Разница между чувственными и рациональным познанием

Чувственное познание – характеристики, формы и признаки

Разница между чувственными и рациональным познанием

В философии существуют два таких фундаментальных термина – чувственное познание и рациональное познание. Первое понятие являет собой познание сквозь призму известных нам инстинктивных ощущений: слуха, зрения, обоняния, вкуса и осязания. 

Вторая форма принятия окружающей действительности осуществляется посредством мышления. Более детально оба примера осязания этого мира мы рассмотрим в этой статье.

Характеристики чувственного познания

В прошлом советские философы считали чувственное познание низшей ступенью человеческого мышления. А все потому, что человек в процессе этого вида познания руководится только инстинктами. 

Но современные философы имеют совсем другую точку зрения: рациональное и чувственное осязание – это одно целое. Без инстинктивного познавания этого мира не было бы понятийно-абстрактного мышления, поэтому присутствие этих двух способов мышления обязательно для нормального существования человека. 

В процессе чувственного познания каждое живое существо (не только человек) использует присущие ему органы зрения, слуха, обоняния, вкуса ли осязания. 

Например, в детстве мы не знали, что лимон на вкус кислый. Но попробовав, мы это обнаружили с помощью вкусовых рецепторов ротовой полости. И, основываясь на личном опыте, мы можем сказать, что лимон – кислый.

Чувственное познание и его формы

Существует три формы инстинктивного познания, которые тесно взаимосвязаны между собой:

  1. Ощущение – это первейшая форма восприятия окружающих предметов. С помощью этой формы осязания человек формирует мнение о том или ином объекте. Например, посмотрев на лимон, человек может определить для себя, что фрукт желтого цвета.

    Также с помощью ощущения можно определить материал объекта, вкус и форму. В процессе этой формы познания задействованы звуковые, тактильные, обонятельные, вкусовые и зрительные ощущения.

    Зрение является наиболее важным инструментом инстинктивного знания, так как с помощью глаз человек получает 80% информации.

  2. Восприятие нацелено на создание полной картины исходного элемента. Эта форма позволяет нам выделить объект среди многих других и составить в голове целостный образ. Например, посмотрев на стул, человек воспринимает не его отдельные формы, цвет или расположение в пространстве, а объединяет полученную информацию в единое целое.

  3. Представление основано на восприятии уже виденных человеком предметов. При этом основным инструментом данного осязания является человеческая память. Например, человек впервые в жизни увидел стол и теперь, при каждом упоминании этого нового для него понятия, ему на память будет приходить образ увиденного им стола.

По сути, чувственное познание возникает тогда, когда с органами чувств человека начинают контактировать окружающие объекты. При малейшем контакте запускаются процессы нервной системы, и мозг начинает порождать образы, которые позволяет удерживать осязательная память. 

Инстинктивное познание – это простейшая форма осязания, при помощи которого происходит первый контакт с окружающей средой как у животных, так и у человека.

Рациональное познание и его формы

А сейчас кратко рассмотрим особенности рационального познания. Данная форма исследования этого мира отличается от инстинктивного восприятия тем, что базируется на логическом мышлении и накоплении знаний. 

Абстрактный ход мыслей помогает нам выходить за рамки чувственного познания и принимать важные решения.

К рациональному познанию относится три метода осязания:

  1. Понятие характеризуется возможностью создать собирательное понятие о том или ином предмете. Например, понятие «тетрадь» будет иметь для человека общее понятие и набор определенных характеристик, которые не зависят от времени или места нахождения.

  2. Суждение является особой формой познания, которое способно суммировать количество имеющихся понятий и формировать собственное суждение об окружающей среде.

    Также сюда включают соотношение жизненных событий и обстоятельств, на основе которых человек делает определенные выводы. Например, чтобы сделать вывод, что такое психология, нам не будет достаточно прочесть одно правило в учебнике.

    Для этого нужно усвоить массу понятий из психологии и углубленно изучить тему, чтобы, наконец, составить собственное субъективное мнение.

