Разница между целью и причиной

Цели и системы

Разница между целью и причиной

Так в чем разница между целями и системами?

  • Если вы тренер, то ваша цель – выиграть чемпионат. Ваша система это то, что делает ваша команда на тренировках каждый день.
  • Если вы писатель, то ваша цель – написать книгу. Ваша система это писательское расписание, которому вы следуете каждую неделю.
  • Если вы бегун, то ваша цель – пробежать марафон. Ваша система это ваше расписание тренировок на месяц.
  • Если вы предприниматель, то ваша цель – построить многомиллионный бизнес. Ваша система это ваши продажи и маркетинг.

И вот в чем интересный вопрос: если бы вы совершенно игнорировали ваши цели и были сосредоточены только на системе, вы бы всё-таки достигли результатов?

Например, если бы вы были баскетбольным тренером и не ставили себе цель выиграть чемпионат, а были сфокусированы только на ежедневных занятиях команды, вы бы всё-таки достигли результатов?

Я думаю, да.

Как пример, я только что подсчитал, сколько слов я написал в моих статьях в прошлом году. За последние 12 месяцев я написал 115,000 слов. В среднем в книге от 50,000 до 60,000 слов, так что я написал достаточно, чтобы заполнить две книги.

И это для меня сюрприз, потому что я никогда не ставил себе такую писательскую цель. Я не замерял свой прогресс. Я никогда не считал слова в своих статьях. Я никогда не говорил: «Я хочу написать две книги в этом году».

Всё, что я сделал, это сосредоточился на написании статьи каждый понедельник и четверг. И после того, как я придерживался этого расписания 11 месяцев, в результате я получил 115,000 слов. Я сфокусировался на моей системе и процессе выполнения работы. И в конце концов, я достиг таких же (а возможно и лучших) результатов.

Давайте поговорим о 3 причинам, по которым вы должны сосредоточиться на системах, а не целях.

1. Цели убавляют вашу радость в настоящий момент

Когда вы движетесь к цели, вы, по сути дела, говорите себе: «Я ещё недостаточно хорош, но я буду, когда достигну своей цели».

Проблема этого образа мыслей в том, что вы учите себя откладывать вашу радость и успех на потом, пока вы не достигните следующей стадии. «Вот когда я достигну цели, тогда и буду счастлив. Когда я достигну её, я буду успешным».

Решение: относитесь серьезно к процессу, а не к цели

Цель это тяжкая ноша на ваших плечах. Представьте, что я поставил целью написать две книги в этом году. Да просто одна эта фраза заставляет меня нервничать.

Но мы делаем это с собой каждый раз. Мы заставляем себя нервничать, когда хотим потерять вес, преуспеть в бизнесе или написать бестселлер. А вы можете сфокусироваться на ежедневном процессе и придерживаться своего расписания, вместо того, чтобы волноваться о больших и судьбоносных целях.

Если вы будете сосредоточены на практике вместо достижений, вы сможете наслаждаться текущим моментом и совершенствоваться одновременно.

2. Цели странным образом расходятся с долгосрочным прогрессом

Вы можете считать, что ваша цель будет вашей долгосрочной мотивацией, но это не всегда так.

Представьте, что кто-то тренируется для марафона. Многие будут стараться месяцами, но как только они закончат гонку, они прекратят тренироваться. Их целью был марафон, и они пробежали его, и эта цель их больше не мотивирует. Когда весь ваш труд сосредоточен на определённой цели, что от него остается, когда вы достигнете финиша?

Решение: вам нужны немедленные результаты

На прошлой неделе я тренировался в спортзале и выполнял свой предпоследний подход к штанге. Когда закончил, я почувствовал слабую боль в ноге. Это не была травма, я просто устал, почти закончив свою тренировку. Минуту или две я думал, выполнять ли последний подход. Затем я напомнил себе, что я планирую заниматься всю оставшуюся жизнь, и решил, что на сегодня хватит.

В такой ситуации как эта, если вы думаете о намеченной цели, то вы продолжите тренировку и достигните своей цели. В конце концов, вы поставили себе цель — если вы её не достигли, то это провал.

Но если вы думаете о системе, то вы, как и я, просто будете двигаться дальше. Дело не в определенном числе, суть в том, чтобы привыкнуть к процессу и не пропускать тренировки.

Конечно, я знаю, что если я никогда не буду пропускать тренировки, то тогда в долгосрочной перспективе я смогу поднять больший вес. И вот почему системы гораздо ценнее целей. Цели связаны с краткосрочным процессом. Системы же с долгосрочным. В итоге выигрывает всегда процесс.

