Разница между чеченцами и ингушами
Десять ингушских «почему»
Иллюстрация: Даня Берковский
Чтобы понять ингушский менталитет, предстоит задать не одну тысячу вопросов. В этом убедилась журналистка Алена Захарова, которая уже два года живет в Магасе и изучает историю, быт и культуру этого народа. Накопившиеся за это время вопросы она задала специалистам: этнографу Зейнеп Дзараховой и публицисту Хаважу Накостоеву.
1. Почему в ингушском языке нет фразы «С днем рождения»?
З. Дзарахова: Дело в том, что ингуши никогда не делали особого акцента на дне рождения. Долгое время, пока не было письменности, запоминали только приблизительное время появления человека на свет: например, «ранней весной», «во время косьбы» или «после прополки» и т. д.
Уже позже это стало фиксироваться. К примеру, мой дед Адл Барахоев в XIX веке записывал день рождения детей на ингушском языке арабской графикой. Тем не менее отмечать этот день до сих пор считается не очень скромным, как и привлекать внимание к своей персоне, каких бы ты ни достиг высот.
Сегодня для поздравления, как правило, используется фраза Дала дакала волва/йойла хо, что значит «Пусть Бог благословит тебя / Пусть Бог наделит тебя чем-то благим». Хотя все чаще можно услышать и другое поздравление: Вача/Йача денца дакалвувц/дакалуц хо аз, что значит «Благословляю тебя с днем рождения».
2. Почему при появлении старших нужно вставать и не садиться в их присутствии?
З. Дзарахова: Это дань уважения к старшим по возрасту. «Старшему — почести, младшему — заботу!» — говорят ингуши. Решая вопросы жизни семьи и общества, всегда принято считаться с мнением старших.
Вставать при появлении старших независимо от национальности — и мужчин, и женщин — обязанность каждого ингуша. Не принято не только садиться, но тем более сидеть с ними, трапезничать за одним столом. Это проявление уважения и скромности.
Исключение может быть одно: если младший по возрасту — ваш гость.
3. Раз в Ингушетии очень почитают старших, то почему никогда не обращаются к ним по отчеству?
З. Дзарахова: В ингушском языке отчество предшествует имени. Так, Адл Мохмад в русском варианте — Магомед Адлиевич. Однако в обществе не принято было обращаться по имени и отчеству друг к другу: не только к старшим — ни к кому. Это правило — напоминание о равенстве людей и ответственности за слова, дела и поступки.
У нас в народе говорят: «Все друг друга знают». Это не следует понимать буквально, но стоит человеку выделиться чем-то хорошим или, наоборот, совершить недостойный поступок, как его тут же назовут по отчеству. Это напоминание о высоком уровне ответственности. Впрочем, в современном обществе обращения по имени и отчеству стали распространены в государственных учреждениях и организациях.
4. Почему ингушские женщины (независимо от возраста) всегда уступают мужчинам дорогу?
З. Дзарахова: В былые времена, когда предки ингушей жили в горах, на пути всегда могла подстерегать опасность: узкие тропы, обвалы, звери. И мужчина, как защитник, шел впереди. Со временем это закрепилось в быту и получило скорее символическое значение: уступая дорогу мужчинам, женщины как бы перекладывают на плечи мужчин функцию защитника, в том числе и защитника родины.
Мужественность для ингушей значит очень много: никогда ингушка не позволит своему сыну заниматься женским трудом — уборкой дома, мытьем посуды — и будет с детства растить в нем мужчину. С малых лет в мальчике должно быть заложено чувство ответственности за семью, народ и отечество.
5. Почему теща и зять у ингушей никогда не общаются?
Как понять ингушей: девять главных слов их культуры
Что подают ингуши вместо хлеба с солью, какую книгу читают чаще всего и почему в ингушскую семью может входить до 80 тысяч человек
З. Дзарахова: Зять и теща действительно избегают встреч друг с другом. На свадьбе они не пересекаются, потому как в Ингушетии этот праздник проходит раздельно в двух домах: в доме невесты и в доме жениха.
