Как умер Гагарин?

Как погиб первый космонавт в мире Юрий Гагарин

Как умер Гагарин?

Юрий Алексеевич Гагарин погиб во время тренировочного полета вместе со своим инструктором Владимиром Серегиным. Трагедия случилась 27 марта 1968 года. В результате резкого маневра самолет ушел в штопор и разбился. Основными причинами аварии называют неблагоприятную погоду и нарушение летной дисциплины, есть и другие версии.

Результаты работы Государственной комиссии, призванной выяснить обстоятельства гибели двух пилотов, В. Серёгина и Ю.Гагарина, были засекречены в течение 43 лет. Официальные сообщения умалчивали о причинах катастрофы, и родилось множество версий, как экспертных, так и спекулятивных, последних минут жизни первого космонавта на Земле.

Дата гибели

Юрий Гагарин выполнил свой последний в жизни учебный вылет 27 марта 1968 года. Полет на МиГ-15 УТИ № 612739 начался в 10:18. Он предполагал выполнение нескольких простых фигур пилотажа из курса учебно-боевой подготовки в течение примерно двадцати минут. Однако запрос на возвращение поступил от Гагарина уже в 10:31, когда самолет был на высоте 4200 м.

По официальным данным, это было последнее сообщение пилота, после которого связь прервалась. Наиболее реалистичные модели катастрофы показали, что удар о землю произошел менее чем через минуту.

По мнению члена летной подкомиссии А. Д. Миронова и согласно его записям, из официальной расшифровки записи переговоров пилотов и наземных служб исключили фразу, произнесенную взволнованным звонким голосом и без позывного: «Высота — две тысячи». Он считает, что ее произнес Гагарин за секунды до смерти.

Последний полет

Этот трагический полет начинался крайне неудачно. Лётчика-инструктора этой «спарки», командира полка, Героя Советского Союза Владимира Серёгина вызвал «на ковер» генерал Н. Ф.

Кузнецов, что недопустимо — перед полетом всякая нервозность должна быть исключена. Инструктор опоздал из-за этого на полчаса, и режим всех полетов в тот день был нарушен.

Началась спешка, экипажи не были проинформированы о метеорологической обстановке.

Одним из факторов, приведших к катастрофе, впоследствии будет названа погода, не подходящая для выполнения задания: необычно низкая слоистая облачность. Она могла помешать летчикам при быстром снижении заметить возможное препятствие, которое фигурирует в разных версиях катастрофы.

Официальные выводы комиссии не уточняли подробностей изменившейся в полете воздушной обстановки, из-за которой экипаж вынужден был совершить резкий маневр, приведший к сваливанию в штопор.

Однако в архиве президента хранится конверт с секретными выводами комиссии, который был вскрыт в дату 50-летнего юбилея полета Гагарина в космос.

В нем более определенно говорится, что объектом, от столкновения с которым уклонялся самолет, мог быть шар-зонд.

А. Д. Миронов считает крайне странным тот факт, что ни время запуска, ни модель того конкретного зонда, ни его траекторию никто не пытался выяснить, хотя запуски зондов хорошо документировались, и найти эти данные не составляло труда.

Место катастрофы

В районе огромной воронки от удара самолета о землю, в перелесках под Киржачом во Владимирской области, было найдено больше десяти старых зондов, запущенных, очевидно, до катастрофы. Но никаких документальных следов того, что комиссия искала зонд, на который указывала, как на вероятную причину падения самолета, в архивах нет.

Поиски самолета в районе деревни Новосёлово начались в тот же день, в час, когда стало ясно, что топливо в баке уже должно было закончиться, а пилоты так и не вышли на связь. Через три часа место падения было обнаружено с одного из вертолетов. На следующий день на этом месте приступила к работе комиссия, которая нашла обломки самолета, фрагменты тел пилотов и их личные вещи.

В 1975 году на том месте, где погибли В. С. Серёгин и Ю. А. Гагарин, был открыт мемориал. Стела из красного гранита с портретами летчиков напоминает своей формой крыло самолета. Также на территории мемориала установлена точная копия самолета МиГ-15.

