Разница между басней и рассказом

Малые литературные жанры: чем басня отличается от сказки? Разница между басней и рассказом

Разница между басней и рассказом

Басни читать и слушать любят как дети, так и взрослые. Тексты басен старинны. Появились они очень давно. В Древней Греции, например, были известны басни Эзопа в прозе. Самыми видными и нашумевшими баснями нового времени стали басни Лафонтена. В русской же поэзии проявили себя много авторов-баснописцев, но самыми известными стали басни Крылова, Толстого и Михалкова.

Что же такое басня и чем она отличается от сказки или стихотворения? Основное отличие басни от других литературных жанров – это нравоучительный и чаще даже сатирический характер написания.

Хотя главными героями басен являются животные или даже предметы, всё равно рассказ ведется про людей, и высмеиваются их пороки. Ну и конечно неотъемлемой частью басни является её мораль.

Чаще ярко выраженная, написанная в конце басни, а иногда завуалированная, но в любом случае понятная.

Что касается происхождения басен, то выделяют всего две концепции. Первая из них – немецкая, а вторая – американская.

Немецкая говорит о том, что из мифов рождались сказки про животных, из которых в свою очередь стали отдельно выделяться детские басни, основой которых являлся текст, а уже мораль шла как необычное для сказки дополнение.

Американская школа считает, что мораль басни – это основа, а вот сам текст басни для детей – это дополнение, которого могло бы и не существовать.

Сохранившиеся до настоящего времени басни, за редким исключением, главными героями представляют зверей. Например, лиса или волк, ведут себя как люди и разговаривают как люди.

При этом каждому животному приписывается один или несколько человеческих пороков, которые и осуждаются. Привычная хитрость лисы, мудрость совы, коварство змеи и другие достоинства или пороки.

Часто четко прослеживаются характерные черты людей.

Басни для детей хороши также тем, что они совсем небольшого размера, читаются быстро вне зависимости от того, в стихах они или прозе, поэтому и воспринимаются лучше.

Вы не успеете потерять нить, а смысл воспримите налету, часто даже детям сразу понятна мораль и все выводы.

За один раз можно прочитать не одну детскую басню, а сразу несколько, но и усердствовать также не стоит – потеряется интерес ребенка и пропадет смысл чтения.

Иногда встречаются уникальные басни для детей, которые всегда на слуху, и герои которых настолько характерные персонажи, что зачастую их имена используют как нарицательные. В этом разделе мы собираем басни лучших авторов, тех, которые действительно привнесли что-то новое в этот жанр и являются признанными баснописцами мировой литературы.

Рассказ запоминается читателю как история, происходившая с главным героем. Первое, что приходит в голову при воспоминании о творчестве Эзопа, Лафонтена или Крылова, — «Мораль сей басни такова…» Почему так по-разному воспринимаются рассказ и басня?

Определение

Басня – жанровая разновидность произведений художественной литературы, для которых характерны стихотворная организация текста, нравоучительность содержания, сатирический стиль изложения, использование иносказания в качестве приема художественного изображения и наличие назидательного вывода.

Рассказ – небольшое по объему авторское произведение эпического жанра, написанное в прозе. Имеет четко обозначенный сюжет, который развивается как эпизод из жизни главного героя, раскрывающий его характер, образ мыслей или мотивацию поступков.

Сравнение

В басне вымышленные события не выходят за рамки конкретного места и времени. Они изображаются как сказочно-фантастическая или бытовая ситуация, в которой проявляются человеческие слабости, недостатки и пороки.

Прием аллегории, широко используемый в баснях, позволяет автору в иносказательной форме изобличать явления, заслуживающие осуждения и порицания, а также поднимать вопросы нравственного и морально-этического плана.

Главное средство художественной выразительности в басне – острая сатира. Персонажами могут быть люди, животные и даже неодушевленные предметы, благодаря приему олицетворения наделенные человеческими качествами.

Важным композиционным элементом басни является мораль – короткое высказывание, в котором заключается нравоучительный совет или вывод. Мораль чаще всего входит в заключительную часть басни, хотя иногда может предшествовать повествованию, определяя его тему и сатирическую направленность.

В рассказе повествуется о событиях, близких к реальным. Они происходят с героем при особых, исключительных обстоятельствах, в которых проявляются его личные позитивные или негативные качества.