Да и после этого новые родственники никакого общения не поддерживают. При этом при необходимости зять вхож в родительский дом жены, но и для этого создаются специальные условия.
Например, теща и тесть уходят в другое помещение, а зять учтиво и аккуратно проходит в дом.
Как бы там ни казалось, этот обычай говорит как раз о взаимном уважении. Теща является настолько почетным человеком для зятя, что их отношения нельзя заземлять до уровня бытовых.Наоборот, нужно ограничить возможность малейшего непонимания и недовольства друг другом. Нет такой зафиксированной нормы поведения, через которую зять мог бы выразить все уважение к теще, подчеркнуть ее высокий статус.
Зять даже не может называть по имени тестя и тещу. Но при этом обязан быть внимательным к их нуждам и оказывать им поддержку.
Кстати, даже после развода мужчина будет избегать бывшую тещу, отдавая дань традиции. Все это — высокое уважение к женщине как хранительнице культуры народа. Поэтому в ингушском обществе никогда не было и не могло быть анекдотов о теще или о тесте.
6. Почему у ингушей «племянник никогда не стареет»?
З. Дзарахова: Если зять, как представитель другой фамилии, считается почетным родственником, и к нему относятся уважительно и бережно, то именно на его сына или на его дочь, которые являются кровными племянниками, ложится большая ответственность за помощь родственникам по материнской линии.
Даже в преклонном возрасте человек, зная степень родства, будет помнить всегда Со йиши воI ва (Я — племянник). Племянник никогда не сядет за один стол со своим дядей по матери.
Где бы ни находился ингуш: в гостях, в другой стране или даже в поезде, узнав, что его собеседник — однофамилец или родственник его матери, он непременно уступит ему более почетное место.
Племянники, не соблюдающие сложившийся этикет, вызывают неуважение к себе.
7. Почему при приеме гостей хозяин сидит на самом непочетном месте — у выхода?
З. Дзарахова: У ингушей есть свой кодекс гостеприимства. «Гость превыше всего», «Гость — от Бога», — часто говорят в народе.
Подчеркнутое уважение к гостю проявляется в том, что его сажают на самое почетное место в комнате, которое как раз находится в максимальном удалении от входа.
Даже если он младше по возрасту, чем глава дома, ему все равно достанется и почетное место, и всеобщее внимание домочадцев. А хозяин, сидя ближе ко входу, следит за соблюдением этикета по отношению к гостю.
8. Почему гостей встречают фразой «Пусть ваш приход будет свободным»?
Х. Настокоев: Через фразу Марша доагалда шо передан посыл: хорошо, что вы пришли к нам по доброй воле, а не по необходимости.
Однако выражение также используют и в более общем смысле — например, в адрес человека, который в момент речи присоединился к компании.
Уходящим же вслед говорят: Марша лелалда шо, что в смысловом переводе будет звучать так: «Пусть ваш уход от нас и жизнь в целом будут свободными».
9. Почему в Ингушетии нельзя просто так взять и выпить стакан воды?
З. Дзарахова: Отношение к воде у ингушей всегда было священным. Прежде чем сделать глоток, человек, находящийся в обществе, непременно предложит воду другим, сопровождая фразой «Хий молли оаш?» (Будешь воду?).
Это часть этикета, проявление дружелюбия и заботы друг о друге.
Издревле сохранился обряд, когда невеста, как новый член семьи, приносила воду из родника в свой новый дом, заливала ее в общим котел и угощала всех водой, получая с этого дня признание.
Х. Настокоев: Кроме того, вопрос Хий молли оаш? всегда сопровождается жестом — протянуть стакан. Так принято, что обычно воду обеспечивает младший по возрасту, а первыми ее всегда пьют старшие. Старший у младшего может взять стакан с водой, а вот младший у старшего — никогда. Он откажется, но когда старший завершит, то младший тоже может выпить воды.
Иллюстрация: Даня Берковский
10. Почему по четвергам ингуши угощают своих соседей?
З. Дзарахова: Каждый четверг ингуши-мусульмане, поминая умерших, дают милостыню — или, как ее здесь называют, саха — в виде продуктов и сладостей, лепешек (чапильги). В первую очередь угощают соседей. Непременно соседу, живущему справа, затем — слева и напротив.
