Разница между ценностью и нормой

В чем разница между ценой и ценностью

Разница между ценностью и нормой

Для экономиста разница между понятиями очевидна. Людям других профессий различить эти термины бывает не просто, некоторые даже отождествляют их и приводят свои доводы.

Пример 1

В эпоху административно-командной системы школьницы должны были носить форму ‑ одинаковые коричневые платья. Возникала иллюзия одной и той же полезности для всех этого предмета гардероба. Так происходило потому, что не было выбора.

Пример 2

Манго стоит 300 рублей за 1 штуку. Одни считают, что фрукт ценен настолько, насколько оценил его продавец. Другим экзотический плод не нужен ни за какие деньги.

Пример 3

В 80-х годах 1 килограмм молочной колбасы во всех магазинах Ленинграда стоил 2 рубля 20 копеек. Но один гражданин употреблял только пару бутербродов с нею за завтраком, другой 100 грамм за ужином, а третий же покупал только докторскую, т.е. ценность для разных людей оказывалась различной.

Что же общего у этих двух понятий? Да только то, что происходят они от одного корня, что и будет рассмотрено ниже.

Что такое цена?

Цена – это стоимость вещи как товара в каких-либо денежных единицах, к примеру, в долларах или рублях.

Она пишется на ярлычке, штрих-коде, в прайс-листе.

Существует много методов образования цены, но в России большинство изделий серийного производства производится по затратному подходу, когда итоговая стоимость на каждый товар формируется, исходя из качества и количества труда, что вложен в его изготовление и реализацию. К полученной сумме добавляются нормативная прибыль и косвенные налоги. Издержкам считаются:

  • Арендная плата.
  • Затраты на перевозку готовых изделий до оптовых складов и магазина.
  • Услуги грузчиков и др.

Начинают процесс расчета с определения объема производства, опирающегося на возможные продажи, потом считают расходы на единицу продукции и устанавливают стоимость продажи.

Чтобы получить заданную прибыль, изделие должно иметь не только необходимые технические характеристики, но и удовлетворять эстетические, экологические, эргономические и иные требования потенциального покупателя. Прибыль может быть любая, если продукция при этом продается. Чтобы убедиться в верности данного утверждения, стоит вернуться к примеру 2 и порыться в интернете.

Стоимость манго в 2019 году:

ПериодМагнитПерекрестокПятерочкаЛента
Май 2019199,90279,90249,90433,30
Август 2019160,00179,90166,63

Из таблицы видно, что стоимость может отличаться не только в разных магазинах, но и в разные периоды года.

Государственное ограничение

Госорганы часто устанавливают фиксированные и регулируемые цены путем утверждения перечня продукции, методик и значений по расчету расценок, проведения надзорных процедур.

Например, наценка на товары первой необходимости (ржаной хлеб, молоко, куриные яйца и др.), не должна превышать 15 % от затрат производителя (или первого оптовика). Список такой продукции определяется Федеральным законом.

Для беднейших слоев населения государство:

  1. Выплачивает субсидии, гарантирующие получение ими минимально необходимого для физиологического проживания количества товаров и услуг.
  2. Предоставляет дотации, например, на проезд в общественном транспорте.

Государственное регулирование необходимо, чтобы обеспечить финансовую доступность товаров повседневного спроса для всех категорий населения.

Рыночный спрос

Производитель хочет продать продукцию дороже, ориентируясь на значение стоимости на рынке, бренд, дизайн, упаковку и другие параметры.

Если продажи не радуют, то маркетологи стараются убедить покупателей в соответствии ее потребительским свойствам качественного изделия. Когда и после этого товар не продается, то вводят скидки.

Ситуация при насыщенном рынке (когда много подобной продукции) чревата тем, что покупатели начинают требовать все больших скидок, а в противном случае отказываются покупать.

Покупатель же покупает до тех пор, пока считает, что получит удовольствия от обладания вещью больше, чем заплатит за нее.

Влияние конкурентов

В результате компромисса между спросом и предложением возникает равновесное значение стоимости, которое устраивает и продавца, и покупателя. При этом покупатель сравнивает товар с другими имеющимися на рынке, желая получить при той же цене бОльшую ценность.

Что понимают под ценностью?

Это важность, полезность вещи для ее обладателя, которую он получит вместо потраченных денег.

