Разница между аниме и мультиком
Разница между аниме и мультиком
Каждый любитель японской анимации сталкивался с желанием окружающих понять,
- почему «там все азиаты с большими глазами и длинными ногами»,
- как вообще достаточно взрослый человек может смотреть «детскую ерунду»,
- чем отличается аниме от мультика.
Можете проверить свои ответы:
- Потому что это красиво!
- И совсем не для детей!
- ЭТО ВООБЩЕ РАЗНЫЕ ВЕЩИ!
статьи
Определение
Большие глаза и нереальные пропорции тела действительно почти в любом аниме присутствуют, но ничего особенно удивительного в этом нет.
Мы же не возмущаемся, что в кино нам показывают красивых мужчин и женщин всех возрастов и положений, а в метро и магазинах нас окружают люди обычные, с далеко не идеальной внешностью? Японцы тоже используют эстетически приятные образы, только и всего.
Что касается аудитории, то возрастной состав ее зависит от жанра: есть аниме детское (кстати, весьма небольшое количество), есть подростковое, есть для юношества и студентов, есть и для взрослых (и не всегда это пресловутый хентай). Чтобы увидеть, в чем разница между аниме и мультиком, надо для начала определиться с терминологией.
Кадр из мультфильма
Мультипликация – привычное для носителей русского языка название анимации, отсюда и вид видеопродукции – мультфильм. Изначально этот термин описывал технологию покадровой отрисовки на пленке, а сейчас у нас так называют любой анимационный фильм.
Кадр из аниме
Аниме – рисованные анимационные фильмы, созданные японцами для японцев (впоследствии могут быть адаптированными для аудитории других стран).
Соответственно, с технической точки зрения это точно такие же мультфильмы, что и «Ежик в тумане», «Ну, погоди!» или «Корпорация монстров».В отдельную категорию их выделяют из-за ряда ярких особенностей, в которых мы и постараемся разобраться.
Сравнение
Если составить список любимых мультфильмов, легко заметить, что все они различаются по способу создания кадра. Все прекрасно видят различия:
И все это – обычные, привычные и любимые нами мультики.
А вот аниме – исключительно рисованная анимация, и никакого разнообразия в типах не предполагает. Кроме того, абсолютное большинство японских шедевров, за исключением редких коммерческих сериалов, основаны на мангах, которые прошли испытание на популярность, либо на играх. Сюжеты мультфильмов чаще всего не требуют заранее подготовленной аудитории.
Аудитория мультипликационных фильмов – преимущественно дети, даже если сценарий включает в себя злободневный или сатирический подтекст.
Соответственно, и сюжеты, и характеры персонажей, и диалоги ориентированы прежде всего на человека с небольшим жизненным опытом и не слишком значительным багажом знаний.
Жизненные реалии малышей не привлекают, поэтому мир мультиков – мир вымышленный и в некотором роде идеальный. Конечно, выпускаются мультфильмы и для взрослых, и даже с ограничением «18+», но это капля в море европейского анимационного видео.
В аниме для детей предназначены лишь творения жанра кодомо, которые могут быть практически неотличимы от европейской или американской мультипликации (вспомним про Пчелку Майю). Все остальное – для подростков и взрослых, причем условное деление на жанры подразумевает и разную целевую аудиторию.
Естественно, темы и проблемы здесь поднимаются совсем иные, нежели в мультфильмах. Так, в аниме может быть множество сюжетных линий, а на первый план выдвигается не действие, а внутренние монологи, психология и межличностные отношения.
Западные творения предлагают предельно упрощенную схему per aspera ad astra («через тернии к звездам») либо вселенскую борьбу добра и зла.
Персонажи аниме Персонажи мультфильмовАнтропоморфные животные в аниме – большая редкость, там главные действующие лица – люди и человекоподобные существа (роботы, феи, инопланетяне).
Звери, даже наделенные разумом, остаются зверями, оборотни – людьми (пусть даже с волчьим хвостом или беличьими ушами).
Кот в брюках и в тапочках, заяц в шортах и футболке, монстры на занятиях в университете встречаются только в мультфильмах. Иногда возникает такой парадокс:
В аниме много мистики, фантастики и фэнтези, однако то, что относится к реальной жизни, весьма достоверно и детально прорисовано.
В том числе и негативные явления, за что японцев нещадно ругают: сцены насилия, проявления жестокости, черный юмор и сексуальные отношения в изобилии присутствуют в фильмах некоторых жанров, а иные именно из всего перечисленного и состоят.