Количество дворов, которые угощают, могут быть от трех и больше, но обязательно нечетное число. Даже если никого нет дома, саха оставляют в пакете на ручке двери или передают через кого-то. По значимости сосед приравнивается к родственнику. Забота о ближних знакома ингушам еще до принятия ислама.
Об этом говорят народные выражения, например «Ты не можешь поужинать и лечь спокойно, если голоден твой сосед».
Алена Захарова
Разница между чеченцами и ингушами
В Советском Союзе чеченцы и ингуши проживали в одном национально-территориальном образовании – Чечено-Ингушской Автономной Республике. Ее разделение на Чеченскую и Ингушскую Республики произошло после 1991 года, когда развалился СССР. Чем отличаются чеченцы от ингушей, что у них общего и что послужило поводом для разделения? Обо всем этом – чуть ниже.
статьи
Отсутствие в древности у чеченцев и ингушей письменности стало причиной того, что мы знаем об их древней истории только по летописям соседних с ними народов. Да и то, сведения эти отрывочны и зачастую необъективны, поэтому их древняя история большей частью представляет собой набор гипотез.
На сегодняшний день точно установлено, что и чеченцы, и ингуши являются древнейшими жителями Кавказа. Оба эти народа относятся к вайнахской языковой группе нахско-дагестанской семьи.
Предки ингушей, по одной из версий, в составе племенного союза аланов участвовали в Великом переселении народов, сокрушившем Римскую империю.
В начале нашей эры часть ингушей, судя по сообщениям древних авторов и по руинам христианских культовых строений, приняла православие, которое позже было вытеснено исламом.
Вместе с тем у них долгое время сохранялось язычество, а ислам окончательно утвердился лишь к середине 19 века, причем главным фактором его принятия стала Кавказская война. О том, что ислам среди северокавказских горцев не имеет глубоких корней, писал еще А. С.
Пушкин («Путешествие в Арзрум»), который в 1829 году во время Русско-персидской войны проезжал через эти края. Несмотря на то что большинство ингушей приняли российское подданство еще в 1770 году, некоторые тейпы участвовали в войне на стороне Шамиля.
Отличие чеченцев от ингушей состоит в том, что на исторической сцене они появились раньше ингушей. По крайней мере существует гипотеза, что именно предки чеченцев известны в древних ближневосточных анналах как хурриты, жившие во 2 тысячелетии до нашей эры.
Правда, тут исторически корректней было бы говорить о том, что хурриты являются отдаленными предками как чеченцев, так и ингушей (а возможно, и некоторых дагестанских народов), и участвовали в этногенезе еще нескольких современных кавказских народов, в частности армян.
Позже хурриты были ассимилированы соседями, а часть их ушла на Северный Кавказ.
Контакты чеченцев с русскими начались в 18 веке, когда Российская империя стала колонизировать Кавказ. Они носили почти исключительно характер вооруженных столкновений.
Во время Кавказской войны у чеченцев, так же, как у ингушей, окончательно утвердился ислам в форме суннизма.Степень языковой близости настолько велика, что их языки различаются меньше, чем русский и украинский, то есть взаимопонимание осуществляется без затруднений.
Сравнение
Чеченский этнос разделяется на девять так называемых тукхумов – военно-политических объединений, которые состоят из тейпов (кланов).
У ингушей деления на тукхумы нет, в вайнахской среде их иногда называют «десятым тукхумом», подчеркивая близость чеченцев и ингушей.
Почему сложилось такое положение, что два близкородственных народа, живущие по соседству, разделились? На этот счет существует несколько гипотез.
Согласно наиболее вероятной, причиной послужило принятие ингушами в 18 веке российского подданства.
В условиях, когда формирование и ингушей, и чеченцев как наций не было завершено, разница в политической истории привела к образованию сначала ингушского субэтноса в составе других вайнахов, впоследствии выделившегося в самостоятельный народ.