3. Цели предполагают, что вы можете контролировать то, над чем у вас нет власти

Вы не можете предсказывать будущее. (Знаю, это шокирует.) Но каждый раз, когда мы ставим цель, мы пытаемся заглянуть в него. Мы стараемся распланировать, чего мы достигнем и когда. Мы пытаемся предсказать, насколько быстро достигнем прогресса. И это даже при том, что мы понятия не имеем, какие обстоятельства или ситуации встретятся на нашем пути.

Решение: создавайте петли обратной связи

Каждую пятницу я провожу 15 минут, и записываю на маленький листок самые важные метрики для моего бизнеса. Например, в одном столбце я высчитываю коэффициент конверсии (процент посетителей веб-сайта, которые подписываются на мою бесплатную рассылку каждую неделю).

Я нечасто думаю об этой цифре, но проверка этой колонки каждую неделю дает мне петлю обратной связи, которая говорит мне, делаю ли я все правильно. Когда это число падает, я знаю, что мне нужен высококачественный трафик на мой сайт.

Петли обратной связи важны для создания хороших систем, потому что они позволяют вам отслеживать множество вещей, не заставляя вас предсказывать будущее. Не заглядывайте вперед и создайте систему, которая даст вам знак, если вам нужно будет внести коррективы.

Влюбитесь в системы

Я не говорю, что цели бесполезны. Тем не менее, я выяснил, что цели хороши для планирования своего прогресса, а системы хороши для его достижения.

Цели могут обозначить направление и даже дать вам мотивацию на короткий срок, но в конечном счете победит всегда хорошо спланированная система. Наличие системы – вот, что имеет значение. Приверженность процессу – вот, что играет решающую роль.

КСУПэффективность Восьмой навык. Скачать (pdf, epub, 2, txt) Как преодолеть кризисы менеджмента. Скачать (pdf, epub, 2, txt)

В чем разница между целью и миссией?

Разница между целью и причиной

Каждый человек, прежде чем браться за какое-либо дело, должен понять: ради чего он собирается тратить свои время и силы? Зачем ему это нужно? Осмысленным существование человека делает понимание своих задач и своей жизненной роли. Именно эти два критерия называются “целями” и “миссией”.

Чем они отличаются друг от друга и зачем нужны — стоит разобраться в этих вопросах подробнее. Это поможет добиваться значительных результатов в жизни, достигнуть самореализации. И не важно, кто человек по профессии: учитель или продавец, художник или химик, писатель или инженер.

Ставя себе правильные цели, каждый сможет получить от жизни намного больше и сделать все возможное для раскрытия своего внутреннего потенциала.

Что такое «цель»?

Главное отличие цели — конкретика. Такую задачу человек ставит себе на определенный отрезок времени, определяет ресурсы, с помощью которых будет достигать задуманное.

Цель может быть основной или промежуточной, но самое главное — она должна быть достижимой. Человек должен стремиться к конкретному результату, чтобы достичь своей цели. Человек ставит себе цели для того, чтобы что-то получить.

Чем больше человек будет представлять, как его желание осуществиться, тем активнее он будет продвигаться к своей цели.

Уметь ставить себе цели — один из важнейших навыков для человека. Это те задачи, которые ему хочется реализовать. Их может быть несколько одновременно, например:

  • Получить престижное образование.
  • Поехать путешествовать в экзотическую страну.
  • Построить дом своей мечты.
  • Избавиться от вредной привычки.
  • Овладеть в совершенстве иностранным языком.
  • Вырастить сад.
  • Победить в спортивных соревнованиях.
  • Создать счастливую семью.

Что такое «миссия»?

Миссия, в отличие от цели — это нечто, не имеющее конкретного результата. Это что-то недостижимое, заставляющее человека бесконечно развиваться. По большому счету, это совокупность талантов и склонностей человека, по которым он определяет для себя смысл своего существования.

Миссия не имеет определенных временных критериев. Она всегда направлена на внешнюю среду — то, что окружает человека. Например, это может выражаться в заботе о животных или других людях: детях, пожилых, инвалидах. Если в том, что человек делает, присутствует некоторая уникальность.

Он чувствует в этом свое призвание, это нужно другим, можно сказать, что он выполняет свою миссию.

Можно посмотреть на конкретные примеры личностей, которые обрели свою миссию:

  • А.С. Макаренко, создавший авторскую педагогическую систему по перевоспитанию трудных подростков.
  • Н.М. Амосов, проводивший сложнейшие хирургические операции на сердце.
  • Генри Форд, ставший “отцом” массового автомобилестроения и сделавший автомобили доступными для среднего класса.
  • Билл Гейтс, подаривший миру возможность безграничную свободу общения и доступа к информации.
  • К.Э. Циолковский, открывший человечеству путь в космос.
  • Махатма Ганди посвятил свою жизнь освобождению Индии от колонизации Великобританией.
  • Бенджамин Франклин, пройдя путь от мелкого подмастерья до выдающегося политика и богатейшего предпринимателя, доказал человечеству, что нет ничего не возможного.