Пример 5

Маркетолог записался на вебинар по рекламе в Яндекс Директе. Заплатил за участие в нем 2000 рублей. Внимательно прослушал рекомендации преподавателя и применил знания в своей работе.

Доходы специалиста за 2 месяца после окончания вебинара выросли на 5500 рублей.

Разница между затраченными деньгами и полученным дополнительным доходом (полезность) составила: 5500 – 2000 = 3500 рублей.

Пример 6

Женщина страдала от периодических конфликтов с начальником. Даже если он соглашался с нею по существу, сначала он взрывался, когда мнение подчиненной не совпадало с его собственным. От переживаний развился невроз, и одна рука перестала подниматься на полную амплитуду. Были дни, когда трудно было сосредоточиться, а любимая работа не мила.

По совету врача в отпуске она съездила по путевке в санаторий. Плавала в теплом море, прошла курс лечения с консультациями невролога и психолога. Вернувшись домой, обнаружила, что рука полностью работоспособна, появились новые идеи, и работа больше не кажется каторгой – это и есть полезность, которую женщина приобрела, но измерить ее количественно вряд ли получится.

Приведенные примеры показывают, что понятие ценности индивидуально. Вебинар важен лишь для тех, кто зарабатывает продажами, а курс лечения в санатории не нужен тому, у кого нет проблем с нервной системой.

Главное отличие

Оно кроется в смысле, который обнаруживается в каждом термине. Производитель закладывает в цену рыночное толкование полезности изделия с учетом в первую очередь издержек на его производство и продажу, а конкретный потребитель видит свое субъективное понимание полезности.

Выводы

Любой товар имеет цену, выражаемую цифрами. Ее устанавливают в зависимости от множества факторов, таких как бренд производителя, уникальность, технические свойства, вид и т.п.

Но ценность не всегда можно выразить количественно. Можно очень долго расхваливать товар, но если человек не заметит ценность его для себя, вряд ли он сделает даже столь старательно рекламируемую покупку.

Цена и ценность: определяем разницу | Фактор Роста

Разница между ценностью и нормой

На витрине стоят две книги одинакового содержания с ценником 1000 и 100 рублей. Их разница – в издательстве и переплете. Вы задумывались, какова ценность каждой из них?

Цена здесь не имеет ничего общего по сравнению с той ценностью, которую они могут (или не могут) вам дать. «Цена» и «ценность» — два однокоренных слова, разницу между которыми, как показывает практика, знают не все. Разберемся, в чем принципиальное отличие этих понятий и почему одна и та же вещь может иметь высокую цену, но не иметь ценности. И наоборот.

Каждый товар имеет свою цену и ценность

Цена есть у любого товара, и она выражена количественным значением. Люди устанавливают цену в зависимости от целого ряда факторов, включая его пользу, бренд, технические данные, уникальность, вид и т.п.

Книга может стоить 400 или 50 рублей, булка хлеба — 30 или 100 рублей, ноутбук — 30 000 или 100 000 рублей и так далее. Формирование цены – одна из областей экономической значимости товара.

Другое дело — ценность, определить которую в цифрах можно далеко не всегда.

Как измерить ценность

Измерить её количественно удаётся не всегда, и чтобы понять это, давайте рассмотрим два практических примера.

Ценность — индивидуальное понятие

Практически всё в нашей жизни имеет цену и ценность, но последнее понятие индивидуально для каждого. Например, вышеупомянутый семинар ценен для всех, кто занимается продажами. Но какой смысл посещать его людям, не связанным с этой сферой? То же можно сказать и про стоматологические услуги: они не нужны человеку, у которого нет проблем с зубами.

Что касается примера с книгой за 100 или 1000 рублей, все зависит опять же от ситуации. Если вам важно прочесть ее и почерпнуть ценную для вас информацию, переплачивать за обложку смысла нет, и вы приобретете книгу за 100 рублей. Однако если близкий человек купит вам книгу в более дорогом переплете, то ценность информации дополнится для вас еще и ценностью подарка от близкого.

Поэтому, прежде чем заказать какой либо товар или услугу, вам нужно определиться, есть ли в этом ценность конкретно для вас. Для этого задайте себе несколько вопросов:

  • Изменится ли моя жизнь в лучшую сторону после покупки товара/заказа услуги?
  • Буду ли я сожалеть о покупке или наоборот — пожалею, что она не была осуществлена?
  • Что даст эта покупка мне сейчас и что она принесёт в перспективе?
  • Ценность выше цены услуги/товара или наоборот — продукт не стоит потраченных на него денег?