Другое дело, что внутри страны действует жесткая цензура, и по ТВ этого не увидишь, да и возраст аудитории вполне позволяет подобным интересоваться. Адаптированные для западного зрителя версии обычно не включают того, что может непривычных европейцев шокировать.
Несмотря на то что аниме – все же мультипликация, сценарии и режиссура в нем очень приближены к киноиндустрии. Уделяется огромное внимание деталям, фону, символике, используются даже голливудские клише. Очень популярен формат сериала, и большинство аниме в таком виде и выпускаются в телеэфир или в продажу на DVD.
Если искать отличие аниме от мультика в технике рисования, можно отметить некоторые особенности. Так, фигуры персонажей обычно очень пропорциональны и натуралистичны. Несмотря на слишком длинные ноги и огромные глаза, в большинстве случаев люди в аниме созданы с соблюдением законов анатомии. И двигаются они, к слову, так же, даже если стиль подразумевает порывистость.
Прически с практически обязательными прядями различной длины, цвет может быть самый разный. Волосы могут не подчиняться законам физики и почти всегда находятся в движении, соответствующем положению тела, эмоциональному состоянию героя или ситуации.
В мультфильмах изображение абстрактное, и мы скорее догадываемся о реакции персонажа по словам, звукам и действиям, чем видим ее.Отдельно стоит упомянуть о символике в аниме. Цвет волос, форма прически, оттенок и размер глаз могут много рассказать о персонаже: как минимум раскрыть возраст, роль в событиях, основные личные характеристики, статус. И глаза, и волосы у японских художников отлично передают эмоции – и это практически единственный способ превратить рисованного героя в актера.
В аниме все персонажи похожи друг на друга, как в общем-то похожи реальные люди – различия лишь в тонкостях и деталях черт. В мультфильме же герои бывают абсолютно любыми, их внешность нередко даже приблизительно не напоминает человеческую. Изображать эмоции они могут лишь схематично, и реакцию зрителя вызывает преимущественно действие.
Таблица
Аниме | Мультик |
Японская рисованная анимация | Любая анимация (рисованная, компьютерная, кукольная, flash и т. д.) |
Большинство аниме выпускаются на основе манги или игр | У большинства мультфильмов собственные оригинальные сценарии (или адаптированная классика) |
Аудитория – преимущественно подростки и взрослые | Аудитория преимущественно детская |
Среди персонажей почти не бывает антропоморфных животных | В большинстве мультфильмов главные действующие лица – антропоморфные животные |
Реалистичные детали даже в фантастических сюжетах, натуралистичные изображения | Идеальные миры и абстрактная техника изображения |
Сценарии и режиссура максимально приближены к кино |
Гид по аниме: что нужно знать и с чего начать смотреть
Если совсем упрощённо, то да. Но японцы привыкли всегда и везде идти своим путём, поэтому создали не просто собственную мультипликацию, которая отличается визуально от всего остального мира, но с годами придумали множество собственных законов и стандартов.
Иронично, что один из самых узнаваемых атрибутов японской мультипликации — непропорционально большие глаза большинства персонажей, — изначально был заимствован из творений студии Disney, а именно мультиков о Микки Маусе и Бэмби.
Кадр из аниме K-On!
Со временем добавилось ещё множество стандартных приёмов и ходов: упрощённое отображение эмоций, увеличение головы в размерах, когда персонаж злится или сильно смеётся, статические задние планы (ограниченная анимация), разноцветные волосы и многое другое, что узнает каждый, кто хоть немного знаком с аниме. Кроме того, большинство сериалов обрели чёткую структуру с открывающей заставкой под заглавную композицию, кратким содержанием предыдущих серий и некоторыми другими атрибутами.
На самом деле для всех. Логично, что значительная часть мультфильмов делается исключительно для детей. Такое аниме называется кодомо. Из ярких примеров, знакомых взрослым российским зрителям, сразу можно вспомнить «Пчёлку Майю» и «Покемонов».
Кадр из заставки сериала «Покемон»
Но существует и множество других видов аниме, каждый из которых предназначен для определённой аудитории. Сёнэн — для подростков-мальчиков. В них чаще всего очень динамичный сюжет, много соперничества, юмора и красивых девочек. Сёдзё — для подростков-девочек.