Повествование в рассказе подчинено причинно-следственной связи: оно объединяет отдельные фрагменты художественного текста в единое целое.

Рассказ может содержать элементы сатиры, аллегорические образы и иносказания, однако их использование служит стилистической выразительности, а не является жанровым признаком для этого вида прозы.

Текст басни создается преимущественно в стихотворной форме.

Выводы сайт

  1. басни имеет нравоучительный характер. Основой содержания рассказа является повествование о каких-либо событиях из жизни героя.
  2. Басня содержит поучение в виде краткого вывода – морали. В структуру рассказа мораль как художественный элемент не входит.

  3. В баснях используются олицетворения, метафоры, аллегория и другие виды иносказаний. В рассказе их использование имеет фрагментарный характер.
  4. Басни часто создаются в стихотворной форме.

Басня – краткий рассказ, чаще всего в стихах, главным образом сатирического характера.

Басня – жанр иносказательный, поэтому за рассказом о вымышленных персонажах (чаще всего о зверях) скрываются нравственные и общественные проблемы.

Возникновение басни как жанра относится к V веку до нашей эры, а создателем ее считается раб Эзоп (VI–V вв. до н.э.), который не имел возможности по-иному высказывать свои мысли.

Эта иносказательная форма выражения своих мыслей и получила впоследствии название “эзопова языка”. Лишь около II века до н. э. басни стали записывать, в том числе и басни Эзопа.

В античную эпоху известным баснописцем был древнеримский поэт Гораций (65–8 до н.э.).

В литературе XVII–XVIII веков античные сюжеты подверглись обработке.

В XVII веке французский писатель Лафонтен (1621–1695) вновь возродил жанр басни. В основе многих басен Жана де Лафонтена лежит сюжет басен Эзопа.

Но французский баснописец, используя сюжет античной басни, создает новую басню. В отличие от античных авторов, он размышляет, описывает, осмысливает происходящее в мире, а не строго наставляет читателя.

Лафонтен сосредоточен скорее на чувствах своих героев, чем на нравоучении и сатире.

В Германии XVIII века к жанру басни обращается поэт Лессинг (1729–1781). Как и Эзоп, он пишет басни прозой. У французского поэта Лафонтена басня являлась грациозной новеллой, богато орнаментированной, “поэтической игрушкой”.

Это был, говоря словами одной басни Лессинга, охотничий лук, в такой степени покрытый красивой резьбой, что он потерял свое первоначальное назначение, сделавшись украшением гостиной. Лессинг объявляет литературную войну Лафонтену: “Повествование в басне, – пишет он, – …

должно быть сжато до предельной возможности; лишенная всех украшений и фигур, она должна довольствоваться одной только ясностью” (“Abhandlungen uber die Fabel” – Рассуждения о басне, 1759).

В русской литературе основы национальной басенной традиции заложил А.П.Сумароков (1717–1777). Его поэтическим девизом были слова: “Доколе дряхлостью иль смертью не увяну, Против пороков я писать не перестану…”. Вершиной в развитии жанра стали басни И.А.

Крылова (1769–1844), вобравшие в себя опыт двух с половиной тысячелетий. Кроме того, существуют иронические, пародийные басни Козьмы Пруткова (А.К. Толстой и братья Жемчужниковы), революционные басни Демьяна Бедного.

Советский поэт Сергей Михалков, которого юные читатели знают как автора “Дяди Степы”, возродил басенный жанр, нашёл свой интересный стиль современной басни.

Одной из особенностей басен является аллегория: через условные образы показывается определенное социальное явление. Так, за образом Льва часто угадываются черты деспотизма, жестокости, несправедливости. Лиса – синоним хитрости, лжи и коварства.

Следует выделить такие особенности басни: а) мораль; б) аллегорический (иносказательный) смысл; в) типичность описываемой ситуации; г) характеры-персонажи;

д) осмеяние человеческих пороков и недостатков.

В.А.Жуковский в статье “О басне и баснях Крылова” указал четыре главные особенности басни.