  3. Умозаключение, в свою очередь, базируется на совокупности суждений и помогает нам найти истину. Чтобы сформировать окончательное мнение, не достаточно собрать определенное количество понятий. Для этого нужно путем сбора суждений сделать единый вывод, который будет для человека истинным.

Одним словом, рациональное познание – это разумный подход к тому или иному вопросу. Чтобы успешно задействовать этот вид осязания, нужно хорошо владеть логикой и абстрактным мышлением. Для этого необходимо повышать свой уровень оперирования суждениями, понятиями и умозаключениями.

Отличия между чувственным и рациональным познанием

В чем разница между чувственным и рациональным мышлением? В этом поможет разобраться следующая таблица:

Рациональное и инстинктивное осязание значительно отличаются между собой по признакам и механизму задействования нервной системы. Но они являются единым целым, так как без одной формы познания не может существовать другой. 

Отдельно философы выделяют такой способ познания как интуиция. Это понятие можно назвать мистическим, так как человеку при помощи интуиции знания приходят в голову внезапно без обоснованных доказательств.

Сравнительная характеристика чувственного и рационального познания. Чувственное познание

Разница между чувственными и рациональным познанием

На сегодняшний день выделяют две формы восприятия мира: чувственное и рациональное познание. У каждой из них имеются свои отдельные уровни, которые в совокупности позволяют человеку принимать правильные решения и жить в гармонии с окружающим миром.

Формы рационального и чувственного познания

Рациональное познание включает:

  1. Понятие – тезис, отражающий суть предмета, процесса, явления и др. К примеру, когда человек говорит «стул», то его мысль подразумевает не отдельные признаки этого предмета, а его сущность, обобщенный образ. То есть это может быть любой предмет, который можно использовать в качестве стула.
  2. Суждение – тезис, утверждающий или отрицающий что-либо о предмете, явлении или процессе. Например, «металл – это сплав».
  3. Умозаключение – вывод, который следует из рассуждений.

Чувственное познание включает:

  1. Ощущение. Свойства предмета, которые непосредственно затрагивают органы чувств человека – слух, зрение, осязание и др. К примеру, мандарин воздействует на зрение, то есть мы видим его цвет, издаваемый запах затрагивает обоняние, а сладкий цитрусовый вкус соответствующий орган чувств.
  2. Восприятие. Целостная картина, которая возникает вследствие работы всех органов чувств сразу. К примеру, автомобиль человек воспринимает не только как средство передвижения, но и как комфортное место пребывания, эстетически привлекательную вещь, подчеркивающую статус владельца и т.д.
  3. Представление. Предмет, процесс или явление, которое воздействует на органы чувств при воспроизведении в сознании, без непосредственного на них влияния. К примеру, когда человек представляет себе лес, он воспринимает его как единое целое, вместе с запахом хвои, пением птиц, журчанием ручьев и т.д.

В познании важно разумное соотношение чувственного и рационального. Нельзя сказать, что одно важнее другого. Только при взаимосвязи чувственных и рациональных форм происходит настоящий процесс познания. У чувственного и рационального познаний есть свои особенности. Первое выходит на первый план, когда человек рисует, занимается любовью, вкушает вкусную пищу, танцует и др.

Рациональное познание берет верх при чтении научных статей, проведении экспериментов, социологических опросов, а также конструировании и др. Да, чувственное и рациональное познания рассматриваются по отдельности, но взаимосвязь между ними присутствует всегда, потому как они выступают сторонами одного процесса и работают сообща.

Основные направления в теории познания

Существуют отдельные течения, сторонники которого выдвигают на первый план или чувства, или разум. Например, сенсуалисты считают, что все разумное уже изучено и новые знания можно получить, только опираясь на свои .

Рационалисты привыкли доверять только разуму, и считают, что информацию, получаемую от органов чувств, нельзя считать достоверной. Ведь эти пять основных органов человека подводили не раз. Здесь к слову можно вспомнить о представлениях древних людей, касающихся формы Земли и появлении на ней жизни.

Такое течение, как скептицизм, построено на пессимистических взглядах. Его сторонники считают, что ни , ни разум не могут дать точной картины мира.