Взаимосвязь целей и миссии

Миссия и цели — эти понятия взаимосвязаны. Чтобы развиваться, быть полезным обществу, найти свое место в жизни, человеку необходимо научиться определять для себя и то, другое. Миссия становится основанием для формулировки целей. Чтобы выбирать правильные цели, важно прислушиваться к своим истинным желаниям.

Реализация своей миссии неразрывно связана с реализацией потенциала человека, накоплению им творческих и профессиональных способностей. Для этого нужно уметь правильно расставлять свои приоритеты.

Чтобы цели стали определяющими миссию человека, они должны содержать в себе элемент вызова, быть содержательными, подталкивать к серьезной работе над собой.

Важные различия

Если говорить о главных отличиях цели от миссии, то первая — это конечная точка, тогда как вторая — бесконечный процесс.

В отличие от миссии цели должны быть ясно и четко сформулированы, по возможности не иметь двойного толкования, направлены на конкретный результат. Реализация миссии чаще всего продолжается в течении всей жизни человека.

В то время как цели должны быть расписаны на конкретные временные отрезки.

Цели должны способствовать повышению уровня компетентности, профессионализма или качества жизни конкретной личности, которая ставит их для себя. Миссия — это служение другим людям. Она не подразумевает личной выгоды и выходит за рамки собственных интересов.

Осознание миссии благодаря целям

Достижение целей далеко не всегда способствует обретению личной миссии.

Если они направлены на удовлетворение самых примитивных потребностей, не несут духовного развития, не предполагают напряженной и упорной работы над собой, то такие цели вызваны сиюминутными желаниями и говорят о незрелой личности.

Во все времена и во всех культурах множество людей задавались вопросом о смысле жизни. Поиски ответа на него приводили к определению своего предназначения, то есть, миссии. Наш век — это эпоха больших перемен в мировоззрении всего человечества.

Многие начинают понимать, что не стоит сводить свою жизнь к элементарному потребительству, погоне за наживой и накоплению материальных ценностей. Это не делает человека счастливым, а только отодвигает назад на пути к обретению гармонии и счастью, то есть, осознания своей миссии.

Разница между КФУ и KPI

Разница между целью и причиной

Основное различие между КФУ и KPI заключается в том, что КФУ относится к причинам успеха, тогда как KPI относится к эффектам успеха.

КФУ расшифровывается как Критические Факторы Успеха, а KPI — ключевые показатели эффективности.

 И КФУ, и KPI являются довольно распространенными понятиями в современном деловом мире и используются в качестве инструментов для измерения прогресса бизнеса. КФУ вытекает из миссии и стратегических целей организации.

 Компании могут разрабатывать KPI в соответствии с определенными ими КФУ.

  1. Обзор и основные отличия
  2. Что такое КФУ
  3. Что такое KPI
  4. Какая связь между КФУ и KPI
  5. В чем разница между КФУ и KPI
  6. Заключение

Что такое КФУ?

КФУ (ещё, этот термин называется CSF, от англ. Critical Success Factors) —  расшифровывается как, Критические Факторы Успеха. Он используется для определения конкретных областей в которых компания будет развиваться и достигнет эффективности.

 Другими словами, выявление критических факторов успеха компании приводит к отслеживанию и измерению прогресса в достижении стратегических целей и, достижения миссии компании. КФУ — это цель высокого уровня, которая необходима бизнесу.

 Кроме того, КФУ определяет, что является наиболее важным в обеспечении прогресса и стабильности компании.

Ниже приведены примеры КФУ.

  1. Увеличение доли рынка с существующими клиентами
  2. Достижение вовремя в полном объеме (OTIF) благодаря превосходному совершенствованию процесса.

Критические Факторы Успеха

Выявление и коммуникация КФУ внутри фирмы гарантирует, что бизнес или проект сосредоточены на своих целях. Кроме того, это уменьшает усилия и время, затрачиваемое на сосредоточение внимания на менее важных областях.

Что такое KPI?

KPI обозначает ключевой показатель эффективности. Он используется для измерения производительности компании с точки зрения достижения организационных целей. KPI может оценивать эффективность отдельных лиц, а также производительность организации.

 Фирмы используют KPI на нескольких уровнях для оценки своего успеха в достижении целей. В большинстве случаев KPI являются измеримыми значениями. Например, увеличить доход от продаж на 20% в этом году. Как правило, лучшие показатели эффективности — это цели SMART.

 SMART означает «Определенный, измеримый, достижимый, значимый и ограниченный по времени».

SMART цели

KPI высокого уровня предоставляются высшему руководству для повышения эффективности работы организации, а KPI низкого уровня — руководству среднего звена для достижения целей организации.

 При разработке стратегии формулирования ключевых показателей эффективности важно понимать цели организации и ее влияние на бизнес. Кроме того, цели и KPI могут варьироваться от организации к организации.