Однако у них по-прежнему больше общего, чем различий: оба народа исповедуют ислам в форме суннизма, проживают в смежных субъектах Российской Федерации.
Оба народа имеют диаспоры за пределами РФ и СНГ, правда, у чеченцев она больше и влиятельней по причине большей численности народа, а также потому, что после Кавказской войны часть чеченцев покинула Северный Кавказ и переселилась в Саудовскую Аравию. Там и сейчас многие посты в вооруженных силах занимают этнические чеченцы.
Таблица
В чем разница между чеченцами и ингушами, показано в приведенной ниже таблице. Как видим, различия в основном в самосознании народов (принятии факта своей инаковости по отношению друг к другу) и в численности. А в остальном чеченцы и ингуши очень похожи.
Чеченцы | Ингуши | |
Язык | Чеченский, относящийся к вайнахской группе нахско-дагестанской языковой семьи | Ингушский, относящийся к вайнахской группе нахско-дагестанской языковой семьи |
Вероисповедание | Ислам суннитского толка | Ислам суннитского толка |
Численность | Около 1,7 млн, в том числе в Российской Федерации – почти 1,5 млн | Около 700 тысяч, в том числе в Российской Федерации – примерно 450 тысяч |
Чеченцы и ингуши – разница. Культура, традиции и история народов
Новости и общество 30 апреля 2016
Первоначальная общность двух этих народов была несколько разобщена ходом Кавказской войны девятнадцатого века и политикой царских властей.
Сейчас та часть населения, которая называется простым народом, более привержена единству, считая, что это единый народ – чеченцы и ингуши.
Разница подчёркивается только творческой интеллигенцией, которая не видит здесь единого этноса.
Язык
У чеченцев язык нахско-дагестанской части, и он наиболее близок к ингушскому. Вместе с тем присутствует диалектное членение, которое гораздо более сложно.
Например, некоторые чеченские горные диалекты гораздо ближе к ингушскому, чем даже к родному чеченскому. Причём в языковых отношениях, которыми связаны чеченцы и ингуши, разница гораздо меньшая, чем между русскими и украинцами.
Каждый будет разговаривать на своём родном наречии, но поймут друг друга без малейшей трудности.
И другие проявления культуры демонстрируют ту же общность. Носители ингушского и чеченского языка из интеллигентской прослойки уверены, что понимание достигается не более, чем на 80%, а бытовая речь ещё менее понятна.
Тем не менее знатоки-этнографы видят эти два народа настолько близкими, что во многих источниках фигурируют под одним названием – вайнахи (вейнахи) – и чеченцы, и ингуши. Разница, стало быть, со стороны практически не видна.
Литературный язык вайнахов сформировался далеко не сразу. Ранее он был общенормированным и шёл от сказителей – илланчи. Также велись семейные хроники – тептари – на чеченском, но арабской графикой. Они сохранились, хотя и в очень малом количестве.
Основу языка чеченский народ нашёл среди равнинных диалектов – урус-мартановского и шалинского. Ими владело большинство. Также очень близки к ним гудермесский и подтеречный диалекты, которые были тоже широко распространены.Основой ингушского явился диалект назрановский, родной для почти восьмидесяти процентов населения, то есть вся республика Ингушетия говорила именно на нём.
Обычаи
Этнографы уверяют, что чеченская культура значительно более утратила смысл этнических ритуалов, чем ингушская. Чеченцы уже не избегают своих тёщ, как в старые добрые времена, могут накормить гостя супом, что нарушает исконность обычая.
Ингуши же, как встарь, гостей кормят специальным мясным блюдом – полагается баранина, курица или индюшка, а с тёщами стараются не сталкиваться в обиходе вообще.
Свадьбы тоже гораздо более вольно проходят у чеченцев, а у ингушей невеста по древнему обычаю всё время ритуально стоит в углу.
Однако и чеченцы, и ингуши, разница между которыми с течением времени всё-таки образовалась, чётко осознают своё этническое родство, и этноним “вайнах” для них не пустой звук.
Многим из них странной кажется информация о том, что этот термин введён недавно и создан одним человеком, никоим образом не относящимся ни к одному народу, ни к другому.
Они в массе своей считают, что у этого этнонима история тысячелетняя.
Малые народы
На востоке с чеченцами соседствуют дагестанцы – аварцы, кумыки и много народов ещё меньшей численности.
У кумыков культура высоко арабизирована, именно они стали для чеченцев девятнадцатого века законодателями этикета, и почти все проповедники происходили из их числа.
Аварцы же смогли подняться только в советское время, когда быстро выросла их численность. Ранее они были безземельными и нанимались к чеченцам в пастухи.
Эта история чеченцев и их соседей подтверждается тем, что почти все сёла Чечни имеют целые кварталы, где расселились аварцы.Наёмный труд – почти рабский, потому для гордых чеченцев он считался крайне непрестижным, и они до сих пор недостаточно уважают аварцев за их неблаговидное прошлое. Но ещё не забыто и то, что были времена, когда Чечня столетиями подчинялась аварским феодалам.
Лишь к восемнадцатому веку чеченские традиции стали приобретать самостоятельность, и то только потому, что страна смогла сбросить с себя это иго.
Вайнахи: расселение
Политический антагонизм быстро перекрывался религиозным фактором. Соседний Дагестан постоянно и сильно посылал на запад свой импульс ислама, посредством которого чеченцы и ингуши всё более этнически идентифицировались. В состав чеченцев как этнический компонент входит довольно большое число дагестанцев, даже образованы дагестанские тейпы.
А в равнинном Хасавюртовском районе Дагестана, в свою очередь, поселились аккинцы-чеченцы, их около ста тысяч человек, родиной которых были Республика Ингушетия и Чечня.
Это горцы, практически самое древнее из подразделений вайнахов, которые мигрировали с пограничья между двумя республиками. После нашествия Тамерлана аккинцы спустились с гор и ушли на восток, вбирая в себя разные тейпы чеченцев.
Во всяком случае они себя позиционируют как чеченскую общность.
Предки вайнахов населяли и северокавказские степи, которые примыкают к нынешней территории Чечни. В первом тысячелетии здесь хозяйничал Хазарский каганат с государственной религией, далёкой от ислама, – иудаизмом.
Чеченская этнография до сих пор хранит некоторую связь с этим соседством, оставившим ощутимые следы в истории становления вайнахов, поскольку их участие в политической жизни Хазарского каганата было весьма активным.
Некоторые тейпы прямо возводят свой род к одному из еврейских предков, то есть хазарское прошлое история чеченцев и ингушей хранит более чем явно.
Размежевание
Совсем недавно чеченцы и ингуши, разница между которыми ещё меньше, чем между русскими и белорусами, поспорили относительно административных границ. Эти братские народы, вернее – единый народ вайнахов, разделившийся на два субъекта, решили размежеваться.
Естественно, никаких юридических последствий решение чеченских властей не получило. Но ситуация сложилась взрывоопасная.
Менять границы между республиками – открыть ящик Пандоры, обязательно начнутся конфликты, причём не только чечено-ингушский, но и осетино-ингушский, корни которого ещё глубже.
История ингушей и осетин предгорной и равнинной части Ингушетии и Северной Осетии длится с конца семнадцатого века, поскольку здесь они проживали кучно и смешанно до такой степени, что уже сами не могут разобраться, кто они есть: осетинское ли сообщество или вайнахи.
Во всяком случае на протяжении столетий эти земли населяли то одни, то другие, периодически смешиваясь и служа неким приграничным буфером между основными народностями, проживающими внутри территорий.
Земли, считающиеся осетинскими, примыкали в разное время то к Ингушетии, то к Осетии, и эти народности постепенно вытеснили обитавших здесь кабардинцев. Причём произошло это ещё в семнадцатом веке.
Теперь, если сделать всё “правильно” по-чеченски, то обижены будут сразу несколько уважаемых народностей. Вариантов справедливости много, у каждого он свой. Размежевание породит совершенно ненужные споры и, возможно, посодействует назреванию конфликтов.Территориальные претензии, да ещё и со сроками такой давности, сейчас более чем неуместны. Когда прозвучал этот призыв к мудрости, появился и ответ на вопрос о том, почему чеченцы не любят ингушей.