Агностицизм является более сильной формой скептицизма. Приверженцы этого течения отрицают саму возможность познать объективный мир. Ярким его представителем был И. Кант, который утверждал, что действительный мир бескомпромиссно непознаваем.

Все, что мы чувствуем и знаем – это только видимость, искаженная нашими представлениями о действительности. Современная наука смотрит на познание оптимистически, так как с каждым новым научным открытием мы все больше приближаемся к истине.

Чувственное и рациональное познание

Начиная со времён древней Греции, чувственный и рациональный методы познания – были противопоставлены друг другу. Возникло два направления в гносеологической мысли (в теории познания), связанных с этим: сенсуализм – отводил главную роль в познании – чувствам, а рационализм – разуму.

Сенсуализм аргументировал предпочтительность чувств тем, что:

1. чувства – почти никогда не лгут, а разум – часто пребывает в заблуждениях;

2. из-за разума, люди создают множество противоречащих друг другу мнений, чувства же – однозначны, а значит, более правдивы;

3. мир полон лжи, и лишь чувства говорят правду, и должны руководить человеком («слушай сердце, а не разум», «любовь спасёт Мир», и т.п.);

4. многие «вещи» (любовь, цвет, и т.п.) – нельзя рационально познать, а можно лишь почувствовать, познать чувством, а не разумом;

В общем, у сенсуализма – немало аргументов. А сами идеи сенсуализма – широко распространены, и имеют много последователей, в т.ч. и в современности…

В чувственном познании, ещё со времён древней Греции, было принято выделять три уровня: чувство, восприятие и представление. Чувство (ощущение) – это элементарный уровень чувственного познания.

Восприятие – это соединение отдельных чувств, позволяющее видеть (чувственно познавать) объект в целом, или совокупность объектов (окружающую обстановку, Мир).

Представление – это чувства и восприятия, записанные в памяти, и могущие использоваться и без непосредственного наличия объекта, вызывающего чувство.

Теперь рассмотрим подход, противоположный сенсуализму – рационализм, который отдаёт предпочтение в познании – не чувствам, а разуму, и аргументирует это тем, что:

1. только с помощью разума можно увидеть глубинную суть объектов, и вскрыть механизмы явлений, в то время как чувственное познание – даёт лишь поверхностные знания;

2. достаточно лишь один раз увидеть и потрогать окружающий Мир, и потом, ослепнув, и лишившись всех ощущений – можно познавать Мир рационально, не используя больше чувственной информации для этого (хотя один раз ощутить Мир, как-никак, всё-таки нужно, иначе (словами) – не объяснить, и не понять, что такое объём, твёрдость… и т.п. физические (и другие) свойства и понятия);

3. органы чувств – человек чаще использует не для чувственного познания, а для того, чтобы черпать рациональные знания из книг глазами, и из речи – ушами, и т.д.;

4. чувственное познание – не может быть использовано для познания, например, атомов, ибо органы чувств не приспособлены к этому, и т.о. – тут владычествует применение разума;

В общем, у рационализма – аргументов тоже много.

В рациональном познании, как и в чувственном – выделяют тоже три уровня: понятие, суждение и умозаключение. Понятие – простейший уровень рационального познания. Понятие – это описание конкретного объекта. Суждение – следующий, более высокий уровень.

Суждение – это мысль, в которой что-то утверждается или отрицается (например: день – сменяет ночь; кот – пушистый). Суждения мозг получает путём комбинирования (соединения) нескольких понятий.

Комбинируя же различные суждения (два, десятки, тысячи суждений), мозг получает следующий уровень рационального познания – умозаключения (выводы) (например: «жизнь прожить – не поле перейти», и т.п.).

Далее: Сенсуализм и рационализм, как определённые классические направления в гносеологической мысли – противопоставлялись друг другу как разные способы познания. Люди (философы, прежде всего) – веками спорили, дискутировали и размышляли об этих методах, в результате чего, представления об этих методах познания – постепенно развивались и менялись.

В неклассические времена, этот конфликт, большей частью – уже исчерпан, если применить такой неклассический принцип как принцип дополнительности: Чувственный и рациональный методы познания, в этом случае – предстают дополняющими друг друга, улучшающими друг друга, и лучше т.о. использовать оба этих метода сразу, не абсолютизируя и не противопоставляя их друг другу.

Из книги Философия науки и техники автора Стёпин Вячеслав Семенович

Как в технике формировалось рациональное обобщение?Первая ступень рационального обобщения в ремесленной технике по отдельным её отраслям была связана с необходимостью обучения в рамках каждого отдельного вида ремесленной технологии. Такого рода справочники и

Из книги Философия для аспирантов автора Кальной Игорь Иванович 2. СХОЛАСТИКА КАК РАЦИОНАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ТЕОЛОГИИФилософско-религиозное учение Августина и других представителей патристики подготовили возникновение схоластической философии. Суть схоластики состояла не в опоре на сверхразумное созерцание Бога, а в поиске
Из книги Философия: Учебник для вузов автора Миронов Владимир Васильевич

1. Структура знания. Чувственное и рациональное познаниеСтремясь понять специфику и структуру знаний, мы сразу же обнаруживаем, что существуют различные типы знаний. Мы знаем, например, что такое автомобиль, что такое алгоритм, знаем, как поджарить бифштекс, зачем

Какими свойствами обладает рациональное познание в отличие от чувственного?

Разница между чувственными и рациональным познанием

Познание — один из базовых инструментов человека в повседневной жизни при контакте с окружающим миром.

Оно делится на чувственное и рациональное. В статье рассматриваются их отличие, а акцент делается на объяснении рациональных форм познания и применяемых в нем методов.

О функциях воссоздающего воображения читайте здесь.

Понятие и характеристика

Познание — процесс получения информации из окружающего мира, ее анализ и интерпретация.

В психологии выделяют два основных способа познания: чувственное и рациональное.

Рациональное познание — это такой процесс познавания внешнего мира, при котором человек рассуждает объективно, пользуясь логическими рассуждениями и доводами. Наивысшую точку развития оно приобрело в науке.

Формы рационального познания и их описание

Какие формы познания составляют рациональную ступень? Формы рационального познания классифицируются на простые и сложные.

Разница в количестве прилагаемых мозгом усилий для поиска, обработки информации, а впоследствии — формировании выводов, законов и правил.

В пять главных форм входят:

Понятие

Под ним понимается совокупность свойств и признаков какого-либо явления или объекта.

Тождественные синонимы — слово, термин.

Понятия используются в устной и письменной речи, составляя основу языка в виде существительных и прилагательных.

Цель — обобщить группу предметов со схожими свойствами. Примеры понятий: «стол», «гипербола», «ускорение», «мышление», «памятник».

Суждение

Оно же — утверждение. Является совокупностью понятий, объединеных общей мыслью, идеей.

Несмотря на то, что оно является формой рационального познания, суждение может быть субъективным в силу различной интерпретации одних и тех же событий разными людьми.

Поэтому в суждении можно выделить две группы: научно-естественные и бытовые.

Пример научных суждений: «Площадь квадрата равна длине одной из сторон, умноженной на четыре», «Два атома водорода и один атом кислорода составляют молекулу воды». Данные суждения неоспоримы.

С бытовым уровнем иначе.

Например, человек в детстве отравился хурмой — родилось суждение «хурма — отвратительна».

А его близкий друг спокойно употребляет ее в пищу.

В подобных суждениях нередко определяющую роль играет личный опыт, субъективное (индивидуальное) восприятие действительности.

О закономерностях и свойствах внимания вы можете узнать из нашей статьи.

Умозаключение

Основывается на логическом подытоживании ряда суждений. Это формирование принципиально новой информации для индивида, когда он получает данные практическим опытом или на основе теории.

Ряд суждений преобразуется в умозаключение и в будущем может перейти в категорию убеждений человека.

Умозаключение — наивысший уровень мыслительной активности в плоскости рационального познания.

Но при этом оно должно основываться на истинных, объективных данных. Если хоть какая-нибудь порция информации ложная — вывод получится оторванным от реальности.

Например, Славе сказали, что Вася — безответственный человек, который не выполняет обещаний, не держит слово. Спустя время Слава услышал схожее мнение от другого знакомого.

Исходя из отзывов этих людей, информации, предоставленной ими, Слава приходит к умозаключению и сам начинает считать Васю «треплом».

Но вывод может не соответствовать реальности, поскольку лично с Васей он не общался и не мог эмпирическим путем проверить вес его слова.

Возможно, один из сплетников оклеветал Василия из-за зависти, или тот не сдержал общения, но только однажды. При этом в целом, оставаясь ответственным человеком.

Итог один — для объективных умозаключений необходимо критически воспринимать информацию и собирать как можно больше фактов из различных источников.

Опасность ложных умозаключений в том, что они, трансформировавшись в убеждения и став частью общего мировоззрения, могут доставить индивиду проблемы.

В конкретном примере — стать сложностью, препятствием для нормальной коммуникации с Василием из-за уже сформированного, предвзятого отношения Славы.

Гипотеза

Основывается на предположении и предполагает ошибочность утверждений.

Если умозаключение — твердое, и редко в дальнейшем видоизменяется, то гипотеза является одним из возможных вариантов, взглядов на реальность.

Собирается набор фактов и ставится под сомнение.

Затем ищут пути доказательства гипотезы, либо ее опровержения. Чаще всего гипотезы проверяют на практике, получая измеримый результат.

Теория

Когда гипотеза доказана, когда известна ее точность и проведена проверка в реальной плоскости, она превращается в теорию.

В дальнейшем теория используется для решения стереотипных проблем, сохраняя время, которое могло быть потрачено на получение данных человеком при самостоятельном изучении.

Способы

Под способом понимается конкретный набор действий, необходимый для проверки гипотез и формирования новых теоретических знаний. Способы исследования объектов делятся на теоретические и практические (эмпирические).

Список теоретических способов познания:

  1. Дедукция. Метод, при котором умозаключение строится от общего к частному. Основывается на том, что схожие по классификации явления или предметы имеют общие признаки и могут быть уравнены при описании.
  2. Индукция. Противоположный по схеме метод. Выявляются черты одного предмета, и экстраполируется на весь класс, к которому он принадлежит.
  3. Классификация. Сортировка данных по отличительным от других объектов признакам.
  4. Анализ. Прием мышления, суть которого — разбить объект на составляющие части и рассмотреть свойства каждой в отдельности.
  5. Синтез. Обратный анализу метод. Предполагает соединение отдельных свойств в единый объект.
  6. Абстрагирование. Процесс, в котором выделяют только интересующие свойства для изучения, опустив другие.
  7. Формализация. Представление данных в символьном виде (текст, изображения, видеоряд).
  8. Аналогия. Метод, при котором в нескольких объектах обнаруживают схожие характеристики, что позволяет сделать вывод о принадлежности объектов к одному классу.
  9. Моделирование. Прием, суть которого — в работе с искусственной копией изучаемого объекта. Применяется при невозможности проверить теорию на практике, либо когда реальный эксперимент опасен, затратен финансово или требует больших временных отрезков на проведение и формулирование выводов.
  10. Идеализация. Метод, при котором исследователь выделяет определенное свойство объекта, без которого само существование объекта невозможно. Затем проводится эксперимент, при котором условия существования ключевого свойства уменьшают — и смотрят на изменяющееся поведение объекта.

Пользуясь исключительно теоретическими методами, невозможно создать целостную картину, объективно отражающую действительность.

Можно получить своеобразную абстрактную модель, которая в реальной плоскости может оказаться неработающей, ложной.

Список эмпирических способов познания:

  1. Ощущение. Восприятие. Представление. Группа чувственных методов, применяющихся вместе с рациональными способами. Ощущение — отражение сигналов, поступающих в мог при контакте с изучаемым объектом, реализуется через основные органы чувств. Восприятие — формирование целостного суждения об объекте, отношение к нему. Представление — мысленное воображение объекта, с которым приходилось сталкиваться ранее.
  2. Наблюдение. Осуществляется в естественных условиях, без вмешательства экспериментатора. Используется для выявления стандартного поведения наблюдаемого объекта или явления.
  3. Эксперимент. В отличие от предыдущего способа, осуществляется в специально созданных условиях. Применяется для познания новых вариаций поведения объекта, отличных от натуральных условий.
  4. Измерение. Проводится с помощью системы мер и приборов измерений. Например, длина — сантиметры/линейка, температура — градусы/термометр, скорость — километры в час/спидометр.
  5. Сравнение. Сопоставление характеристик одного предмета/явления с другим (как схожим по свойствам, так и резко отличающимся). Может быть направлено на определения качественного различия между объектами, либо, напротив — на поиск общих черт и закономерностей.

В чистом виде, эмпирические способы в рациональном познании не применяются. Поскольку важны базовые теоретические знания об объекте исследования.

Поэтому наиболее эффективный вариант — совмещение практического опыта с теорией.

Чем отличается от чувственного?

Ключевое отличие рационального познания от чувственного заключается в абстрактности.

Рацио — абстрактно, то есть не зависит от испытываемых человеком переживаний, личных убеждений, текущего настроения.

Мозг может представить образ, картинку понятия, опирающегося на объективную реальность. Дважды два всегда равно четырем, а расстояние высчитывается по скорости, умноженной на время.

Чувственное познание идет от основных органов восприятия человека:

  • глаза (зрение);
  • слуховой аппарат (звук);
  • язык и прочие рецепторы (вкус);
  • нос (запах);
  • кожа (температура, твердость предметов и т.п.).

Поэтому данный вид познания ограничен, поскольку не может охватить всех явлений окружающего мира. Невозможно понюхать или попробовать на вкус параболу или третий закон Ньютона.

Чувственное восприятие чаще всего используется в повседневной бытовой жизни и позволяет ориентироваться в пространстве. Оно развивалось в течение всей жизни человечества и определяло нашу выживаемость как вида, являясь ключевым.

Впоследствии человек стал эволюционировать, был придуман язык, что дало мощный толчок росту и совершенствованию логического, абстрактного мышления. Иными словами — рационального познания.

Для наиболее эффективного уровня получения информации — лучше всего комбинировать чувственное и рациональное познания. Их совокупность способна сформировать достоверные, соответствующие действительности данные.

Чем отличаются эмоции человека от его чувств? Ответ узнайте прямо сейчас.

Рациональное познание — лекция:

Наша интересная группа :

Какими свойствами обладает рациональное познание в отличие от чувственного? – Путь к Осознанности

Разница между чувственными и рациональным познанием

Познание и его аспекты изучаются многими науками. Обсуждается сущность этого вида деятельности, его формы. В частности, рассматривается вопрос, чем отличается чувственное познание от рационального. Итак, ознакомимся с размышлениями исследователей по этому поводу.

статьи

О познании в общем

В целом понятие, о котором идет речь, означает процесс получения человеком знаний о мире и существующих в нем конкретных объектах, явлениях, закономерностях.

Такое освоение действительности необходимо, чтобы лучше приспосабливаться к ней, использовать в своих целях многие предметы природы, наконец, совершенствовать себя.

Исследователи выделяют в познании чувственную и рациональную составляющие. Рассмотрим их в сравнении.

Сравнение

В каждом случае процесс происходит по-своему. Чувственное познание основано на работе органов, с помощью которых человек (или животное) слышит, видит, замечает запахи и т. д. В том, что при этом есть возможность получать сведения только о каких-либо внешних свойствах и качествах, состоит отличие чувственного познания от рационального.

Информация об отдельных характеристиках объектов поступает к человеку в виде ощущений. Например, глаза «рассказывают» о том, что апельсин оранжевый и круглый, а кожа позволяет ощутить холод льда. Более сложным элементом чувственного познания является восприятие.

Оно подразумевает совокупность всех ощущений, связанных с конкретным предметом, и отвечает за формирование образов (обычный пломбир воспринимается как вкусный холодный продукт белого цвета).

Кроме того, объекты могут существовать лишь в наших представлениях, а не наяву, благодаря тому, что их образ уже был когда-то запечатлен органами чувств.

Рациональное познание, в свою очередь, осуществляется с привлечением разума. Оно ставит целью постигнуть суть вещей, выявить закономерности. Такая познавательная деятельность присуща только человеку. Инструментом в ней является мышление, дающее больше возможностей, чем чувственный опыт.

Рациональное познание, прежде всего, формирует понятия. Они облекаются в слова и заключают в себе обобщающую и самую значимую информацию о предметах.

Например, понятие «цветок» подразумевает любое растение такого рода независимо от сорта или особенностей строения (чувственное, если сравнить, всегда занято чем-то единичным, конкретным).

Рациональное познание также оперирует суждениями, принимающими вид утверждений или отрицаний. Суждения могут становиться основой для получения выводов – умозаключений.

В чем разница между чувственным и рациональным познанием? В том, что первое осуществляется при непосредственном контакте с миром, а второе меньше привязано к реальности.

Но хотя чувства помогают человеку замечать и фиксировать все, что происходит вокруг, с помощью них невозможно устанавливать причины и следствия.

Кроме того, такое познание не всегда правдиво, оно способно вызывать иллюзии (пример: «перелом» ложки, помещенной в стакан с водой).

Рациональное познание позволяет получать более адекватные результаты. Опираясь на логику, оно помогает понимать действительность глубже и делать важные прогнозы. Между тем изначально все-таки происходит анализ материала, предоставленного чувствами. Таким образом, каждая из сфер познания играет в общем процессе свою важную роль.

Таблица

Чувственное познаниеРациональное познание
Задействованы органы чувствОсновано на работе мышления
Формы процесса: отдельные ощущения, восприятие, представлениеПроявляется в понятиях, суждениях, умозаключениях
Направлено на внешние признаки объектовПомогает постигнуть суть вещей
Является конкретизированнымИспользуется обобщение
Прямой контакт с действительностьюВозможен отрыв от реальности
Не «размышляет» о причинах и следствияхОпирается на логику, выявляет закономерности
Не всегда правдивоБолее адекватно
Присуще человеку и животнымСвойственно только человеку

Источник:

Какими свойствами обладает рациональное познание в отличие от чувственного?

Познание — один из базовых инструментов человека в повседневной жизни при контакте с окружающим миром.

Оно делится на чувственное и рациональное. В статье рассматриваются их отличие, а акцент делается на объяснении рациональных форм познания и применяемых в нем методов.

Формы рационального познания и их описание

Какие формы познания составляют рациональную ступень? Формы рационального познания классифицируются на простые и сложные.

Разница в количестве прилагаемых мозгом усилий для поиска, обработки информации, а впоследствии — формировании выводов, законов и правил.

В пять главных форм входят:

Рациональное познание

Мировоззрение

Рациональное познание представляет собой совокупность методов и знаний о мире. Рациональное познание свойственно только человеку

19 548 30 декабря 2016

Рациональное познание представляет собой совокупность методов и знаний о мире. Рациональное познание свойственно только человеку. Лишь человеческой природе подвластны размышления о времени, пространстве, происходящих событиях и явлениях.

Люди в обыденной и профессиональной жизни опираются на научные, философские, религиозные представления о мире. Рациональное познание по своей сути невозможно без анализа происходящих событий, умения сравнивать и обобщать.

В данной статье будут рассмотрены формы рационального познания, его отличие от чувственного.

Характеристика рационального познания

Рациональное познание основывается, прежде всего, на логическом подходе. Главное отличие от чувственного познания заключается в том, что рациональное познание опирается на абстрактное мышление, помогает личности выйти за рамки испытываемых чувств.

Опираясь на рациональное познание, легче принимать ответственные решения. Дело в том, что люди избегают основывать свои выводы только на чувствах, ведь так возрастает вероятность оказаться обманутым, введенным в заблуждение. Чувства имеют свойство меняться, поэтому только на них полагаться не стоит.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.