Первая черта басни – особенности характера, то, чем одно животное отличается от другого: “Животные представляют в ней человека, но человека в некоторых только отношениях, с некоторыми свойствами, и каждое животное, имея при себе свой неотъемлемый постоянный характер, есть, так сказать, готовое и для каждого ясное изображение как человека, так и характера, ему принадлежащего. Вы заставляете действовать волка – я вижу кровожадного хищника; выводите на сцену лисицу – я вижу льстеца или обманщика…”. Так, Осел олицетворяет глупость, Свинья – невежество, Слон – неповоротливость, Стрекоза – легкомыслие. По мнению Жуковского, задача басни – помочь читателю на простом примере разобраться в сложной житейской ситуации
Вторая особенность басни, пишет Жуковский, заключается в том, что “перенося воображение читателя в новый мечтательный мир, вы доставляете ему удовольствие сравнивать вымышленное с существующим (которому первое служит подобием), а удовольствие сравнения делает и самую мораль привлекательною”. То есть читатель может оказаться в незнакомой ситуации и прожить ее вместе с героями.
Третья особенность басни – нравственный урок, мораль, осуждающая отрицательное качество персонажа. “Басня есть нравственный урок, который с помощью скотов и вещей неодушевленных даете вы человеку; представляя ему в пример существа, отличные от него натурою и совершенно для него чуждые, вы щадите его самолюбие, вы заставляете его судить беспристрастно, и он нечувствительно произносит строгий приговор над самим собою”, – пишет Жуковский.
Четвертая особенность – вместо людей в басне действуют предметы и животные. “На ту сцену, на которой привыкли мы видеть действующим человека, выводите вы могуществом поэзии такие творения, которые в существенности удалены от нее природою, чудесность, столь же для нас приятная, как и в эпической поэме действие сверхъестественных сил, духов, сильфов, гномов и им подобных. Разительность чудесного сообщается некоторым образом и той морали, которая сокрыта под ним стихотворцем; а читатель, чтобы достигнуть до этой морали, согласен и самую чудесность принимать за естественное.”

В литературе можно встретить немало жанров, одним из которых является басня. Первая ассоциация с этим словом, которая приходит в голову, это басни Крылова. Да, Иван Андреевич действительно известен тем, что написал 236 басней, но первым писать их стал в Древней Греции еще Эзол. Правда, он писал басни не в стихах, а в прозе.

Что такое басня и что такое стихотворение?

Начнем со стихотворения. Это небольшое произведение, которое создается по законам стихотворной речи, т.е. оно имеет определенную ритмику. Часто пишется с применением рифмы и метров, но не всегда.

Что же касается басни, то это небольшой поучительный рассказ, чаше в стихотворной форме, в котором затрагиваются пороки людей и описываются их последствия. Басня носит нравоучительный характер в сатирической форме.

Создателем такого жанра, как басня, является Эзол. Он, будучи рабом, написал 426 таких произведений, которые сохранились до наших дней. Их в конце V века использовали в процессе обучения детей в школе.

Чем басня отличается от стихотворения?

Для начала выделим 4 основных критерия: тематика, главные герои, описание места и описание ситуации.

В стихотворение нет четких критериев . Оно может описывать чувства к предмету или человеку, восхвалять природу, человеческую красоту, представлять собой размышление о каких-то событиях и/или выражать отношение к нему автора.

В произведении герои чаще всего отсутствуют, могут быть исторические или реально существующие личности.

Все события в стихотворении могут происходить как в близком к реальности мире, так и в выдуманном со своими правилами и законами.

В таком произведении редко описываются ситуации, в которые попадают герои, и практически отсутствует описание причин, почему выбор действующего лица был не верным.

В басне же обязательно должны быть персонажи, обычно животные, растения, которые обладают каким-то пороком, но не люди. Здесь описываются их взаимодействия друг с другом и результат их невежества. Так лисица, например, обладает хитростью, а заяц боязливостью, и т.д.

Обязательной частью басни является краткое объяснение морали, которую пишут либо в начале произведения, либо в конце.

Место, которое описываться в басне, можно легко сопоставить с местом в реальной жизни. Т.е. это не андроид в обличии робота на космическом корабле, разговаривающий на языке марсианином с панелью управления спортивного зала, а например, Лебедь, Рак и Щука, которые не могут договориться между собой.

Основной целью басни является осознания того, к чему могут привести наши пороки и действия. Этот жанр не наносит удар по нашему самолюбию, но оказывает влияния на формирования наших моральных принципов.