 Прогресс по KPI необходимо своевременно анализировать.

Какая связь между КФУ и KPI?

КФУ и KPI тесно связаны в достижении прогресса компании. КФУ вытекает из миссии и стратегических целей организации. Компании могут разрабатывать KPI в соответствии с определенными ими КФУ.

 Кроме того, KPI имеют измеримые и конкретные критерии, высшее руководство использует их для оценки эффективности компании.

 Они также предоставляют данные, которые позволяют организациям решать, были ли выполнены КФУ или достигнуты ли цели.

В чем разница между кфу и kpi?

Ключевое различие между КФУ и KPI заключается в том, что КФУ является причиной успеха, тогда как KPI является следствием успеха. В целом, KPI являются более описательными и количественными, чем КФУ.

 Например, компания может определить КФУ как «значительное увеличение объема продаж на рынках», а для определения идентифицированного КФУ можно назначить KPI как «Увеличение выручки от продаж на рынках на 10% по сравнению с прошлым годом к концу года»

У KPI должны быть SMART цель, но для КФУ нет особого требования иметь SMART цель. Высшие руководители своевременно оценивают KPI, в то время как КФУ не нужно оценивать. В целом, КФУ определяются высшим руководством, тогда как KPI назначаются руководителями отделов для достижения целей КФУ или компании.

 Кроме того, KPI используются для оценки индивидуальной эффективности, тогда как КФУ не используется для оценки индивидуальной эффективности.

 Еще одно различие между КФУ и KPI заключается в том, что большинство КФУ довольно универсальны в деловом мире, тогда как KPI отличается от компании к компании и зависит от деловой ситуации.

И КФУ и KPI — довольно распространенные инструменты бизнеса в деловом мире. Они используются в качестве инструментов для измерения прогресса бизнеса. Ключевое различие между КФУ и KPI заключается в том, что КФУ может выявлять существенные факторы для компании, ведущие к поиску причин успеха, тогда как KPI может измерять или оценивать успех организации.

Чем мечта отличается от цели и как превратить ее в цель

Разница между целью и причиной

Любой человек мечтает о чем-нибудь в жизни, и каждый ставит перед собой цели, но мало кто задумывается, чем отличается мечта от цели, какой смысл вносится в эти понятия и есть ли между ними сходство.

Прочитав эту статью, вы найдете ответы на свои вопросы.

Мы рассмотрим каждое из этих понятий подробнее, выделим отличительные характеристики цели и мечты, рассмотрим несколько известных примеров из литературы и даже поможем превратить мечты в цели!

О мечтах

В переводе с английского языка «dream» — это сновидение, иллюзия и видение. Исходя из этого, понятно, что мечта тесно связана с нашим внутренним эмоциональным миром. Наш внутренний голос подсказывает о том сокровенном, чего мы на самом деле хотим.

Мечтающий человек похож на идеалиста. Он полностью перекладывает обязательства с себя на многочисленные внешние факторы в будущем, ожидая чуда. Такому человеку характерна пассивность и выжидание — не предпринимает никаких попыток приблизиться к исполнению мечты и просто бездействует, а его мыслям свойственна бесформенность и размытость.

Но подождите разочаровываться в своих фантазиях. Ведь мечты — один из самых действенных способов замотивировать себя на лучшие свершения! Мечты вдохновляют, не правда ли?

Что такое цель

Цель в противовес мечте представляет из себя нечто конкретное, ради достижения которого строятся планы и разрабатываются конкретные шаги и сроки их исполнения. Вы должны понимать, что цель всегда выполнима. Для этого человек должен постоянно спрашивать себя: «А как я могу этого достичь», и прописывать шаги движения к задуманному.

Любой человек на земле имеет цели. Они могут быть краткосрочными и простыми, например, выполнить домашние дела, выучить стихотворение, так и долгосрочными и амбициозными: накопить на машину, занять управляющую должность, создать семью и т.д.

Существует также цель жизни — то, ради чего жизнь обретает смысл, ради чего стоит вставать по утрам. Как в случае с маленькими целями, так и большими, успех в достижении зависит от того, насколько правильно их поставили.

Чем мечта отличается от целей

Не каждый сможет понять, в чем разница между «целью» и «мечтой». Проще говоря, мечту мы не стремимся материализовать, а в качестве цели должно непременно быть что-то возможное для исполнения и досягаемое.

Но многие все же довольно часто путаются и часто называют цели мечтами, а мечты — целями. Кроме того, несмотря на то, что мечтания мы особо не стремимся воплотить в жизнь, они иногда сбываются! Значит ли это что-нибудь? Превращаются ли они в жизненные цели или остаются фантазиями?

Мечты и цели отличаются друг друга также тем, как мы воплощаем желания в жизнь. Мечты — больше для того, чтобы согревать нашу душу и поддерживать наши стремления.