Прощание и похороны Юрия Гагарина

Оба летчика были кремированы. Урны с прахом героев захоронены в Кремлевской стене.

Похороны космонавта Юрия Алексеевича Гагарина, всенародного героя, проходили в обстановке искренней скорби. Не было давки, волнений.

Только один человек крикнул с интонацией отчаяния: «Почему первый космонавт погиб, как допустили?» – выражая немой вопрос многих.

Ответ на него вызывает горечь до сих пор, особенно теперь, когда мы можем сравнить секретные выводы комиссии — не только факты, но и то, как они были собраны, обработаны и изложены — с выводами экспертов, непосредственных очевидцев тех событий.

Возможные причины падения

Итак, официальный вывод Государственной комиссии, из рассекреченных документов: «Исходя из анализа обстоятельств летного происшествия и материалов расследования, наиболее вероятная причина катастрофы – выполнение резкого маневра для отворота от шара зонда. Или, что менее вероятно, – для предотвращения входа в верхний край первого слоя облачности».

Также из анализа 95% собранных фрагментов самолета известно, что все бортовые системы и приборы были исправны. Анализ останков пилотов не выявил посторонних веществ в организме. Оба пилота умерли мгновенно в момент удара о землю.

Юрий Гагарин. Последний миг. Фильм создан по заказу Первого канала

Однако этот ответ не все считают удовлетворительным. А. Д. Миронов, член летной подкомиссии, принимавший с самого начала участие в ее работе, считает, что перед комиссией ставилась задача не найти истину, а представить удобную версию. Ведь были выявлены серьезные нарушения, допущенные 27 марта, в полку, где занимались космонавты:

  1. Нарушение таблицы полетов. Например, самолет Андреева взлетел не через 30, а через 3 минуты после Гагарина и Серёгина.
  2. Летчики не получили информацию от метеорологов. Хотя в тот день была такая облачность, что даже визуально можно было оценить погоду, как не подходящую для выполнения упражнений.
  3. В полетном листе Серёгина и Гагарина было прямо указано, что выполнять задание следует «вне облаков или за облаками». Это требование было нарушено.
  4. Не работали приборы наземной службы: как минимум, радиолокационный высотомер и фоторегистратор над экраном локатора.
  5. Среди обломков самолета были найдены остатки бароспидометра, но бумага в него заряжена не была.

В общем, А. Д. Миронов характеризует обстановку, как низкий уровень летной дисциплины.Он полагает, что на последнем этапе полета, при развороте и снижении для возвращения на аэродром, Гагарин из-за плохой организации радиолокационного слежения за полётами вошел в соседнюю зону и увидел близко самолет Андреева. Попытка уклонения от него и привела к катастрофе.

Распространение получила также версия, поддерживаемая космонавтом А. А. Леоновым и доктором технических наук, генерал-лейтенантом С. М. Белоцерковским. Эта версия тоже включает перечисленные нарушения, как факторы трагедии, но главной причиной гибели называет воздействие спутного следа от другого самолета. Впрочем, документальных подтверждений у этой версии нет.

Письмо Гагарина родным

Только после гибели первого космонавта его жена, Валентина Ивановна, прочитала письмо, которое он написал ей и дочерям перед своим историческим полетом в космос.

Написал искреннее и трогательное послание о том, что любит их, что счастлив выполнить возложенную на него задачу, хотя может и не вернуться на землю.

«Надеюсь, что через несколько дней мы опять будем вместе, будем счастливы». Именно это письмо стало прощальным для его родных.

Юрий Гагарин

Как умер Гагарин?

Юрий Гагарин – советский летчик, биографию которого каждый знает еще со школы. Гагарин – человек, совершивший первый полет в космос.

Летчик-космонавт стал образцом и легендой не только для жителей СССР, он почетный гражданин заграничных городов и международный общественный деятель.

Юрий Алексеевич открыл новую страницу в исследовании космоса и стал символом развития советской науки и авиации.