Какое из произведений можно назвать басней. Разница между басней и стихотворением

Разница между басней и рассказом

Литературное творчество многогранно. В ряду его произведений свое место занимают стихотворение и басня. Они во многом похожи, но обладают и индивидуальными признаками. Итак, чем отличается басня от стихотворения?

Характер

Этот признак является очень значимым. Стихотворение не ограничено по своему содержанию, целям. Оно может быть признанием в любви, философским размышлением, выражением гражданской позиции и т. д. В одних произведениях поэт описывает окружающую реальность, в других приоткрывает для публики дверь в собственный внутренний мир.

Басня обязательно поучает. Она через представленных персонажей высмеивает людские пороки, обнажает определенные недостатки и заключает в себе наставление, касающееся нравственных истин. Мораль – обязательный компонент подобного произведения. Басня идет рука об руку с сатирой.

Герои

Действующие лица стихотворения могут быть абсолютно любыми: исторические личности, дети, влюбленные… Нередко такие и вовсе отсутствуют, например в стихах о природе. В глубокой лирике на первое место выносятся чувства, эмоции, переживания.

Особенность басни – зачастую олицетворение животных. Каждому из них присущи четкие черты характера человека. Так, если на «сцену» выводится волк, у читателя или слушателя возникают ассоциации с кровожадностью, злобой; свинья – с невежеством; стрекоза – с легкомысленной беззаботностью…

Подобный прием (олицетворение животных) щадит самолюбие человека. Читатель как бы не принимает повествование на свой счет, ведь речь идет о существах, совершенно от него отличных. Однако обязательно происходит сопоставление личных качеств и тех, что описываются в басне. И результатом является эффективный нравственный урок.

Связь с реальностью

Еще один важный момент, указывающий на то, в чем разница между басней и стихотворением. стихотворения может быть тесно связано с действительностью. Но это необязательно. Вымысел, мечты, фантастические сюжеты изображаются в стихах наравне с реальностью. Зачастую стихотворение не содержит описания конкретной ситуации.

Басня с ее иносказаниями и своеобразными героями хоть и переносит читателя в другой, воображаемый, мир, но подразумевает под собой то, что существует на самом деле. За поверхностной выдумкой скрываются актуальные нравственные проблемы, касающиеся как человека отдельно, так и общества. Описываемая ситуация является типичной, наболевшей.

«Поэт и мудрец слились в нём воедино», – писал об этом человеке Николай Васильевич Гоголь. Этого писателя, поэта, баснописца знают взрослые и дети. В Санкт-Петербурге в Летнем саду на площадке перед его памятником играют дети, рассматривают сидящего в кресле поэта и героев его басен. Это .

Вспомни, какое литературное произведение называется басней? Воспользуйся Толковым словарем Ожегова .

Какие басни И.А. Крылова тебе известны? Обратимся к выражениям из басен дедушки Крылова, которые стали крылатыми. Эти выражения часто используются в речи. Но мало кто задумывается, что впервые их произнесли герои басен Ивана Андреевича Крылова. Давай вместе вспомним некоторые выражения и басни, из которых взяты эти строки.

У сильного всегда бессильный виноват.
(басня
А Васька слушает, да ест.
(басня
А Васька слушает, да ест.
(басня
Видит око, да зуб неймет.
(басня
Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье.
(басня
  1. Не правда ли, автор очень по-доброму описывает Лисицу? Лисица не так плоха или не так проста? Какими словами можно охарактеризовать Лисицу? Хитроумная, находчивая, сообразительная или коварная? Как ты думаешь?
  2. Кого же осуждает и высмеивает Иван Андреевич Крылов в басне? Податливую на лесть Ворону? Податливую на лесть Ворону и хитрую Лису? Обоснуй свою точку зрения.
  3. Можно ли считать, что Ворона глупа?
  4. Как ты считаешь, можно ли считать Лисицу победительницей?

Посмотри мультфильм по басне И.А. Крылова «Ворона и Лисица».

Прежде, чем перейти к чтению с выражением басни И.А. Крылова «Ворона и лисица», посети конкурс творческих работ в школе Зайки Познайки. Внимательно послушай выступление ученицы 4 класса, которая читает басню «Ворона и лисица».

Прочитай с выражением Басню «Ворона и лисица» учителю или взрослым.