Цели же заставляют нас выйти из зоны комфорта, быть упорными, начать делать что-то новое, менять сложившуюся ситуацию, брать ответственность за всю жизнь в свои руки.

Инструкция как превратить мечту в цель

Как вы уже поняли, мечта — основа каждой цели. Иногда люди даже не задумываются о том, как без особых усилий можно превратить мечту в реальность и начать мечтать о чем-то большем. Есть легкий  способ превратить мечту в цель: придайте своим мечтания контур, конкретизируйте их, сделайте более реальными и конкретными.

Существует также специальный метод постановки целей — SMART, который помогает разрабатывать цели как обычным людям, так и многомиллионным компаниям. Согласно такой методике при планировании целей нужно учитывать следующие характеристики:

  • S (specific) — конкретность: вы должны осознавать четкий результат вашей цели. На одну цель — один результат. Если получается, что при постановке цели получается несколько результатов, цель можно раздробить на несколько более мелких целей.
  • M (measurable) — измеримость: можно использовать цифры (статистические данные) или специально разработанные ваши критерии, с помощью которых вы бы могли понять, что цель достигнута.
  • A (attainable) — достижимость: если цель недостижима, то вероятность её выполнения сводится к нулю. Не следует задирать планку слишком высоко. Вы можете быть ограничены во времени, в ресурсах, в инвестициях, опыте — все это помешает успешному выполнения ваших целей. Ставьте цели, исходя из ваших сил, четко понимая, какие способы вам реально помогут приблизиться к желаемому.
  • R (relevant) — актуальность: загляните в себя и поймите, нужна ли вам вообще эта цель, будет ли достижение этой цели нести какую-либо ценность для вас, когда вы её достигнете?
  • T (timebound) — ограниченность во времени: ставьте дедлайн, превышение которого будет говорить о невыполнении цели.а Ограничения, четкие сроки стимулируют нас, держат в тонусе и не дают расслабиться, иначе бы цели так навсегда и оставались нашими мечтами.

Чем планы отличаются от целей. ЧЕМ ЦЕЛЬ ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ ПЛАНА?

Разница между целью и причиной

Умение чётко поставить цель урока — один из главных критериев методической подготовленности учителя.

Примерный перечень возможных целей урока

  • Формирование объективного понимания мира на основе усвоения необходимого объёма знаний.
  • Формирование речевых, интеллектуальных и практических умений школьников.
  • Формирование отдельных качеств характера или их совокупности.
  • Формирование интересов, мотивов, отношений, убеждений как регуляторов деятельности учеников.
  • Овладение практическими способами деятельности.

Цель показывает, на достижение каких результатов ориентируется на этом уроке учитель. При этом желаемый результат не всегда совпадает с реальным, а поставленная цель часто может быть и не достигнута. Впадать от этого в отчаяние не стоит.

К познавательным целям относятся:

  • Ознакомление учащихся с новыми фактами, явлениями.
  • Изучение новых понятий, законов, теореми т. п.
  • Введение новых терминов и условных обозначений
  • Совершенствование известного знания, его расширение и развитие.
  • Знакомство с принципом действия прибора, механизма.
  • Обучение работе с таблицами, картами, учебными пособиями, каталогами и другими дидактическими средствами.
  • Обобщение и систематизация знаний.
  • Изучение нового способа действия, формирование умений и навыков.
  • Связь вновь изученного материала с ранее пройденным.

Цели по закреплению и углублению знаний:

  • научить давать определение термина и узнавать термин по его определению
  • научить составлять план или работать по заданному плану
  • научить иллюстрировать свои мысли и утверждения
  • научить аргументировать свою точку зрения или строить доказательство
  • научить устанавливать связи, различать причину и следствие
  • научить строить прогнозы, обобщать факты и делать выводы, формулировать суждения

Воспитательные цели на уроке

  • Формирование научного мировоззрения, убеждений.
  • Воспитание активной жизненной позиции,нравственно-этическихпринципов и привычек.
  • Воспитание эстетического отношения к окружающему миру, культуры мышления и речи.
  • Пробуждение познавательного интереса к учебному предмету.
  • Развитие способности к сотрудничеству, общению, работе в коллективе.

Задачи

Задачи — это действия по достижению поставленной цели. В связи с этим, задачи планируются как глаголы.

Задачи должны быть: конкретными, ориентированными на результат, достижимыми за предвиденное время.

Образовательные задачи урока

Обеспечить в ходе урока усвоение, повторение, закрепление следующих основных понятий, законов, теорий, а также научных фактов (учитель вписывает их наименование)

Сформировать и продолжать формирование, закрепить следующие специальные умения ипо данному предмету (приводится их перечень)

Сформировать и продолжать формирование, закрепить следующие общеучебные умения и навыки (навыки планирования работы с книгой; умение читать, писать, считать в быстром темпе; навыки самоконтроля.