Ценность как невербальное оружие убеждения и продаж

Практически любой бизнес так или иначе связан с продажами, поэтому приведённая ниже информация будет полезна для 99% читающих её людей. Вы можете использовать ценность продукта ,чтобы убедить человека совершить действие или чтобы продать ему свой товар или услугу.

Классическая ошибка всех продавцов заключается в том, что они озвучивают цену товара, рассказывают о его преимуществах и характеристиках, но забывают упомянуть ценность.

Зачем покупателю приобретать продукт, если он не знает, для чего он ему нужен? Аналогичная ситуация происходит и в реальной жизни: вы можете убеждать собеседника сделать что-либо, но пока человек не увидит, какую ценность принесут его действия лично ему, вряд ли поспешит выполнять вашу просьбу.

Сосредоточившись на ценностях и выгоде товара, услуги, совершенного действия, вы можете умело влиять на любого человека.

Определив, в чём разница между ценой и ценностью, научившись пользоваться этой информацией, продавцы могут искусственно повышать ценность продукта/товара, основываясь на личностных ценностях потребителей. Покупателям нет смысла покупать дорогостоящие товары, не имеющие для них ценности. В этом состоит идея выбора.

Покупайте самое ценное для вас вне зависимости от стоимости этого товара. Потратить 10000 рублей можно и на новую сумку, и на самообразование, и на подарок близкому, и на что угодно еще, что представляет ценность именно для вас. Важно подходить к этом процессу осознанно и отличать навязанные ценности от истинных.

Основные элементы культуры. Понятие ценностей, норм, идеологии,знания, убеждения, языка

Разница между ценностью и нормой

Изучение истории человечества убеждает в том, что среди людей, в их группах и объединениях должен поддерживаться определенный социальный порядок, который основывается на сложившихся либо специально устанавливаемых образцах поведения. 
Механизмом регуляции социального взаимодействия является культура. Культура организует жизнь общества с помощью своих элементов: ценностей, норм, идеологии, знания, убеждения и языка. 

Ценности

Ядром культуры являются ценности. Ценности – социально значимые, одобряемые обществом явления действительности: предметы, представления, идеи, отношения. 

Ценности определяют как:

  • состояние социальных связей, идей, которые предпочтительны для социального субъекта;
  • критерий оценки реальных явлений;
  • регулятор социальных взаимодействий.

М.Вебер указывал на соотношения смысла человеческого акта и ценностей. Ценности ориентируют человека, побуждают его к активной деятельности.

В каждом обществе своя система ценностных ориентаций и иерархия ценностей, которая делится на:

  • общечеловеческие ценности ( ценность жизни, рождения, любви и т.д.);
  • общесоциальные ценности конкретного общества ( индивидуализм или коллективизм, свобода или подчинения и т.д.)

Так же ценности классифицируются по принадлежности к подсистемам или сферам социокультурной жизни людей, ценности общества, группы и личности:

  • политические (свобода слова, законность);
  • художественные (гармония, прекрасное);
  • нравственные (совесть, добро, зло);
  • правовые (правовой статус, юридические права);
  • экономические (собственность, доход, богатство).

Культура является механизмом воспроизведения, развития, сохранения и передачи ценностей. С помощью ценностей человек выбирает ориентиры, в соответствии с которыми соотносит свою жизнь.

В социологических исследованиях изучаются ценности личности и группы, выявляется ценностная иерархия, доминирование одних ценностей над другими, ценностные ориентации различных слоев населения и т.д.

Нормы

Социальные нормы представляют собой образцы конкретного поведения.  Социальные нормы воспроизводятся на основе социальных ценностей.
Нормы выполняют функции формирования ожидаемого поведения и исключения влияния субъективных мотивов и обстоятельств. 

Конкретная сфера деятельности определяет содержательную сторону норм. В различных культурах способы нормирования отличаются. Например, во всех обществах есть нормы, регулирующие сексуальные отношения людей. Так, нормы многих современных стран допускают сексуально свободное поведение девушек до замужества, в отличие от норм в этих же странах в 1950–1960-ых гг.