Здесь в основном либо любовные истории, либо девушки с магическими способностями (махо-сёдзё) Яркий пример — всем известная «Сейлор Мун». Сэйнэн — для взрослых мужчин. И нет, это не эротика, а просто более серьёзные, драматические и мрачные сюжеты. Дзёсэй — для женщин.
Чаще всего о бытовых заботах, проблемах в школьной жизни героинь и, конечно же, любовных отношениях.
«Стальной алхимик» — известный сёнэн-сериал
Конечно, никто не запрещает мужчинам смотреть дзёсэй или женщинам сёнэн, разделение весьма условно: по похожим сюжетам и рисовке сцен и персонажей. Аниме для взрослых мужчин и женщин чаще более реалистичны и прорисованы очень подробно, для подростков же употребляется больше гротеска и динамики.
Также есть киберпанк и стимпанк-аниме для любителей альтернативных реальностей, меха — для поклонников роботов, а ещё всем известный эротический и порнографический хентай. В аниме можно найти практически любой кинематографический жанр.
Для начала нужно определиться, хотите ли вы посмотреть полнометражный мультфильм на полтора-два часа или надолго засесть за просмотр какого-нибудь сериала. Если вы решили взяться за полнометражные фильмы, то беспроигрышным вариантом будет начать с работ Хаяо Миядзаки. Его творчество часто называют вершиной развития аниме.
Миядзаки — сказочник и даже волшебник. В каждом своём мультфильме он создаёт мир, полный чудес, приключений и невероятных персонажей. Но в эту почти детскую атмосферу он вплетает трогательные и серьёзные сюжеты, для которых нет возрастных ограничений. Поэтому его в равной мере любят как взрослые, так и дети.
«Мой сосед Тоторо»Трудно найти человека, который не был бы знаком с образами из его мультфильмов. Милых троллей из «Моего соседа Тоторо» или Безликого из «Унесённых призраками» узнают даже те, кто не смотрит аниме вообще. А ещё можно совместить в одном персонаже черты кота и автобуса, и это получится очень мило.
- Фэнтези, приключения, сказка.
- Япония, 2001 год.
- Длительность: 124 мин.
- IMDb: 8,6.
Злая колдунья Юбаба превращает родителей девочки Тихиро в свиней. А сама девочка оказывается в мире призраков и вынуждена работать у Юбабы служанкой. Тихиро предстоит придумать, как спасти родителей и не забыть своё имя, похищенное колдуньей, а ещё встретить настоящего друга.
«Унесённые призраками» стал единственным анимационным фильмом, получившим «Золотого медведя» на Берлинском кинофестивале в категории «Лучший фильм», а не «Лучший мультфильм». А в 2003 году ему же достался «Оскар» за лучший полнометражный анимационный фильм.
Смотреть в Google Play →
Мой сосед Тоторо
- Фэнтези, приключения, комедия, сказка.
- Япония, 1988 год.
- Длительность: 88 мин.
- IMDb: 8,2.
История о двух сёстрах, которые переехали в старый деревенский дом.
В лесу они встречают духов: маленького, большого и огромного, которого зовут Тоторо.
Духи оказываются очень милыми и дружелюбными и не раз помогают девочкам не только наладить хозяйство в огороде, но и встретиться с заболевшей мамой.
Смотреть в Google Play →
Ходячий замок
- Фэнтези, романтика, сказка, стимпанк.
- Япония, 2004 год.
- Длительность: 120 мин.
- IMDb: 8,2.
Милую девушку Софи превращает в старуху Ведьма Пустоши, после чего она попадает в замок красивого, но заносчивого волшебника Хаула.
Этот замок может передвигаться как избушка на курьих ножках в русском фольклоре (по словам Миядзаки, он брал прообраз именно из русских сказок). Помогает ходить замку демон огня Кальцифер, который служит Хаулу.
Девушка (в теле старухи) становится уборщицей в замке, и они с Кальцифером решают помочь друг другу.
Смотреть в Google Play →
Тут всё не так однозначно. Есть множество различных рейтингов на фанатских сайтах и сайтах, посвящённых кино в целом, и на каждом из них предлагаются свои варианты лучших и наиболее интересных аниме-сериалов. Вот примеры тех, которые встречаются чаще всего.
Тетрадь смерти
- Триллер, психология, мистика.
- Япония, 2006 год.
- Длительность: 1 сезон.
- IMDb: 9,0.
