой как противоположным ей способом мышления и познания.Метафизика (с греч.- после физики) – философское учение о сверхопытных началах и законах бытия или какого-либо определенного типа бытия. Аристотель называл это учение «первой философией». Ввел его Андроник Родосский в I веке до н.э.
для обозначения той части учения Аристотеля, в которой исследовались общие, умозрительно постигаемые начала бытия и познания.
Теперь термин «метафизика» нередко употребляется, как синоним философии Метафизический метод характеризуется тем, что рассматривает предметы и процессы по одному принципу: либо да, либо нет; либо белое, либо черное; либо друг, либо враг и т.д.
При рассмотрении движения метафизика тяготеет к сведению многообразных его форм к какой-либо одной. Благодаря метафизике естествознание Нового времени достигло значительных успехов. Для материализма Нового времени было характерно сведение различных форм движения материи к механической.
Поэтому он и получил название механического материализма, который в свою очередь, является проявлением метафизического материализма. Основная черта новой метафизики – сосредоточенность на вопросах гносеологии, что делает ее в первую очередь метафизикой познания, а не метафизикой бытия (какой она была в античности и в средние века).
2. Историческое развитие диалектики как метода познания
В истории философии выделяются следующие исторические формы диалектики: диалектика античности (Гераклит, Платон, Аристотель), немецкая классическая философия (И.Кант, И.Фихте, Ф.Шеллинг, Г.Гегель), марксистская философия (К.Маркс, Ф.Энгельс.)
Термин диалектика впервые употреблен Сократом для обозначения плодотворного и взаимозаинтересованного достижения истины путем столкновения противоборствующих мнений.
Зарождение и начало становления диалектики связано с периодом античности. Этот этап часто характеризуют как стихийную, или наивную диалектику.Большой вклад в становление античной диалектики внесла элейская школа, выявившая глубинную диалектику сущего, не укладывающегося в логику понятий.
Особое место диалектика приобретает в работах представителей немецкой философии, так как именно здесь впервые в истории философии была разработана целостная диалектическая концепция развития, поколебавшая господство метафизического метода. Самую развитую форму эта диалектика получила у Гегеля.
Марксистская философия сформировалась под влиянием всей предшествующей философской, научной и общественно-политической мысли.
Но наибольшее влияние на ее становление оказали немецкая классическая философия, представленная И.Кантом, И.Фихте, Ф.Шеллингом, Г.Гегелем, Л.Фейербахом, английская политическая экономия А.Смита и Д.
Рикардо, а также французский критический утопический социализм Ш.Фурье А.К.Сен-Симона.
Непосредственными же теоретическими предпосылками марксистской философии послужили диалектика Гегеля и материализм Фейербаха.
3. Покажите отличие диалектики марксизма от диалектики Г.Гегеля
Гегель создал систему диалектики как теорию и метод познания. А классики материалистической диалектики (равно как и диалектического материализма) – К. Маркс и Ф. Энгельс придали ей целостный и научный характер.
Основу философских воззрений Гегеля можно представить следующим образом. Весь мир – это грандиозный исторический процесс развертывания и реализации возможностей некоего мирового разума, духа.
Мировой дух есть совершенно объективное, безличное, идеальное начало, выступающее основой и субъектом развития, творцом мира в целом. Общая схема этого безличного идеального начала носит у Гегеля название абсолютной идеи.
Все, что существует на свете, – лишь ее бледное отражение, следствие и результат ее активности.Новизна гегелевской мысли заключалась главным образом в:
– представлении о поступательном, последовательном и закономерном (а не произвольном) движении мирового духа, а следовательно, и аналогичном характере всех его воплощений: природы, истории, науки, религии, самого индивида;
– усмотрении в движении духа явно выраженной диалектики и разработке на этой основе системы диалектических принципов и категорий;
– последовательном и неуклонном проведении принципа историзма ко всем мыслимым областям человеческого знания.