Это неприятно и обидно, особенно когда вспоминается, что именно Ингушетия принимала беженцев во время обеих чеченских войн – сотни тысяч человек нашли там приют.
Почему это произошло
Конечно, демаркация начала 90-х годов прошла де-факто. Чечня воевала, а Ингушетия осталась в правовом поле РФ, участвуя в референдумах и многочисленных выборах. С началом первой войны граница между Ингушетией и Чечнёй перестала быть условной, она охранялась федеральными войсками и другими силовыми структурами. Всё это закрепило разделение – и хозяйственное, и административное.
Конечно, эти два народа, чеченцы и ингуши, разница между которыми более чем эфемерна, очень друг другу близки. Их связывают многовековые отношения, обычаи, язык.
Но ингуши, религия которых тоже не позволяет им быть мягкотелыми, не позволят навязывать им чужую волю. Даже и не чужую не позволят. Вялотекущий конфликт и его вооружённое подполье, значительно погашенные, разгорятся вновь.
А если учесть количество всевозможного оружия, которое сейчас находится в этом регионе, становится поистине страшно.
Предыстория
Когда Россия пришла на Кавказ, ингуши потеряли многие свои земли, где для приграничного спокойствия были расселены казаки. Именно поэтому расклад Гражданской войны получился такой: осетины были нейтральны, казаки встали за белых, а ингуши – за красных, поскольку им было обещано возвращение заселённых казаками территорий.
После победы терским казакам пришлось покинуть обжитые места, поскольку советская власть слово своё держала всегда. АССР была одна – Горская – вплоть до 1924 года, далее произошло разделение на Северо-осетинскую и Ингушскую автономии плюс Сунженский округ. Столица была общая – Владикавказ. А в начале 30-х появилась Чечено-Ингушская автономная область, чтобы в 1937-м стать ЧИ АССР.
Война
Депортация чеченцев и ингушей в 1944 году привела к тому, что АССР была упразднена. Появилась Грозненская область, а остальные территории были отданы Грузинской, Дагестанской и Северо-Осетинской АССР.
Причины были более чем веские: срыв мобилизации и дезертирство подавляющего большинства вайнахов, создание бандформирований, предательство, укрывательство немецких парашютистов, служба нацистам – список велик.
Главные слова здесь – подавляющее большинство.
Чтобы не получать ударов в спину (которые неоднократно случались), вайнахов выселили в Среднюю Азию. И в этом случае совершенно не видно, чем отличаются чеченцы от ингушей. В 1956 году вайнахи начали массовое возвращение в родные места.
АССР восстановили, но вот территория по большей части (кроме отданной грузинам) оказалась уже плотно заселённой. Теми же осетинами. Несмотря на это, почти все отнятые земли чеченцам и ингушам были возвращены.
Однако за заселённые территории начались локальные войны.
Восьмидесятые годы
Самое начало восьмидесятых годов ознаменовалось резким взвинчиванием напряжённости в добрососедских отношениях: развернулась борьба за Пригородный район (Чермен, Камбилеевское, Октябрьское), в ходе которой осетины потребовали выселить всех ингушей за пределы республики. Начались массовые беспорядки, сопровождавшиеся вводом армейских частей для водворения миропорядка. Ингушам ограничили прописку, что они справедливо сочли дискриминацией. Продолжились стычки с убийствами и избиениями.
Всё это продолжалось и в 90-е, причём ингушам постоянно напоминали об их деятельности во время Второй мировой, о связях многочисленных банд с вермахтом, о зверских расправах с красноармейцами.
В 1991 году ингуши законфликтовали с осетинской милицией до такой степени, что было введено чрезвычайное положение, а Верховный Совет решил даже пойти на уступки народу, обиженному депортацией.
Но судьба распорядилась иначе.
Советский Союз перестал существовать, Чечня объявила о независимости, а Ингушетия решила остаться в составе РФ. В 1992-м Ингушетия снова стала республикой в составе России.