Воспитательные задачи урока

Содействовать в ходе урока формированию основных мировоззрений в зависимости от содержания урока (идейно-политическому, нравственному воспитанию, актуальности, патриотизму, коллективизма, интернационализма)

Содействовать трудовому воспитанию и профориентации школьников (ознакомить с трудовыми традициями; с определёнными профессиями)

Содействовать эстетическому воспитанию школьников (ознакомить с произведениями литературы и искусства; эстетикой труда; природой; наукой; бытом; традициями)

Содействовать физическому воспитанию школьников, заботиться о профилактики их утомляемости на уроках.

Развивающие задачи урока

Развивать у школьников умение выделять существенное в изучаемом материале, сравнивать, обобщать, логически излагать свои мысли.

Развивать у школьников самостоятельность, используя проблемные ситуации, творческие задания, дискуссии, наблюдения в природе и окружающей действительности

Развивать эмоции учащихся, создавая на уроке эмоциональные ситуации удивления, радости, занимательности. Использовать яркие примеры, иллюстрации, демонстрациии т. п.

Развивать познавательный интерес учеников.

Примеры глаголов для формулировки задач

Знание вспомнить, определить, сформировать, изложить, регистрировать.

Понимание определить положение, объяснить, обозначить, сделать обозрение, дискутировать.

Применение продемонстрировать, описать, использовать, составить план, таблицу; сыграть.

Анализ отделить, увидеть разницу, характеризовать, сравнивать, установить связь, сопоставить, предвидеть, проверить, расчленить.

Оценка составить мнение, проверить, изменить, обособить, сделать вывод, критиковать, анализировать.

Литература:
Целеполагание и планирование деятельности учителя на уроке. Сборник. СК ИПК и ППК, 2007 г.

Корреляция и причинность — чем отличаются эти понятия

Разница между целью и причиной

Хотя причинность и корреляция могут существовать одновременно, корреляция не подразумевает причинности.

Корреляция и причинность могут показаться обманчиво похожими. Но понимание различий между ними может стать решающим фактором, чтобы грамотно расставить приоритеты между бесполезной тратой усилий на ненужные функции и созданием продукта, о котором ваши клиенты не будут переставать мечтать.

В этой части мы сосредоточимся на корреляции и причинно–следственной связи, поскольку это относится конкретно к созданию цифровых продуктов и пониманию поведения пользователей.

Это будет полезно менеджерам по продуктам, специалистам по анализу данных и аналитикам.

Поможет сформировать правильные представления о развитии продукта, например, таких, как: влияние определенных функций на удержание клиентов и процесс взаимодействия с ними.

После прочтения этой статьи вы будете:

  • знать ключевые различия между корреляцией и причинно–следственной связью;
  • понимать основные различия между корреляцией и причинно–следственной связью;
  • иметь два надежных решения, которые ваша команда сможет использовать при проверке причинно–следственной связи.

В чем разница между корреляцией и причинностью?

Несмотря на то, что причинность и корреляция могут существовать одновременно, корреляция не подразумевает причинности. Причинность явно применима к случаям, когда действие A вызывает результат B. С другой стороны, корреляция — это просто взаимодействие. Действие A относится к действию B, но одно событие не обязательно влечет за собой другое событие.

Корреляцию и причинность часто путают, потому что человеческий разум любит находить закономерности, даже когда их нет. Мы часто применяем эти паттерны, когда две переменные оказываются настолько тесно связанными, что одна зависит от другой. Это подразумевает причинно–следственную связь, в которой зависимое событие является результатом независимого события.

При этом, мы не можем просто подразумевать причинность, даже если видим два события, происходящих, казалось бы, вместе, перед нашими глазами. Во–первых, наши наблюдения носят абсолютно анекдотичный характер. Во–вторых, существует много других возможностей для ассоциации, в том числе:

  • Верно обратное: B на самом деле вызывает A;
  • Оба действительно коррелируют, но есть что–то еще;
  • A и B коррелируют, но на самом деле — они вызваны C;
  • Есть еще одна переменная: A действительно вызывает B — до тех пор, пока происходит D;
  • Происходит цепная реакция: A вызывает E, что приводит E к причине B (но вашими глазами вы видели только то, что A вызывает B).

Пример корреляции и причинно–следственной связи в аналитике продуктов

Вы можете ожидать, что установите причинно–следственную связь в своем продукте, где конкретные действия или поведение пользователя приводят к определенному результату.

Представьте себе: вы только что запустили новую версию вашего мобильного приложения. Вы делаете ключевую ставку на то, что удержание пользователей вашего продукта связано с социальной активностью в приложении. Вы просите свою команду разработать новую функцию, которая позволит пользователям присоединяться к «сообществу».