Высоко оценивая диалектику Гегеля как учение о развитии объективного мира, его познания и мышления людей, Энгельс подчеркивает, что «эта диалектическая философия разрушает все представления об окончательной абсолютной истине и о соответствующих их абсолютных состояниях человечества.
» Энгельс отмечает, что полностью проявиться этому методу мешает идеалистическая система гегелевской философии, представившая развитие мира и весь общественный исторический процесс в виде саморазвития абсолютной идеи.
Эта его система постоянно ставит ограничения диалектическому методу, вынуждает «положить конец» развитию исторического процесса и познавательной деятельности людей.
Порвав с идеализмом Гегеля, Маркс и Энгельс сохранили и развили в своем учении его диалектику как теорию и диалектический метод познания и мышления.
Но это была уже материалистическая диалектика, в рамках которой человеческие понятия истолковываются как отражения реальных вещей, их многообразных связей и отношений.
Такое соединение диалектики и материализма положило начало созданию новой философии – диалектического материализма.
В качестве первичной признается диалектически развивающаяся объективная материальная действительность, отражением которой выступают категории и законы мыслительной деятельности людей.
Это значит, что в «диалектике понятий», то есть в их сложной и противоречивой взаимосвязи и развитии воспроизводится «диалектическое движение действительного мира».
Другими словами, в «диалектике понятий» отражается «диалектика вещей».Таким образом, материалистически истолкованная гегелевская диалектика была как бы перевернута, «поставлена на ноги», ибо прежде, по остроумному замечанию Энгельса, «она стояла на голове». Освобожденная от «идеалистических оболочек», она стала плодотворным методом исследования явлений природы, общества и человеческого мышления.
В своих работах основоположники марксизма ставили и решали проблему распространения диалектико-материалестических воззрений на общество. Это означало придать диалектическому материализму законченный вид, достроить его «доверху». В данном случае диалектико-материалистический метод познания предстает как универсальный, применяемый к явлениям не только природы, но и общества.
Все философские методы находятся между собой в диалектической взаимосвязи и образуют целостную систему, благодаря чему философия выступает как общая методология познания и освоения мира. Люди узнают о мире (природе, обществе, человеке) все больше и больше, постигают сущность явлений и законы их развития. Благодаря этому общество может существовать и развиваться.
Список литературы
1.Философский словарь. Москва.: Республика, 2011.
2.Философия. Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Н.Лавриненко, проф.В.П. Ратникова. Москва, 1998.
3.Спиркин А.Г. Философия. Учебник. – 2-е изд. М.: Гардарики, 2012.
4.Философия. Всемирная энциклопедия., Москва.: АСТ, 2011.
Диалектика и метафизика в философии. Диалектика Канта и Гегеля
Диалектика представляет собой систему философского знания о развитии.
Метафизика – философское учение, которое рассматривает явления вне их взаимных связей и вне развития.
Противоположность диалектики и метафизики как подходов к развитию рассматривалась в марксизме. К. Маркс использовал диалектику как метод для исследования политико-экономических процессов. Он ввел в диалектику субъективизм и возможность исторической оценки экономических и политических событий.
Понятие диалектики
Диалектика – это:
- специфический метод философского аргументирования, некоторый способ и форма теоретического мышления, оперирующего и исследующего противоречия, детерминирующие мысленное содержание данного мышления;
- философский концепт об изменчивости бытия, вечном его становлении;
- процесс «кристаллизации» истины, который осуществляется посредством формулирования множества вопросов и ответов на них;
- наука, в рамках которой протекают процессы дифференциации и связывания понятий (противоположностей) в целях получения сверхчувственной сущности вещей (по Платону);
- учение о корреляции противоположностей;
- механизм нивелирования иллюзий человеческого разума, который запутывается в противоречиях в процессе своего естественного стремления к формированию цельного и абсолютного знания (трактовка предложена Кантом);
- целостный метод познания противоречий, которые обнаруживаются в качестве внутренних движущих механизмов развития бытия, духа, истории.