Вернемся к басне «Ворона и лисица». Последние слова басни: «…С ним была плутовка такова». Лисица обманом, притворной похвалой Вороны добилась своей цели. Ворона осталась ни с чем.

Мораль: умей отличать искреннюю похвалу от ложной, не будь слишком доверчивым, рассеянным.

Читай басни Крылова Ивана Андреевича – поэта и мудреца. Если ты будешь читать внимательно – басни Крылова помогут тебе научиться видеть в жизни правду и ложь, настоящее и поддельное, добро и зло. Удачи!

Ответы к школьным учебникам

Басни: И. Крылов «Стрекоза и Муравей», «Мартышка и очки», «Квартет», И. Хемницер «Стрекоза», «Друзья», Л. Толстой «Стрекоза и муравьи», А. Измайлов «Кукуш­ка», И. Дмитриев «Муха».

2. Как вы отличите басню от сказки, рассказа и стихотворения? Приведите примеры и сравните.

Басня– стихотворное или прозаическое литературное произведение нравоучительного, сатирического характера. В конце басни содержится краткое нравоучительное заключение – так называемая мораль.
Действующими лицами обычно выступают животные, растения, вещи. В басне высмеиваются пороки людей.

Сказка – это вымышленная история со счастливым концом и обязательной победой добра над злом, это более объёмное произведение с развёрнутым сюжетом.

Рассказ – это малая форма повествовательной прозы. В основе рассказа, как правило, один случай из жизни ге­роя. Сюжет рассказа прост, композиция представляет со­бой прямую последовательность событий, число дейст­вующих лиц невелико. События развиваются динамично, всё происходит в небольшой отрезок времени.

Стихотворение – это небольшое поэтическое произве­дение, написанное ритмизованной речью.

3. Вспомните басни Эзопа. Чем они отличаются от басен И.А. Крылова, И.И. Хемницера?

Басни Эзопа: «Ворона и Лисица», «Лисица и виноград». Основное отличие басен Эзопа относится к внешнему построению текста: басни Эзопа написаны в прозе, басни И.А. Крылова и И.И. Хемницера – в стихах.

4. Вспомните, из каких басен эти слова, ставшие пословицами.

«А вы, друзья, как ни садитесь,
Всё в музыканты не годитесь». – И. Крылов «Квартет»
«А Васька слушает да ест». – И. Крылов «Кот и повар».«Чем кумушек считать трудиться,Не лучше ль на себя, кума, оборотиться». – И. Крылов «Зеркало и Обезьяна».«Друг друга всяк зовёт,

А братский воз ко дну идёт». – И. Хемницер «Мужики».

«Вот выше сяду на суку.Ну, слушайте теперь:

Ку-ку, ку-ку, ку-ку». – А. Измайлов «Кукушка».

«А воз и ныне там». – И. Крылов «Лебедь, Рак и Щука».

5. Вспомните и назовите имена русских баснописцев.

Баснописцы: Иван Андреевич Крылов, Иван Иванович Дмитриев, Александр Ефимович Измайлов, Иван Ивано­вич Хемницер. Басни писал и Лев Толстой.

6. Назовите по иллюстрациям басни и их героев. Прочитайте ту, которая вам нравится.

1) А. Измайлов «Кукушка».

2) И. Дмитриев «Муха».

3) И. Крылов «Лебедь, Рак и Щука».

7. Прочитайте пословицы. Какая из них может быть моралью басни? Назовите басни и докажите правильность своего выбора.

1) Без беды друга не узнаешь – басня И. Хемницера «Мужики»;

2) Как аукнется, так и откликнется – басня И. Крылова «Стрекоза и Муравей»;

3) Сытый голодного не разумеет – басня И. Крылова «Волк и Ягненок»;

4) У Фомушки денежки – Фомушка, Фома;

У Фомушки нет денежки – Фомка, Фома. – басня И. Крылова «Ворона и Лисица»;

5) У всякой песни свой конец – И. Крылов «Волк на псарне»;

8. Выберите героя басни и попробуйте от его имени рассказать историю, которая с ним приключилась.

История может быть такой: «Послушайте меня, друзья, я – Кукушка – прилетела издалека, и там я слышала, как поёт Соловей. От его пения замирает сердце, кружится голова, и ты забываешь всё на свете. Но я тоже чудесно научилась петь. Вот послушайте: «Ку-ку, ку-ку, ку-ку».

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.