Этот сериал поднимает один из важнейших философских вопросов: можно ли добиться блага для всех с помощью убийства некоторых людей.
У главного героя в руках оказывается тетрадь, в которой нужно описать человека, тогда он умрёт практически сразу же. Можно ли использовать такое идеальное орудие исключительно с добрыми намерениями?
В скором времени на канале Netflix ожидается выход телесериала по этому же сюжету.
Смотреть в iTunes →
Стальной алхимик
- Приключения, драма, комедия, стимпанк.
- Япония, 2003 год.
- Длительность: 1 сезон.
- IMDb: 8,7.
Братья Альфонс и Эдвард пытаются оживить умершую мать с помощью алхимии, но их эксперимент проваливается.
В итоге Эдвард теряет ногу, а Альфонс полностью лишается тела. Чтобы спасти брата, Эдвард жертвует рукой, и душа Альфонса прикрепляется к металлическим доспехам. Позже Эдварда приглашают стать государственным алхимиком и дают искусственные бронированные конечности.
Пользуясь своей должностью, Эдвард пытается вернуть тело себе и брату и воскресить мать.
Смотреть в iTunes →
Ковбой Бибоп
- Приключения, космический вестерн, научная фантастика.
- Япония, 1998 год.
- Длительность: 1 сезон.
- IMDb: 8,9.
Это постапокалиптический космический ковбойский сериал. Главные герои Джет Блэк и Спайт Шпигель работают охотниками за головами.
Они летают на космическом корабле «Бибоп», названном в честь классического жанра музыки, и отлавливают преступников на разных планетах. Но в какой-то момент экипаж их корабля сильно разрастается: они находят картёжницу Фэй Валентайн, хакера Эд и умнейшую собаку Айн.
В этом составе они и продолжают свои космические приключения.
Смотреть в iTunes →
Появление полнометражного аниме на больших экранах в России — случай редкий. Но творения автора Макото Синкая пользуются сейчас в мире просто безумной популярностью. «Твоё имя» уже возглавило список самых кассовых аниме, обогнав даже творения Миядзаки.
- Романтика, драма, приключения, мистика.
- Япония, 2016 год.
- Длительность: 107 мин.
- IMDb: 8,5.
Это очень красивая история о девушке из провинции и молодом человеке из Токио, которые иногда внезапно меняются во сне телами.
После первого удивления молодые люди начинают помогать друг другу в жизни и оставлять подсказки на мобильных телефонах. Но однажды девушка исчезает, а юноша решает во что бы то ни стало найти её.
История приобретает сначала мистический, а потом и философский оттенок.
Смотреть в iTunes →
Почти всё творчество этого автора объединяет тема любви, преодолевающей любые преграды и расстояния. Учитывая, что Макото Синкай берёт большую часть работы на себя — пишет сценарий, рисует, режиссирует, — то истории получаются очень личными и глубокими.
Кроме того, автор прорабатывает до мелочей не только сам сюжет, но и картинку. Например, в работе «Твоё имя» неоднократно можно увидеть блики, какие обычно появляются при съёмках в солнечный день. Это создаёт ощущение, будто пейзажи не нарисованы, а сняты.У Макото Синкая не так много полнометражных работ, но всё же выделить среди них стоит одну наиболее удачную.
Пять сантиметров в секунду
- Романтика, драма.
- Япония, 2007 год.
- Длительность: 61 мин.
- IMDb: 7,8.
Три истории, рассказывающие о десяти годах жизни главного героя Такани Тоно.
В первой он расстаётся со своей близкой подругой после начальной школы. Они долго переписываются, но потом она переезжает ещё дальше.
Герои решают встретиться в последний раз, но сильный снегопад пытается разрушить их планы.
Вторая история о его однокласснице, которая влюбилась в Такани с первого же дня, но не решалась признаться в своих чувствах, пока до окончания учёбы не осталось полгода.
В третьей же Такани Тоно уже взрослый. Спустя несколько лет после окончания университета он расстаётся с девушкой и бросает работу, сам до конца не понимая зачем. Но в один момент он оказывается ровно в том месте, где в детстве гулял со своей подругой. Но снова рядом поезда, которые могут всё разрушить.
Смотреть в iTunes →
Смотреть в Google Play →
Точного ответа на этот вопрос нет. В японском языке отсутствует привычное русскому уху силовое ударение, поэтому допустимы оба варианта. Но согласно правилам русского языка предпочтительно ударение на последний слог.