Древнегреческая диалектика
Диалектика как вид философского мышления появилась в древнегреческой философии.
Элеаты (Элейская школа) считали, что только объяснимое действительно. Ничто не может быть действительным без рационального объяснения.
Гераклит утверждал, что в мире все пребывает в движении, все течет и меняется, все существует и в то же время не существует, находится в неизменном процессе появления и исчезновения.
В отличие от Гераклита, заложившего базы беспристрастной диалектики, т.е. диалектики наружного, вещественного мира, Сократ считается основоположником субъективной диалектики, т.е.
диалектики идей, понятий, составляющих суть человеческою мышления. Сократ указывал, что познание истины всегда достигается преодолением противоречий.
Диалектический метод Сократа – это учение о преодолении противоречия (или круга противоречий), отрицании противоречия и недопущении противоречия.
Платон считал диалектику чистым, изнутри развивающимся мышлением.
Аристотель сделал попытку обобщений труднейших противоречий как базисной категории диалектики в целом.
Диалектика И.Канта
Диалектика И. Канта основывается на чувстве, рассудке и человеческом разуме. По утверждению Канта, все в этом мире подчинено рассудку, потому что через него происходит познание всего окружающего мира.
Диалектика Канта призвана отражать противоречия не самих вещей, а лишь противоречия мыслительной деятельности, направленной на познание этих вещей, тем самым становится очевидна субъективность кантовской диалектики.
Именно потому, что в ней происходит противопоставление содержания знаний и их логической формы, предметом диалектики становятся сами эти формы.
Диалектика Г.Гегеля
Первое действительное применение диалектики как мыслительного процесса, выводящего целую систему определений из одного общего понятия, можно отметить у Гегеля. Он отождествляет имманентную диалектику нашего мышления с трансцендентным логосом всего сущего. Диалектическое мышление есть собственное сознание сущего или его сознание о себе самом, причем вне этого сознания сущего нет.
Диалектика Г. Гегеля конструирует подвижную, динамическую систему понятия средством которой реализуются такие важные принципы диалектики, как принцип всеобщей, универсальной связи и принцип развития. В качестве внутреннего источника развития Г. Гегель рассматривал противоречие.
Гегель утверждает, что развитие происходит от абстрактного к конкретному и имеет следующий механизм: есть определенный тезис, к которому всегда находится антитезис – его полная противоположность.
При взаимодействии двух противоположных тезисов получается синтез – новое утверждение, которое так же становится тезисом, но на другом уровне развития. Данный процесс повторяется постоянно, а каждый новообразованный тезис имеет всё более высокий уровень развития.
Согласно теории Гегеля, движущей основной прогресса являются противоречия.
Положительная диалектика В. Соловьева утверждает, что логическое содержание нашего чистого мышления тождественно с логическим содержанием сущего. Соловьев указывал, что поскольку наш разум есть отраженное проявление сущего в его общих логических определениях, постольку мы можем иметь и соответствующие, адекватные этим определениям мысли или понятия.
Метафизика
Метафизика как противоположность отрицает истинность того, в чем обнаруживается противоречивость. В Средние века метафизика выступала как форма оптимального познания, соотносимого со сверхразумным познанием.
Вопрос о сущем преобразовался в вопрос «Что есть Бог?». В Новое время метафизика отделилась от других наук и рассматривалась в качестве методологии.
У Канта – метафизика понимается как априорное познание, у Гегеля – она связана с рассудком (в то время как разум связан с диалектикой).
Диалектика «исправляет» недочеты метафизики, которая не может совладать с противоречиями. Как разновидность метафизики рассматривается догматизм – отрицание принципа развития и отказ связывать правду с условием, временем, местом. Мышление человека диалектично.
Однако в процессе развития философского знания диалектика и метафизика взаимодействуют между собой.Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter