Разница между человеческой субъектностью и субъективностью

Субъектность

Разница между человеческой субъектностью и субъективностью

Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»

Термин для обозначения экзистенциальной и деятельностной сторон бытия субъекта. Таким термином становится неологизм «субъектность», впервые использованный А.Н.Леонтьевым в работе «Деятельность. Сознание. Личность» (1977). А.Н.

Леонтьев подчеркивает необходимость выбора именно такого термина, очерчивая семантическую пару «субъективизм–субъектность», и предлагает понимать под субъектностью определенный набор качеств,характеризующих сферу деятельностных способностей человека, его способность к самодетерминации, творческой активности и пр..

Субъектность, агентивность – способности индивида выступать «агентом» (субъектом), т.е. активно действующим лицом, движущей силой действия.

Одно из определений agency, пользующееся признанием, определяет это явление как «осуществленная возможность людей воздействовать на их мир, а не только познавать его и приписывать ему личную или интерсубъективную значимость.

Эта способность представляет собой присущую людям силу действовать целенаправленно и рефлексивно, находясь между собой в более или менее сложных взаимоотношениях, корректируя и переделывая мир, в котором они живут, в обстоятельствах, в которых они могут считать желательными и возможными разные направления действий, хотя не обязательно под одним и тем же углом зрения» (Inden R.B. Imagining India. C. Hurst & Co. Publishers, 2000. 316 p)

  • Леонтьев Д.А. Что дает психологии понятие субъекта: субъектность как измерение личности // ЭПИСТЕМОЛОГИЯ И ФИЛОСОФИЯ НАУКИ. 2010. № 3. P. 136–153.

Высокий уровень субъектности характерен для студентоцентрированного, демократического обучения, когда учащиеся вовлечены в активную созидательную деятельность, которую они же сами и контролируют. Низкий уровень субъектности характер для авторитарного процесса обучения, в центре которого находится учитель, а ученики пассивно наблюдают и воспроизводят программируемые учителем действия.

Характеристики субъектности

Качества субъектаСогласно С.Л.Рубинштейну, субъекта характеризуют такие качества, как активность, способность к развитию и интеграции, самодетерминации, саморегуляции, самодвижению и самосовершенствованию.Е.Н. Волкова определяет субъектность через категорию «отношение»: отношение к себе как к деятелю и такое же отношениек другим людямИ.В.

Дуденкова указывает также на принцип автономии разума и принцип рефлексии.С.Я.Дерябо выделяет три основных свойства человека, выражающих субъектность: самоупорядочивание, самопричинение и саморазвитиеН.В.

Богданович закрепляет за понятием «субъектность» значение особого личностного качества, связанного с активно – преобразующими свойствами и способностями, связывая ее с так называемыми«самостными процессами», происходящими внутри человека: самоопределением, самосознанием, саморегуляцией, субъектификацией идр.А.Г.

Дугин подчеркивает, что, в классическом понимании западноевропейской философии субъект – это «волевое рациональное начало».О.А.Коваль предлагает использовать для определения субъекта определение монады Лейбница: «всякое сущее определяется стремлением к чем – либо, чтобы осуществить себя и таким образом достичь присущей ему субстанциальной полноты»А.Н.

Ильин указывает, что субъектность находится в едином онтологическом пространстве со свободой и ответственностью.С.С. Кашлев и С.Н.

Глазачев определяют субъекта как «носителя предметно-практической деятельности и познания в той мере, в какой он включается посредством реальной деятельности впроцесс непосредственного преобразования и познания окружающей действительности»И.А. Серегина предлагает четырехфакторную структуру субъектности, включающую сознательную творческую активность, способность к рефлексии, осознание собственной уникальности, понимание и принятие другого.

Российская неагентивность

Формирование субъектности и агентивности имеет особое значение для России, поскольку самой русской культуре и русскому самосознанию на уровне языка присуща неагентивность.

Это показала в своих работах Анна Вежбитская на основании огромного числа безличных предложений, свойственных русскому языку – «ощущение того, что людям неподвластна их собственная жизнь, что их способность контролировать жизненные события ограничена; склонность русского человека к фатализму, смирению и покорности; недостаточная выделенность индивида как автономного агента, как лица, стремящегося к своей цели и пытающегося ее достичь».

It is also connected with what in linguacultural studies is defined as “non-agentivity” in the Russian cultural outlook: it is a tendency to resignation and submissiveness, lack of emphasis on the individual as an “achiever”, especially in the material, “external” sense.

Non-agentivity – the feeling than human being are not in control of their lives and that their control over events is limited; a tendency of fatalism, resignation, submissivenes; a lack of emphasis on the individual as an autonomous agent, “achiever”, and controller of events.

Занимая в ситуации центральную позицию, человек вместе с тем может быть над ней не властен.

Безличные предложения фиксируют когнитивные модели, сформировавшиеся в национальном сознании и соответствуют следующему положению дел: способность контролировать события ограничена, склонность к фатализму, смирению, покорности. Вследствие этого недостаточная выделенность индивида как автономного агента.

  • Но не писалось ему на этот раз.
  • Женщины не всегда любят, когда мужчинам не стреляется, не пишется, не любится, не строится.
  • Хорошо нам с тобой живется.
  • Не получилось
  • Нам представляется …

Продуктивная субъектность (агентивность)

  • Schwartz D.L. The productive agency that drives collaborative learning // In P. Dillenbourg (Ed.), Collaborative learning: Cognitive and computational approaches. : NY: Elsevier Science/Permagon, 1999. С. 197 – 218.

Д.

Шварц связывает продуктивность и субъектность и разводит коммуникацию и взаимодейстие (коллаборация – Communication and collaboration are distinct.). По его мнению коммуникация не обязательна для того, чтобы произошла коллаборация. Даже если люди говорят на разных языках, они могут успешно сотрудничать.

Хотя коммуникация и коллаборация коррелируют, они остаются разными сущностями.

Люди мотивированы к коллаборации постольку поскольку они могут проявить свою субъектность через участие в продуктивной деятельности.

  • People are motivated to collaborate to the degree they get to exert their agency through productive behavior.

Для Маркса состоявшаяся личность не просто обладает доступом к материальным и интеллектуальным богатствам общества, но обладает правом (доступом) к продуктивной деятельности. Маркс не был сторонником государство всеобщего благосостояния, в котором люди только имел доступ к присвоению.

Он выступал сторонником продуктивного государства, в котором люди могли бы вносить свой вклад и выражать себя, были бы строителями своего общества, а не просто получатели. Ключевой вопрос для Маркса – у кого средства производства. Работы Маркса отличало внимание к индивидуальной продуктивной деятельности.

В дальнейшем это внимание стало менее заметным в рамках культурно-исторического подхода, развитого Выготским и его последователями, которые большее внимание уделяли общению и социальным взаимодействиям. Очевидно воздействие идей Маркса о продуктивной деятельности и доступу к средствам производства на работы И.

Иллича и особенно на его концепцию дружественных или праздничных средств, согласно которой человек нуждается в средствах, которые человек может использовать в соответствии со своими намерениями – так как ему хочется, и которые он может видоизменять так, как ему хочется.

Люди должны не только получить вещи, они должны получить прежде всего свободу производитьвещи, среди которых они могут жить, формировать эти вещи в соответствии с собственными вкусами, и использовать эти вещи в заботе о других людях.

В богатых странах заключенные в тюрьмах зачастую имеют доступ к более дорогим вещам и сервисам, чем члены их семей на свободе, но заключенные не в праве решать вопрос о том, как могут быть использованы эти вещи. Их наказание заключается в том, что они деградированы до статуса простых потребителей и лишены того, что я называю “праздничность”.

Субъектность и агентивность – agency connected with learner learner autonomy Deci – n this phenomenon to a situation where the learners are equipped and empowered to make autonomous decisions in the learning process given the accessibility and availability of “pertinent information and opportunities for choice”

Субъектность деятельности и автономность = самодетерминация как мотив деятельности.

Теория социальной агентивности

Robinson E.H. A Theory of Social Agentivity and its Integration into the Descriptive Ontology for Linguistic and Cognitive Engineering: // International Journal on Semantic Web and Information Systems. 2011. Т. 7. № 4. С. 62–86.

Литература

  • Вежбитская. Язык. Культура. Познание. М.: Русские словари, 1996. 412 p.
    • Анна Вежбицкая настаивает на тотальном различии ментальных структур англо- и русскоговорящих. Вежбицкая исходит из того, что каждый язык образует свою “семантическую вселенную”… Не только мысли могут быть “подуманы” на одном языке, но и чувства могут быть испытаны в рамках одного языкового сознания, но не другого. Иными словами, есть понятия, фундаментальные для модели одного мира и отсутствующие в другом” http://www.situation.ru/app/j_art_793.htm
    • англоязычное сознание “перелагает часть ответственности за успех или неуспех некоторого предприятия на лицо, которое его затевает”, в то время как русскоязычное сознание “полностью освобождает действующее лицо от какой бы то ни было ответственности за конечный результат”;
  • БЕЗЛИЧНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ В КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОМ АСПЕКТЕ http://old.kpfu.ru/fil/kn1/index.php?sod=26
    • Русский язык отражает и всячески поощряет преобладающую в русской культурной традиции тенденцию рассматривать мир как совокупность событий, не поддающихся ни человеческому контролю, ни человеческому уразумению, причём эти события, которые человек не в состоянии до конца постичь и которыми он не в состоянии полностью управлять, чаще бывают для него плохими, чем хорошими.

Разница между человеческой субъектностью и субъективностью

Разница между человеческой субъектностью и субъективностью

В современной российской философии употребляются такие термины, как «субъектность» и «субъективность». Что они означают?

статьи

Прежде всего, стоит сказать о том, что, собственно, в философии нет однозначного подхода к пониманию сущности субъектности. Есть большое количество точек зрения по поводу данного термина.

По одной из них под субъектностью следует понимать свойство личности человека, которое превращает его в независимый от других людей субъект либо дает потенциал для подобного превращения. При этом свойство, о котором идет речь, должно быть постоянным, в одинаковой степени выраженным и регулярно наблюдаемым. В идеале — также сохраняющим свою независимость от влияния внешних факторов.

На практике субъектность человека может выражаться, к примеру, в готовности избирать кандидатов на выборах. В этом случае он становится субъектом избирательного процесса.

Или, например, в готовности заключать договоры с другими людьми и становиться, таким образом, субъектом деловых правоотношений. В данном контексте субъектность не следует непременно отождествлять с правом — избирательным или гражданским, которое является не философской, а юридической категорией.

Но оно может быть одним из условий формирования у человека соответствующей готовности — выбирать, подписывать договоры.

Что такое человеческая субъективность?

Под субъективностью человека, в свою очередь, понимается качество личности, которое не просто превращает его в независимый от других людей субъект, но также и характеризует как активного пользователя этой самой независимостью.

Человек, таким образом, становится «субъективным», когда начинает позиционировать себя в обществе, ориентируясь исключительно на внутренние убеждения и установки и в то же время задействуя свою личностную субъектность — как ресурс, базу для соответствующего позиционирования.

На практике субъективность человека может выражаться (если говорить категориями примеров, указанных выше) в осуществлении личной, формируемой исходя из собственных убеждений оценки деятельности кандидатов перед анием на выборах. В деловых правоотношениях субъективность может выражаться в предложении партнерам включить в договор те пункты, которые человек считает необходимым наблюдать в соответствующем контракте.

Отметим, что есть и другая трактовка термина «субъективность» — как синонима самоуверенности, необъективности, несправедливой оценки человеком той или иной ситуации.

Данное понимание, собственно, может и не противоречить тому, что рассмотрено нами выше, поскольку практическое пользование человеком своей субъектностью зачастую сопровождается самоуверенным и необъективным анализом ситуаций и действий.

Однако субъективность в первом значении (как механизм практической реализации субъектности) не всегда бывает «субъективной» — то есть характеризующейся самоуверенностью.

Вполне возможно, что человек изберет кандидата или определит условия по договору с партнером, исходя из объективного анализа ситуации, использовав советы других людей.

В этом случае его субъективность — в значении механизма реализации субъектности — будет как раз таки объективной.

Сравнение

Главное отличие человеческой субъектности от субъективности — в том, что первый термин обозначает, прежде всего, личностный потенциал человека к осуществлению каких-либо действий, а второй — механизмы практической реализации данного потенциала.

Субъектность, таким образом, способна существовать и без субъективности — если, например, человек идет на выборы и ставит «галочку» в бюллетене наугад либо подписывает договор с партнером, не читая его. В свою очередь, субъективность может быть реализована человеком только при условии наличия у него личностной базы в виде субъектности.

Определив, в чем разница между человеческой субъектностью и субъективностью, внесем ключевые критерии в небольшую таблицу.

Таблица

Человеческая субъектностьЧеловеческая субъективность
Что между ними общего?
Субъектность — обязательное условие появления субъективности
В чем разница между ними?
Субъектность — это потенциал человека к осуществлению действийСубъективность — это практическая реализация потенциала человека к осуществлению действий

Объективность и субъективность: в чем разница простыми словами

Разница между человеческой субъектностью и субъективностью

«Ты не можешь быть объективным в этой ситуации», «Научись объективно оценивать свои возможности», «Это мое субъективное мнение» – знакомые выражения, правда? Мы употребляем их чуть ли не каждый день, но не все люди до конца понимают смысл ключевых понятий.

Да что уж тут скрывать, психологи, философы тоже до сих пор ведут споры о том, какая между ними разница, можно ли быть абсолютно объективным. Давайте разберемся во всем этом раз и навсегда.

Узнаем, что такое объективность и субъективность, что такое объективное мнение, как быть объективным.

Что такое объективность

Что значит слово «объективность»? Образовано от латинского objectum, что означает «предмет». Объективность – это способность воспринимать, анализировать события безоценочно, беспристрастно, без каких либо интерпретаций. Что значит «объективное мнение»? Это значит, непредвзятое, беспристрастное, безоценочное мнение.

Объективность – это свойство предмета (факт), оно не зависит от желаний, чувств, эмоций людей. Например, все законы природы, психики, наук относятся к объективности. Они работают вне зависимости от эмоций, опыта, убеждений, желаний человека. Они существуют и они такие, какие есть.

Что значит объективность

Рассмотрим определение понятия в разных словарях.

Объективность – что это в психологических энциклопедиях:

  • действительное существование предметов (явлений, процессов, свойств, отношений), которое не зависит от воли, сознания человека;
  • положение, согласно которому поведение человека всегда поддается внешним факторам и явлениям, которые можно измерить;
  • свобода от оценочных, ошибочных суждений, предрассудков;
  • способность проводить исследование, собирать информацию вне своих эмоций, предрассудков, не позволяя личным интерпретациям помешать.

Объективность в философии это:

  • принцип, подразумевающий признание действительности в ее реальных закономерностях, формах;
  • независимое существование вещей вне нашего сознания;
  • независимость событий от сознания, воли, желаний, вкусов, пристрастий человека.

Часто можно услышать такие словосочетания как «объективное отношение», «объективное решение». Что это значит? Объективное отношение – это непредвзятое отношение. То же, что объективный взгляд.

Например, все судьи, вынося приговор, сохраняют непредвзятое отношение. Объективное решение – это вывод о необходимых действиях, принятый на основе анализа информации из разных источников, фактов, явлений, свойств действительности.

В нашем примере это сам приговор.

Объективность: синонимы

Согласно всем рассмотренным определениям объективности, можно назвать следующие синонимы (по частоте использования, от самого популярного к менее популярным синонимам):

  • справедливость,
  • независимость,
  • честность,
  • предметность,
  • беспристрастность,
  • непредвзятость,
  • непредубежденность.

Раньше объективность рассматривали в негативном ключе и использовали такие синонимы как нелицеприятие, нелицеприятность.

Что такое субъективность

Она запрещает врачам лечить своих родственников, а психологам принимать своих знакомых. Она мешает нам трезво мыслить в стрессовой ситуации. Она – это субъективность. Означает предвзятое, эмоциональное, оценочное отношение к чему-либо.

Человек реагирует не на факты, а на свои эмоции, трактовку фактов и событий через свою систему ценностей, убеждений, суждений. Теперь понятно, причем тут запреты на лечение своих родственников, друзей: слишком высокий риск допустить ошибку. Боимся обидеть, навредить, потерять.

Волнуемся, переживаем, из-за этого в итоге ошибаемся.

Что такое объективное и субъективное мнение

Объективность и субъективность – это свойства, позволяющие воспринимать реальность беспристрастно или эмоционально (соответственно). Разберем подробнее, что значит объективное и субъективное мнение.

Очень часто, говоря «это мое субъективное мнение», мы подразумеваем «это мое личное мнение». На самом деле это не совсем так. Объективное мнение тоже может быть личным, каждое мнение человека личное.

Чем же отличается объективность от субъективности? Отличие в том, что объективное суждение не окрашено чувствами, эмоциями. Так что, это скорее то, что мы обычно называем «по факту» или «факт есть факт». А вот субъективное мнение – это оценочные суждения, наше отношение, наше чувственное восприятие. Отношение к ситуации с нашей «колокольни», исходя из тех знаний, опыта, что мы имеем.

Противоречие объективного и субъективного

Итак, мы выяснили, что у каждого человека свое, субъективное мнение. Очень часто субъективные мнения разных людей противоречат друг другу. Это приводит к конфликтам, полемике, дискуссиям. Но в тоже время противоречие мнений помогает развиваться каждому из людей, всему обществу, науке.

«Он сделал это специально, чтобы обидеть меня», – кричит один человек. «Нет, он просто пошутил», – говорит другой человек.

Оба по-своему правы, но в чем истина? Истина в том, что один человек в присутствии тучного человека рассказал анекдот про толстых людей. Зачем оно это сделал: пошутил или хотел обидеть? Известно только ему.

Однако и его мнение является субъективным. Объективен факт: он сказал то-то и то-то, там-то и там-то, в присутствии тех-то и тех-то.

Единство объективного и субъективного

Объективность и субъективность неразрывны так же, как неразрывны объект и субъект. Последние существуют только рядом друг с другом. Так и вокруг какого-то явления всегда возникает множество различных мнений.

Единство субъективного и объективного лучше всего заметно в объективности информации. Это истинность, правдивость каких-либо данных. Однако объективной информация становится в результате сочетания множества субъективных мнений.

Объективность суждений формируется под влиянием следующих источников:

  1. Формальное и неформальное образование. С первыми истинами, законами мира мы знакомимся в детском саду, школе. Потом мы продолжаем получать информацию в университете. К этому присоединяется самообразование.
  2. Наука. Научные знания, исследования, итоги экспериментов и т.д. доступны всем желающим.
  3. СМИ. Самый влиятельный источник. Доступность изложения, множество субъективных мнений, широкая тиражированность – все это делает СМИ таким влиятельным источником информации.
  4. Коммуникативное взаимодействие с другими людьми. Инстинкт подражания присущ нам как биологическому виду. Именно поэтому мы прислушиваемся к другим людям, хотим быть «как все». Поэтому очень часто все, что говорят наши друзья, коллеги мы воспринимаем как истину.

Психологи выявили интересную закономерность: чем больше людей поддерживает какое-либо мнение, тем выше вероятность, что и другие люди начнут воспринимать его как истинное. Поэтому можно утверждать, что любое объективное мнение в той или иной степени является навязанным общественным мнением.

Таким образом, объективность и субъективность – это две противоположные формы восприятия мира. Субъективность – личное мнение. Объективность – выводы на основе анализа нескольких мнений, источников информации, фактов.

Объективность в философии

В философии под объективностью понимают совокупность множества субъективных мнений относительно чего-либо. Однако собрать все варианты невозможно, и уж тем более нельзя избежать противоречий.

Абсолютная истина (объективность истины) – это максимальное понимание происходящего. Но, как отмечают философы, достичь абсолютной истины нельзя.

На каждое объективное мнение всегда можно найти несколько столь же объективных возражений.

Сократов метод

Проблемой поиска истины занимались многие философы, но особый вклад внес Сократ. По его мнению, у каждого человека может быть своя правда, свое представление о чем-то, но истина всегда одна.

И складывается она из нескольких субъективных отношений.

То есть абсолютная истина, по Сократу, всегда находится где-то посередине между двумя противоположными точками зрения (между двумя относительными истинами).

Философ даже разработал свой метод для поиска истины. Его используют и сейчас для решения споров, дилемм, сложных задач. Слышали выражение «В споре рождается истина»? Как раз от Сократа оно и пошло. Он втягивал других людей в диалог, оспаривал их мнения, постоянно выдвигал новые предположения и факты, в итоге приходил к истине.

Метод Сократа – это метод беседы или диалога. Сам философ начинал их с небезызвестной фразы «Я знаю, что ничего не знаю, но другие не знают и этого». При помощи фактов и легкой иронии Сократ оспаривал мнения оппонента до тех пор, пока второй участник не произнесет фразу «Ты совершенно прав, Сократ».

Объективность добра в этических представлениях Платона

Платон уделял особое внимание проблеме добра и зла (труды «Федон» и «Государство»). В своих трудах он определил, что такое объективное добро. И это совершенное общество.

Рассмотрим кратко теорию Платона. Она выделял три типа добродетели, три типа души человека:

  1. Разумная душа. Добродетель – мудрость, то есть истинное знание. Это правители, мудрецы, философы. Они видят истинные идеалы и стараются сделать все, чтобы приумножить добро.
  2. Эмоциональная душа. Добродетель – мужество, отвага, чувство долга. Это воины, охранники.
  3. Чувственная душа. Добродетель – физическая сила. Это простые рабочие, обеспечивающие материальную жизнь государства.

Платон отмечал, что изолированный тип души не встречается. В каждом человеке живут все три типа, но какой-то один из них преобладает.

https://www.youtube.com/watch?v=GZmdtc0oxik

В то же время Платон выделял три сословия (от высшего к низшему): правители, воины и работяги. Характеристики те же (соответственно типам души от 1 к 3).

Цель государства и любого общества – достижение истины, справедливости, объективности. Это и есть добро. Добродетели (условия), которые помогают в этом:

  • мера во всем;
  • равноправие женщин и мужчин;
  • отсутствие у мудрецов и воинов семьи и частной собственности (чтобы не отвлекались от управления и охраны);
  • недоступность денег для высшего сословия (оплата натурой, чтобы не было соблазна накапливать средства).

Таким образом, если говорить коротко и просто, современным языком, то по Платону добро – это равноправие, профилактика коррупции, чувство меры у всех и во всем, строгое распределение ролей в обществе. Философы, психологи, социологи отмечают, что философские идеи Платона об идеальном государстве, объективном добре нельзя воплотить в жизнь.

Как стать объективным

Может ли объективность быть абсолютной? Нет, каждый человек в трезвом уме, ясном сознании и вменяемом состоянии не может быть совершенно объективным. Если мы находимся в сознании, то анализ любого события тесно связан с личным отношением.

Можно ли быть совершенно объективным

Наше мировоззрение, система ценностей, убеждения не могут пропустить что-то в первичном (истинном) виде. Отсюда и пошло выражение «Истина субъективна».

Однако мы можем максимально развить способность непредвзято оценивать действительность. Именно это помогает психологам, медикам, учителям, судьям выполнять свою работу.

Под объективностью обычно понимают способность человека отстраниться от ситуации, посмотреть на нее со стороны, с точки зрения наблюдателя.

Получая информацию, мы невольно вычленяем из нее то, что интересно нам в рамках личных убеждений, установок. Как же быть объективным? Обращать внимание на факты, цифры, даты, первоисточники и т.д. Например, кто-то говорит: «Он ехал с большой скоростью». Это субъективное мнение.

Другой человек относительно той же ситуации говорит: «Он ехал 90 км/ч». Это объективное мнение. Для кого-то такая скорость быстрая, для кого-то медленная, а для кого-то нормальная. Но по факту это просто 90 км/час.

Любое событие и любой факт нейтрален до тех пор, пока мы не пропустим его через свою систему ценностей.

Как быть объективным

Таким образом, чтобы быть объективным, нужно:

  1. Собрать как можно больше разных мнений. Помните, о чем мы говорили в разделе по философии?
  2. Найти первоисточник и проанализировать его.
  3. Дать себе время на осмысление. Когда эмоции утихнут, а информация усвоится, еще раз взглянуть на проблему.

Это универсальный план для любой ситуации, в которой нужно быть объективным.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.