Тогда же в Пригородном районе произошла целая серия убийств ингушей, после чего были проведены границы между Ингушетией и Северной Осетией, а злополучного района последняя лишилась. Осетины – тоже народ горячий: работники ГАИ начали стрелять по ингушам, после чего последним было разрешено не только носить, но и применять огнестрельное оружие.
Война останавливаться не хотела никак. Ингуши блокировали пост внутренних войск и потребовали вывода вооружённых сил РФ со своей территории. Боевые действия продолжились.
Если русские уйдут с Кавказа
Что тогда? Будет кровавый хаос, как утверждают местные жители, наученные горьким опытом. Они помнят, что случилось в Чечне после полного выдавливания всего русского населения: был криминальный беспредел, людей похищали не только в Чечне, но и по всей стране, после чего появились ваххабиты со своей объединяющей идеологией, и почти сразу началась гражданская война.
Порядка и тишины на Кавказе не было никогда, его вообще там просто быть не может, поскольку сильной государственности традиционно нет и взяться ей неоткуда. Соседи здесь всегда то более, то менее активно убивали друг друга.
А кроме того, угоняли скот, грабили, воровали женщин, а потом за всё это жестоко мстили. Вот когда был сильный внешний управляющий – определённый, пусть не полный порядок всё-таки наблюдался.
Например, при владычестве Российской империи или при СССР.
Без сильной руки ингуши и чеченцы снова будут затевать территориальные споры и друг с другом, и со всеми соседями. Объединение вряд ли возможно. Временно примирить враждующих обычно помогает шариат и адат (обычай).
Но решать на Кавказе по шариату или адату могут только очень близкие “свои” – односельчане, родственники или на крайний случай представители одной народности.
Поскольку в этом регионе народностей огромное количество, решение вряд ли придёт.
Главный арбитр на Кавказе – выгода. И сила. Чеченцы могут ингушей просто купить: помощью в погроме осетин, например. Или посулить участие в делах “чеченской империи”. Только в этом случае ингуши признают власть чеченцев и даже, может быть, поклонятся. Без бонусов все эти споры решаются только силой. Так было всегда, и вряд ли что-то изменилось за последние десятилетия.
Источник: .ru
Обычаи
Этнографы уверяют, что чеченская культура значительно более утратила смысл этнических ритуалов, чем ингушская. Чеченцы уже не избегают своих тёщ, как в старые добрые времена, могут накормить гостя супом, что нарушает исконность обычая.
Ингуши же, как встарь, гостей кормят специальным мясным блюдом – полагается баранина, курица или индюшка, а с тёщами стараются не сталкиваться в обиходе вообще.
Свадьбы тоже гораздо более вольно проходят у чеченцев, а у ингушей невеста по древнему обычаю всё время ритуально стоит в углу.
Однако и чеченцы, и ингуши, разница между которыми с течением времени всё-таки образовалась, чётко осознают своё этническое родство, и этноним “вайнах” для них не пустой звук.
Многим из них странной кажется информация о том, что этот термин введён недавно и создан одним человеком, никоим образом не относящимся ни к одному народу, ни к другому.
Они в массе своей считают, что у этого этнонима история тысячелетняя.
Вайнахи: расселение
Политический антагонизм быстро перекрывался религиозным фактором. Соседний Дагестан постоянно и сильно посылал на запад свой импульс ислама, посредством которого чеченцы и ингуши всё более этнически идентифицировались. В состав чеченцев как этнический компонент входит довольно большое число дагестанцев, даже образованы дагестанские тейпы.
А в равнинном Хасавюртовском районе Дагестана, в свою очередь, поселились аккинцы-чеченцы, их около ста тысяч человек, родиной которых были Республика Ингушетия и Чечня.
Это горцы, практически самое древнее из подразделений вайнахов, которые мигрировали с пограничья между двумя республиками. После нашествия Тамерлана аккинцы спустились с гор и ушли на восток, вбирая в себя разные тейпы чеченцев.
Во всяком случае они себя позиционируют как чеченскую общность.