Т. Парсонс классифицировал социальные нормы следующим образом:

  • нормы, которые устанавливают порядок в отношениях в обществе и группе;
  • экономические нормы, которые выделяют критерии хозяйственной деятельности, профессионализма;
  • политические нормы, поддерживающие принципы политической системы страны;
  • культурные нормы, которые закрепляют принципы коммуникации между индивидами и различными группами.

Так же нормы делятся на:

  • универсальные («не убий»);
  • частные (хозяйственные, научные и т.д.); 
  • групповые (нормы студентов, военных и т.п.);
  • межиндивидуальные.

Нормы могут классифицироваться по форме фиксации:

  • формальные (устав, закон) и неформальные (мнение); 
  • устные и письменные нормы. 

По степени обобщенности выделяют нормы:

  • общего принципа деятельности (например, деятельности менеджера);
  • конкретного образца определенного действия ( например, нормы поведения менеджера при найме работников).

Так же нормы подразделяются на моральные и правовые.

Правовые нормы выражаются в законе или другом акте, имеют конкретное применения и санкции за их несоблюдение.Моральные нормы поддерживаются общественным мнением, моральным долгом личности.

Компонентами культуры, которые регулируют общественную жизнь, являются обычаи и традиции.

Обычаи – образцы поведения, одобренные определенным обществом и выполняющие форму регуляции социальной деятельности (обычаи гостеприимства, празднования Рождества, Пасхи). В современном обществе обычаи консервативны и действуют в сфере быта и морали.Традиции– образцы поведения, которые имеют более широкие сферы применения, нежели обычаи. Кроме сферы быта и морали традиции действует в экономике, политике, праве, религии, науке, искусстве.

В отличие от социальных ценностей нормы имеют более строгий характер, предписывающую объективную силу (ценности – субъективную силу).
Нормы и ценности как компоненты культуры регулируют жизнедеятельность людей и являются способом освоения индивидом окружающей действительности.

Идеология

Идеология  представляет собой систематизированные и обоснованные выражения интересов конкретного класса, группы или общества.
Идеология решает общие задачи социальной регуляции, обеспечивает понимание общественных ценностей и формирует мировоззренческую ориентацию на длительную перспективу.

Идеология может быть общечеловеской (права человека),конкретного общества (американского, российского), класса или группы (предпринимателей).

В социологии выделяют следующие функции идеологии:

  • обоснование и утверждение ценностей  и норм отдельных групп или общества в целом;
  • установление ориентиров и перспектив общественного развития, активности социальных субъектов (общества, индивидов);
  • интеграция индивидов в коллективы и движения;
  • снижение социальной напряженности в результате рационализации отношений между группами.

В одном обществе могут существовать различные идеологии: религиозные, экономические, национальные и т.д. Каждая идеология имеет разную степень влияния на общественную жизнь. 

Знания и убеждения

Знание представляет собой результат познавательной деятельности человечества, которое фиксируется в виде представлений, понятий, суждений, теорий. 

Выделяют следующие виды знания:

  • практическое знание определяется конкретной деятельностью (строительство дома,  лечение больных людей и т.д.);
  • духовное знание закрепляется в мифах, истории, художественных образах и связано с регуляцией общественных отношений (классовых, национальных, религиозных);
  • эмпирическое знание основывается на  чувственном и экспериментальном опыте и фиксируется в специальных научных дисциплинах;
  • теоретическое знание представляет собой осмысление практики, предмет науки и объясняет идеологию, социальные и религиозные учения.

Знание имеет социальную основу, вырабатывает мотивацию поведения человека, является важным инструментом управления обществом.

Убеждение – это чувственно переживаемое знание. Знание становится убеждением при приобретении личностно значимой окраски. Таким образом, не каждое знания является убеждением. 

Язык

Язык представляет собой средство хранения и передачи информации. Язык как элемент культуры выступает в качестве словесной фиксации знаний, убеждений, норм, ценностей.

Благодаря языку происходит связь исторических эпох и преемственность поколений. Языковые формы отражают уровень развития и особенности конкретного  общества. Основная роль языка выражается в передаче социального опыта от поколения к поколению.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

ОГЭ. Обществознание. 4.4. Социальные ценности и нормы. |

Разница между ценностью и нормой

  • Социальные ценности, сущность понятия.
  • Виды социальных ценностей.
  • Уровни социальных ценностей.
  • Значение социальных ценностей.
  • Общечеловеческие ценности.
  • Социальные нормы и их признаки.
  • Способы регулирования поведения людей социальными нормами.
  • Функции социальных норм.
  • Виды социальных норм.
  • Виды социальных норм по степени официальности.