Через месяц после того, как вы запустите эту возможность и объявите о новой функции «сообщества», охват составит около 20% от процента всех пользователей.

Интересуясь, влияют ли «сообщества» на удержание клиента, вы создаете две равные по размеру группы со случайно выбранными людьми.

В одной группе есть только пользователи, присоединившиеся к «сообществам», а в другой — только пользователи, не присоединившиеся к «сообществам».

Ваш анализ принесет шокирующее открытие: пользователи, которые присоединились хотя бы к одному «сообществу», удерживаются со скоростью, намного превышающей удержание среднестатистического пользователя.

Почти 90% тех, кто присоединился к «сообществам», все еще находятся на уровне Дня-1 по сравнению с 50-тью % тех, кто этого не сделал. На 7-ой день вы видите 60% удержания в группе присоединившихся к «сообществу» и около 18-ти % удержания среди тех, кто в них не вступал в него. Это похоже на массовый переворот.

Но погодите–ка. Рациональный ВЫ знаете, что у вас недостаточно информации, чтобы сделать вывод о том, является ли присоединение к «сообществам» причиной для наилучшего процента удержания. Все, что вы знаете — это то, что эти две ситуации взаимосвязаны между собой.

Как проверить причинно–следственную связь в вашем продукте

Причинно–следственные связи не происходят случайно.

Может возникнуть соблазн связать две переменные как “причину и следствие”. Но если делать это без подтверждения причинности и при в надежном анализе, процесс приведет к обширной проверке соотношения между зависимой и независимой переменными.

Ложноположительный эффект – явление, где причинно–следственная связь кажется существующей, но на самом деле ее нет. Это может произойти, если вы не будете тщательно проверять связь между зависимой и независимой переменными.

Ложноположительные данные являются проблемой при создании информации о продукте, поскольку без тщательного тестирования вы рискуете в дальнейшем принимать важные решения, относящиеся к продукту, на основании неверных сведений о поведении пользователя.

Это может ввести вас в заблуждение, создав иллюзию того, что вы понимаете связь между важными результатами и поведением пользователей.

Например, вы можете думать, что знаете, какое конкретное событие приводит к долгосрочному удержанию пользователя, но без тщательного тестирования вы рискуете принять важные решения в отношении продукта, полагаясь на неверные данные о поведении пользователя.

Проведите надежные эксперименты для определения причинно–следственной связи

Как только вы установите корреляцию, вы сможете проверить причинно–следственную связь. Сделать это можно, проведя тесты, которые “проверяют другие переменные и выявляют разницу”.

Два примера таких эксперимента или анализа, которые вы можете использовать для выявления причинно–следственной связи с вашим продуктом:

  • Проверка гипотез;
  • A/B/…-n эксперименты.

1. Проверка гипотез

Самое простое тестирование гипотезы будет включать: H0 (нулевую гипотезу) и H1 (вашу основную гипотезу). Вы также можете иметь вторичную гипотезу, третичную гипотезу и так далее.

Нулевая гипотеза является противоположностью вашей основной гипотезе. Почему? Пока вы не можете доказать свою основную гипотезу со 100% уверенностью (самое близкое, что вы можете получить, — это 99%), вы можете опровергнуть свою нулевую гипотезу.

Основная гипотеза указывает на причинно–следственную связь, которую вы исследуете, и должна распознавать независимую переменную и зависимую переменную.

Лучше всего – это для начала создать свой H1, а затем определить его противоположность и использовать ее для вашего H0. Ваш H1 должен определить соотношение, которое вы ожидаете между независимыми и зависимыми переменными.

Итак, если мы используем предыдущий пример влияния социальных функций на удержание внутри приложения, ваша независимая переменная будет присоединяться к «сообществам», а ваша зависимая переменная будет инструментом сохранения.

Итак, ваша гипотеза может быть такой:

H1: если пользователь присоединяется к «сообществу» в рамках нашего продукта в первый месяц, то он будет оставаться клиентом более одного года

Затем отрицайте H1, чтобы сгенерировать нулевую гипотезу:

H0: нет никакой связи между присоединением к сообществу в приложении и удержанием пользователя

Цель заключается в том, чтобы наблюдать любое значимое различие между вашими гипотезами. Если вы можете отклонить нулевую гипотезу со статистической значимостью (в идеале с уверенностью не менее 95%), вы становитесь ближе к пониманию взаимосвязи между независимыми и зависимыми переменными.

В приведенном выше примере, если вы можете отклонить нулевую гипотезу, обнаружив, что присоединение к сообществу привело к более высоким коэффициентам сохранения (с поправкой на переменные, которые могут повлиять на ваши результаты), то вы, вероятно, можете заключить, что существует некоторая связь между «сообществами» и удержанием пользователей.

Чтобы проверить эту гипотезу, создайте уравнение, которое будет точно отражать связь между ожидаемой причиной (независимая переменная) и следствием (переменная результата). Если ваша модель позволяет вам добавить значение для вашей переменной и последовательно возвращать результат, который отражает фактические наблюдаемые данные, вы, вероятно, к чему–то пришли.

Когда использовать проверку гипотез?

Проверка гипотезы полезна, когда вы пытаетесь определить, действительно ли существует взаимосвязь между двумя переменными, а не полагаетесь на несуразные доказательства. Вы можете посмотреть историю собранных данных, чтобы выполнить продольный анализ, который рассматривает изменения с течением времени.

Например, вы можете проверить, являются ли первые пользователи с момента запуска вашего продукта крупнейшими промоутерами. Вы можете просмотреть паттерны, а также сравнить эту связь с работой продукта с течением времени.

Или можно запустить перекрестный анализ, который анализирует общую картину.

Это полезно, когда вы смотрите на последствия конкретного воздействия и результата, а не на изменения тенденций в течении определенного периода. В качестве примера можно изучить взаимосвязь между рекламными акциями, связанными с праздником, и количеством продаж.

2. A/B/n Эксперименты

В качестве альтернативы, A/B/n -тестирование может привести вас от корреляции к причинно–следственной связи. Посмотрите на каждую из ваших переменных, измените одну и посмотрите, что произойдет. Если ваш результат постоянно меняется (с той же тенденцией), вы нашли переменную, которая имеет значение.

Эндрю Чен говорит об этом так: «после того, как вы нашли модель, которая работает в вашем случае, следующий шаг – это попробовать проверить ее. Сделайте что–то, что определяет приоритет входной переменной и увеличивает его, возможно, за счет чего–то еще».

Он продолжает: «посмотрите, будут ли эти пользователи в результате более успешным. Если вы видите большую разницу при измерении вашего успеха, то вы к чему–то пришли. Если же нет, то, возможно, это не очень хорошая модель».

Когда речь заходит о том, что присоединение к «сообществам» приводит к повышению коэффициента сохранения, необходимо исключить все другие переменные, которые могут повлиять на результат.

Например, пользователи могли опираться на другой фактор или причину, что в конечном итоге и повлияло на процент сохранения.

Чтобы проверить наличие причинно–следственной связи, необходимо найти прямую связь между пользователями, присоединяющимися к сообществам, и теми, кто будет использовать ваше приложение в долгосрочной перспективе.

Начните с притока новых пользователей. Создайте возможность выбора для следующих 1000-и пользователей, которые зарегистрируются, а затем разделите их на две группы. Половина будет вынуждена присоединиться к «сообществам», когда они впервые зарегистрируются, а другая половина может регистрироваться без присоединения к «сообществу».

Проведите эксперимент в течение 30-ти дней, а затем сравните показатели сохранения между двумя группами.

Если вы обнаружите, что группа, которая была вынуждена присоединиться к сообществам, имеет более высокий уровень сохранения, то у вас есть доказательства, необходимые для подтверждения причинно–следственной связи между присоединением к «сообществам» и сохранением клиентов. Это соотношение, вероятно, стоит анализировать и дальше, чтобы понять, почему «сообщества» могут сохранять пользователей.

Вы не будете уверены во взаимосвязи, пока не выполните эти эксперименты.

Когда использовать A/B/n тесты?

A/B/n или сплит–тестирование, идеально подходит для сравнения влияния различных факторов (это может быть акция, функция продукта или стратегия контента).

Например, сплит–тест притока пользователей вашего продукта может сравнить эффективность различных стратегий, на основе определенных данных, включая:

  • Копирование вариаций;
  • Различные графики;
  • Использование стороннего приложения для автоматического распознавания имени и компании ваших пользователей;
  • Уменьшение количества полей в форме регистрации (если она у вас есть).

После запуска нескольких вариантов адаптации продукта вы сможете посмотреть на результаты, чтобы сравнить такие показатели, как: коэффициент отсева, конверсию и даже сохранение.

Заключение и рекомендации

Действуйте, основываясь на правильных корреляциях, для устойчивого роста продукта

Мы всегда ищем закономерности вокруг нас, потому наша цель по умолчанию — быть в готовыми объяснить все, что мы видим. Однако, если причинность не может быть четко определена, следует предположить, что мы видим только корреляцию.

События, которые кажутся связанными, если придерживаться здравого смысла, не могут рассматриваться как причинные, если вы не можете доказать их четкую и прямую связь.

Хотя причинность и корреляция могут существовать одновременно, корреляция не подразумевает причинности.

Чем более опытным вы становитесь в определении истинных корреляций внутри вашего продукта, тем лучше вы будете расставлять приоритеты в ваших усилиях, направленных на вовлечение и удержание пользователей.
Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.