Предки вайнахов населяли и северокавказские степи, которые примыкают к нынешней территории Чечни. В первом тысячелетии здесь хозяйничал Хазарский каганат с государственной религией, далёкой от ислама, – иудаизмом.
Чеченская этнография до сих пор хранит некоторую связь с этим соседством, оставившим ощутимые следы в истории становления вайнахов, поскольку их участие в политической жизни Хазарского каганата было весьма активным.
Некоторые тейпы прямо возводят свой род к одному из еврейских предков, то есть хазарское прошлое история чеченцев и ингушей хранит более чем явно.
Почему это произошло
Конечно, демаркация начала 90-х годов прошла де-факто. Чечня воевала, а Ингушетия осталась в правовом поле РФ, участвуя в референдумах и многочисленных выборах. С началом первой войны граница между Ингушетией и Чечнёй перестала быть условной, она охранялась федеральными войсками и другими силовыми структурами. Всё это закрепило разделение – и хозяйственное, и административное.
Конечно, эти два народа, чеченцы и ингуши, разница между которыми более чем эфемерна, очень друг другу близки. Их связывают многовековые отношения, обычаи, язык.
Но ингуши, религия которых тоже не позволяет им быть мягкотелыми, не позволят навязывать им чужую волю. Даже и не чужую не позволят. Вялотекущий конфликт и его вооружённое подполье, значительно погашенные, разгорятся вновь.
А если учесть количество всевозможного оружия, которое сейчас находится в этом регионе, становится поистине страшно.
Война
Депортация чеченцев и ингушей в 1944 году привела к тому, что АССР была упразднена. Появилась Грозненская область, а остальные территории были отданы Грузинской, Дагестанской и Северо-Осетинской АССР.
Причины были более чем веские: срыв мобилизации и дезертирство подавляющего большинства вайнахов, создание бандформирований, предательство, укрывательство немецких парашютистов, служба нацистам – список велик.
Главные слова здесь – подавляющее большинство.
Чтобы не получать ударов в спину (которые неоднократно случались), вайнахов выселили в Среднюю Азию. И в этом случае совершенно не видно, чем отличаются чеченцы от ингушей. В 1956 году вайнахи начали массовое возвращение в родные места.
АССР восстановили, но вот территория по большей части (кроме отданной грузинам) оказалась уже плотно заселённой. Теми же осетинами. Несмотря на это, почти все отнятые земли чеченцам и ингушам были возвращены.
Однако за заселённые территории начались локальные войны.
Если русские уйдут с Кавказа
Что тогда? Будет кровавый хаос, как утверждают местные жители, наученные горьким опытом. Они помнят, что случилось в Чечне после полного выдавливания всего русского населения: был криминальный беспредел, людей похищали не только в Чечне, но и по всей стране, после чего появились ваххабиты со своей объединяющей идеологией, и почти сразу началась гражданская война.
Порядка и тишины на Кавказе не было никогда, его вообще там просто быть не может, поскольку сильной государственности традиционно нет и взяться ей неоткуда. Соседи здесь всегда то более, то менее активно убивали друг друга.
А кроме того, угоняли скот, грабили, воровали женщин, а потом за всё это жестоко мстили. Вот когда был сильный внешний управляющий – определённый, пусть не полный порядок всё-таки наблюдался.
Например, при владычестве Российской империи или при СССР.
Без сильной руки ингуши и чеченцы снова будут затевать территориальные споры и друг с другом, и со всеми соседями. Объединение вряд ли возможно. Временно примирить враждующих обычно помогает шариат и адат (обычай).
Но решать на Кавказе по шариату или адату могут только очень близкие “свои” – односельчане, родственники или на крайний случай представители одной народности.
Поскольку в этом регионе народностей огромное количество, решение вряд ли придёт.
Главный арбитр на Кавказе – выгода. И сила. Чеченцы могут ингушей просто купить: помощью в погроме осетин, например. Или посулить участие в делах “чеченской империи”. Только в этом случае ингуши признают власть чеченцев и даже, может быть, поклонятся. Без бонусов все эти споры решаются только силой. Так было всегда, и вряд ли что-то изменилось за последние десятилетия.