Под социальными ценностями и нормами понимают установленные в обществе правила, образцы, эталоны поведения людей, регулирующие общественную жизнь.

Они определяют границы допустимого поведения людей применительно к конкретным условиям их жизнедеятельности.

Социальные ценности – это жизненные идеалы и цели, которых, по мнению большинства в данном обществе следует достигнуть; это идеи, принципы, предметы и их свойства с точки зрения значения для жизни человека и общества.

Виды социальных ценностей.

  • жизненные ценности — представления о добре и зле, счастье, цели и смысле жизни;
  • универсальные ценности — жизнь, здоровье, личная безопасность, благосостояние, семья, образование, квалификация, правопорядок;
  • ценности межличностного общения — честность, бескорыстие, доброжелательность;
  • ценности общественного признания — трудолюбие, социальное положение;
  • демократические ценности — свобода слова, совести, партий, национальный суверенитет.

Уровни социальных ценностей:

  • ценности отдельного человека
  • социальной группы
  • народа

Значение социальных ценностей:

  • являются ориентирами поведения,
  • являются основой критериев оценки поведения.

Общечеловеческие ценности – ценности всех народов, независимо от с страны, вероисповедания, традиций, являются общими для всего человечества.

Социальные ценности являются основой социальных норм.

Норма — правило, стандарт, образец поведения, определяющее, как человек должен вести себя в данной ситуации. Именно нормы регулируют социальные взаимодействия, отношения между членами группы, определяют обязанности и права индивидов. Нормы служат образцами, эталонами поведения индивидов в обществе.

Социальные нормы

Социальные нормы – установленные в обществе правила поведения, регулирующие отношения между людьми, социальными группами, общественными организациями.

Признаки социальных норм.

  • Являются общими правилами для членов общества.
  • Не имеют конкретного адресата и действуют непрерывно во времени.
  • Регулируют общественные отношения.
  • Возникают в ходе сознательной деятельности людей.
  • Возникают в процессе исторического развития.
  • Являются мерой общественно значимого поведения.

Способы регулирования поведения людей социальными нормами.

  • Дозволение (ЧТО МОЖНО ДЕЛАТЬ)– указание на варианты поведения, которые желательны, но не обязательны.
  • Предписание (ЧТО НУЖНО ДЕЛАТЬ) – указание на требуемое действие.
  • Запрет(ЧЕГО НЕЛЬЗЯ ДЕЛАТЬ)– указание на действия, которые не следует совершать.

Функции социальных норм.

  • Регулятивная – нормы регулируют процесс социализации, освоение социальных ролей и ценностей.
  • Интегрирующая – нормы способствуют введению человека в социальную среду, окружение, объединяют членов общества.
  • Являются образцами, эталонам поведения.
  • Контролирующая – являются основой для санкций по отношению к тем, кто нарушает нормы.

Виды социальных норм

Обычаи – одобренные обществом массовые образцы действий, которые рекомендует выполнять (обычай встречи Нового года).

Традиции — ценности, нормы, образцы поведения, идеи, общественные установки и т. п., унаследованные от предшественников( например, встречи выпускников школы).

Нормы морали (этические нормы) – правила поведения, в которых выражаются представления людей о хорошем или плохом, о добре и зле и т. д. Их несоблюдение осуждается обществом (это отношение к старшим, к женщине. Золотое правило: «Поступай так, как ты хочешь, чтобы потупили по отношению к тебе»).

Правовые нормы – установленные и санкционированные государством правила поведения, выраженные в официальной форме и обязательные для исполнения (все официальные правила, законы).

Корпоративные нормы – правила поведения, установленные общественными организациями.

Политические нормы – правила поведения, которые регулируют политическую деятельность, отношения между гражданами, государством, социальными группами. Находят отражение в законах, различного рода документах.

Религиозные нормы – правила поведения, сформулированные в текстах священных книг либо установленные религиозными организациями. Обязательны для верующих, исповедующих ту или иную религию.

Нормы этикета – формальные правила поведения в заранее определенных ситуациях, нормы общения, сотрудничества. Они проявляются во внешних образцах поведения, например, поведение за столом, отношение к старшим, женщинам в общественных местах и т.д.

Эстетические нормы – представления о прекрасном и безобразном в художественном творчестве, а также в поведении людей (красиво-некрасиво).