Детство

Юрий Алексеевич Гагарин родился 9 марта 1934 года в деревушке Клушино, в Западной области СССР, в семье зажиточных крестьян. Мальчик был третьим из четверых детей. Детство Юры проходило спокойно и радостно, отец и мать уделяли ему много внимания. Алексей Иванович, глава семейства, много занимался поделками из дерева и с удовольствием приобщал к этому детей.

Юрий Гагарин в детстве

В 6 лет Юра пошел в школу, но успел закончить только первый класс, прежде чем началась Великая Отечественная война. Немецкие войска захватили часть территории СССР, дошли они и до Клушино, так что работа многих государственных учреждений, в том числе и школы, прекратилась.

Став известным человеком, Юрий предпочитал никогда не вспоминать о мрачных временах оккупации. Известно, что солдаты Германии выгнали семью Гагариных из дому и, отступая, забрали с собой молодежь в качестве военнопленных. Так увезли его брата и сестру.

В 1943 году Клушино освободили, а вскоре после окончания войны Гагарины переехали в Гжатск, где мальчик продолжил учебу. Юрий был очень способным и любознательным юношей, занимался множеством видов деятельности, начиная от музыки и заканчивая фотографией.

После того, как Гагарин закончил 6 классов, он решил переехать в Москву, так как чувствовал себя слишком стесненным в небольшом городе. Родители пытались отговорить амбициозного юношу, но не смогли этого сделать. Так, в 1949 году 15-летний Юрий Гагарин переехал в столицу.

Юрий Гагарин (в центре) – учащийся Саратовского индустриального техникума с друзьями. 1953 год

Подросток жил у родственников, учился в ремесленном училище, одновременно проходя программу за седьмой класс в школе рабочей молодежи. Тогда же молодой Гагарин увлекся баскетболом и вскоре стал капитаном команды.

В 1951 году юноша переехал в Саратов, где и начал проходить обучение в индустриальном техникуме. Во время учебы произошло первое знакомство Юрия с небом.В 1954 году Гагарин попал в клуб авиалюбителей, где читались доклады отцов-основателей космонавтики.

Послушав выкладки Циолковского, юноша просто влюбился в идею полетов за пределы Земли, хотя вряд ли мог представить себе тогда, чем обернется его увлечение.

В следующем году Гагарин выпустился из техникума, параллельно молодой человек продолжал состоять в клубе авиалюбителей и уже успел самостоятельно выполнить несколько полетов на маленьком учебно-тренировочном самолете.

Юрий Гагарин протирает свой самолет в аэроклубе ДОСААФ города Саратова. 1954 год

Через несколько месяцев после того, как будущий космонавт закончил учебу, его призвали на прохождение армейской службы в военное авиационное училище в Чкалове.

Там у Гагарина возник серьезный конфликт, едва не стоивший молодому человеку жизни. Гагарин, назначенный помощником командира взвода, был чрезвычайно строг по части дисциплины, что, разумеется, не устраивало его сокурсников.

Однажды ночью его подловили и жестоко избили, после чего юноша пролежал в больнице месяц, прежде чем смог вернуться к службе. Примечательно, что это происшествие нисколько не сломило боевой дух, отношение к подопечным он не поменял.

Курсант Гагарин легко справлялся с любыми заданиями, кроме посадки самолета. Аппарат постоянно клевал носом, и из-за того, что требования к обучающимся были крайне строги, было принято решение отчислить Гагарина.

Юрий Гагарин с родителями

Молодой человек, не представлявший без неба своей жизни, готовился уже поставить крест на своей карьере, но в этот момент начальник училища, которому не давали покоя загадочные неудачи лучшего студента, обратил внимание на маленький рост парня и предположил, что именно из-за этого он имеет проблемы с углом обзора во время посадки. Гагарину дали еще один шанс, при этом перед полетом положили на кресло подкладку, увеличившую высоту сидения. Предположение оказалось верным.

В 1957 году Юрий Гагарин окончил училище и начал служить в Мурманской области.

Космонавтика

В 1959 году Гагарин дослужил до чина старшего лейтенанта, получив звание военного летчика 1-го класса. Тогда же на государственном уровне было закреплено постановление о поиске и отборе кандидатов на полет за пределы Земли. Услышав об этом, летчик написал руководству рапорт, в котором просил зачислить его в кандидаты.