Мода – кратковременные нормы, возникающие под влиянием вкусов, господствующих в обществе или в его определённой группе (молодёжная мода, например).

Табу — абсолютный запрет, накладываемый на какое-либо действие, предмет.

Виды социальных норм по степени официальности:

  • формальные (писаные), например, законы, уставы, приказы.
  • неформальные (неписаные), например, приветствие, правила этикета, поздравление с днем рождения и т. п.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

Система жизненных ценностей человека: виды ценностей и формирование системы

Разница между ценностью и нормой

Что важно для вас и что является главным в жизни? Каждый человек, которому будет задан такой вопрос, ответит на него индивидуально.

Один скажет, что самое главное в жизни – это карьера и достаток, другой ответит, что этот власть и статус в обществе, третий приведёт в пример семью, отношения и здоровье.

Перечислять можно довольно долго, однако нам нужно лишь понять, что то, что является важным для человека, управляет его действиями. Исходя из того, какие у него приоритеты, он будет заводить друзей, получать образование, выбирать место работы, другими словами, выстраивать свою жизнь.

И тема настоящей статьи – это жизненные приоритеты, а если сказать более точно – жизненные ценности. Далее мы поговорим о том, что это такое, какие вообще бывают ценности и как происходит формирование их системы.

Что такое жизненные ценности?

Итак, жизненными ценностями человека можно назвать ту шкалу оценок и мер, при помощи которой он выверяет и оценивает свою жизнь. В различные периоды существования человека эта шкала трансформировалась и видоизменялась, но определённые меры и оценки присутствовали в ней всегда и продолжают присутствовать сейчас.

Жизненные ценности человека являются абсолютными величинами – они занимают первое место в его мировоззрении и оказывают прямое воздействие на то, какие направления жизнедеятельности будут для него приоритетными, а что он будет воспринимать как второстепенное.

Какие бывают жизненные ценности?

В первую очередь следует указать на то, что система жизненных ценностей человека может состоять из нескольких элементов:

  • Общечеловеческие ценности
  • Культурные ценности
  • Индивидуальные ценности

И если первые два элемента обусловлены, главным образом, общими представлениями людей о том, что хорошо и что плохо, что важно и что второстепенно, а также особенностями той культуры, в которой родился и воспитывался человек, то к третьему элементу можно отнести сугубо субъективные мировоззренческие особенности. Хотя и в этом случае можно выделить нечто общее, что объединяет жизненные ценности всех людей вообще.

Таким образом, к общей системе жизненных ценностей человека можно отнести:

  • Здоровье – оно является одной из основных жизненных ценностей, разделяемой множеством людей и ценимой довольно высоко. Но к здоровью можно отнести не только физическое или духовное благополучие, но и благополучие социальное, выражающееся в отсутствии социальных кризисов в жизни. Особого внимания заслуживают показатели физического и социального благосостояния, которые отражаются на внешней привлекательности и в атрибутах социального положения, таких как общественный статус, обладание определёнными вещами, соответствие стандартам и брендам;
  • Успех в жизни – ещё одна ценность, которая находится в почёте на протяжении долгого времени. Получение хорошего образования является залогом стабильного будущего, успешной карьеры, наличие высокого заработка и общественного признания – всё это важно для многих людей. Но в это же время достаточно велико и число приверженцев так называемого дауншифтинга – явления, в котором люди, уже сумевшие достичь успеха и социального статуса, приходят к пониманию того, что уже нет сил выносить социальный прессинг, отходят от дел и уходят в простую жизнь, дабы сохранить душевное равновесие и целостность. На сегодняшний день особо ценным является навык приспособления к разным условиям и обстоятельствам жизни и способность зарабатывать, не работая по найму;
  • Семья – остаётся одной из главных жизненных ценностей для людей всего мира, невзирая на то, что сегодня наблюдается тенденция отказа от браков, тем более ранних, отказа от рождения детей, а также пропаганда однополых отношений. Кроме того, даже тот факт, что в наше время можно использовать деньги для получения бесконечного количества сексуальных связей и видимости любви, не может идти ни в какое сравнение с тем, что для людей по-прежнему остаются значимы настоящая семья и потребность в продолжении рода;
  • Дети – и здесь мы снова можем сказать, что, несмотря на пропаганду отказа от детей (чайлдфри) для подавляющего числа людей дети продолжают оставаться смыслом существования, а рождение и воспитание потомства превращается в цель жизни. И огромное значение здесь отводится возможности для человека оставить после себя потомство, как след, а также передачи своего жизненного опыта и закрепления своего индивидуального «Я» в том, что будет продолжать существование дольше его самого.

Руководствуясь всем этим, можно сделать вывод, что система жизненных ценностей людей, которой они руководствуются в течение всей своей жизни, в большинстве случаев представлена их стремлением к самореализации, закреплению своей индивидуальности и передачи её во времени.

Но, помимо перечисленных жизненных ценностей, можно назвать и ряд других, которые также встречаются очень часто:

  • Духовное развитие
  • Близость с близкими людьми
  • Друзья
  • Уверенность в себе
  • Свобода суждений и поступков
  • Независимость
  • Работа, соответствующая жизненному предназначению
  • Уважение и признание со стороны окружающих
  • Путешествия по миру и открытие новых мест
  • Творческая реализация

Различия же в жизненных ценностях и приоритетах объясняются тем, что люди отличаются по психологическим типам.

Это говорит о том, что и ваша система жизненных ценностей совершенно индивидуальна, но то, что для вас имеет наибольшее значение, и то, что вы цените, как самое главное в жизни, для кого-то другого может быть совершенно ничего не значащим или вообще отсутствовать в его системе ценностей. Хотя, конечно же, вещи, значимые для всех и каждого, как и моральные ценности, имеют место быть, независимо то того, где рождён человек и в какое время.

Теперь же давайте поговорим на тему того, как происходит формирование системы жизненных ценностей.

Особенности формирования системы жизненных ценностей

Система жизненных ценностей каждого человека начинает формироваться уже с первых лет его жизни, однако окончательно она формируется лишь к достижению ответственного возраста, т.е. примерно к 18-20 годам, хотя и после этого может в чём-то меняться. Сам же процесс её формирования проходит по определённому алгоритму.

Схематично данный алгоритм можно выразить так:

  • Стремление > Идеал
  • Стремление > Цель > Идеал
  • Стремление > Ценности > Цель > Идеал
  • Стремление > Средства > Ценности > Цель > Идеал

Однако впоследствии между всеми этими пунктами появляется ещё один – этика, в результате чего вся схема приобретает следующий вид:

  • Стремление >Этика > Средства >Этика > Ценности >Этика > Цель >Этика > Идеал

Отсюда получается, что в первую очередь возникает идеал и само стремление к этому идеалу. Идеал, который также можно назвать образом, если к нему не возникает стремления, уже таковым не является.

На первой стадии, чаще всего являющейся инстинктивной, идеал нейтрален с этической точки зрения, т.е. его нельзя как-либо оценить, да и формироваться он может в виде чувственно-эмоциональной субстанции, содержание которой определить довольно сложно.

Смысл же, который придаётся идеалу, формируется только на стадии трансформации в цель. И только после этого, достигая третьей стадии, происходит формирование ценностей, служащих ресурсами, условиями и правилами для достижения цели, которая ведёт к идеалу.

А весь алгоритм, в конце концов, завершается так называемой инвентаризацией необходимых и имеющихся средств по достижению цели.

Каждый элемент представленного алгоритма крайне важен, однако нужно обратить внимание на то, что идеал, цель и средства формируются и выбираются под воздействием не только потребностей, но и норм этического характера, которые как бы «фильтруют» все стадии алгоритма.

Одновременно с этим, этические нормы могут иметься в сознании человека, а также в массовом сознании, представляя собой результаты действия предыдущих алгоритмов, а значит, и восприниматься как «существующие объективно».

Кроме того, они могут формироваться и как новые, будучи обусловленными вновь возникшим идеалом и соответствующим ему алгоритмом.

Жизнь любого человека, о чём мы уже упоминали, с самого детства начинает подчиняться данному алгоритму, причём не важно, чего это касается: выбора будущей профессии, любимого человека, политических или религиозных взглядов и совершаемых поступков. И здесь особую роль играют именно «идеалы», независимо от того, существуют они в сознании человека или в его подсознании.

Подытоживая, можно сказать, что система жизненных ценностей человека является достаточно стабильной структурой, несмотря на то, что подвержена изменениям, как небольшим, так и глобальным. А осознание самим человеком своей системы жизненных ценностей – это первый шаг на пути к пониманию своего жизненного предназначения.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.