Лейтенант Юрий Гагарин в самолете во время службы в Заполярье. 1958 год

Отбор проходил не по навыкам или заслугам, проверками руководил Королев и в первую очередь смотрел на физические данные претендентов. Первые ракеты были ограничены в размерах и грузоподъемности.

Рост, чуть было не стоивший летчику карьеры, в этот раз стал счастливым билетом Юрия. В рост юноша был 165 см (по некоторым данным и вовсе 157), а вес будущего космонавта составлял 68 кг – будь Гагарин крупнее, он мог бы и не поместиться в космическом корабле.

После многочисленных проверок Гагарина утвердили как одного из 20 предполагаемых будущих космонавтов. В марте 1960 года летчик приступил к тренировкам.

Юрий Гагарин на приёме у врача

Несмотря на жесткую конкуренцию, Гагарин сумел завоевать симпатии даже своих соперников. Надежный, сильный и доброжелательный юноша никому не завидовал, никого не считал лучше или хуже себя, и это было видно по его поведению и манере речи. Космонавт легко брал на себя инициативу, работал упорно и с удовольствием.

Улыбка Юрия Гагарина

Гагарин обожал небо и отдавался занятиям целиком, на остальное у него просто не было времени.

В результате по анонимному вопросу, проведенному среди кандидатов в космонавты, большая часть назвала именно Гагарина как человека, наиболее подходящего для первого полета в космос.

Несмотря на то, что летчик не был лидером ни в одной области подготовки, по сочетанию навыков, черт характера и психологической устойчивости именно он был признан идеально приспособленным для путешествия в космос.

Выбор кандидата

В 1961 году ввиду соперничества с США возникла необходимость как можно скорее окончательно определиться с кандидатурой и совершить полет максимум в начале второй декады апреля.

Тогда появились сведения, что 20 апреля планируется запуск американской ракеты с человеком на борту.

Среди трех предлагаемых лидеров в качестве первого космонавта выбрали Гагарина, это случилось в самый последний момент, меньше чем за месяц до полета. Германа Титова утвердили запасным.

Группа подготовки космонавтов знакомится с космической техникой. 1960 год

Вопрос, почему первым человеком в космосе стал Гагарин, а не Титов, волнует любителей истории и по сей день.

В записях Королева фигурирует пометка, что Титов более подготовлен, чем Гагарин, но в решительный момент выбран был все-таки второй. Одна теория гласит, что в выбор вмешался политический фактор.

Первому космонавту предстояло стать символом: Юрий, обладавший образцово-славянской внешностью и чистой биографией всей семьи, показался властям более подходящим на роль представителя советской космонавтики.

Другая теория утверждает, что Титов был более важен для проекта, поэтому им не хотели рисковать в первом полете. Уже в это время он был утвержден на второй. Параллельно велась работа над длительным пребыванием в космосе. Герман Титов показался Королеву пригодным для того, чтобы провести вне Земли целые сутки.

Юрий Гагарин и Сергей Королев

Еще одна теория гласит, что Гагарина выбрал лично Королев. СМИ утверждают, что Юрий стал фаворитом начальства после того, как единственный из подготовительной группы откликнулся на предложение посидеть в корабле-спутнике «Восток», когда группе впервые продемонстрировали корабль.

По словам матери космонавта, Юрий прошел некий неофициальный экзамен, устроенный Королевым.

Конструктор не мог выбрать из пяти схожих летчиков одного. У мужчин были почти одинаковые рост и вес, воинское звание. Все, кроме капитана Комарова, служили старшими лейтенантами.

Королев провел с кандидатами личные беседы, задавая каверзный вопрос о центрифуге. Гагарин честно заявил, что чувствует себя в этом испытании плохо и даже ненавидит центрифугу. Остальные кандидаты отрапортовали, что подготовка проходит отлично. Так Юрий прошел тест на честность.

Для Королева и командования базы было первостепенно важно, чтобы космонавт мог откровенно рассказать обо всех проблемах и ошибках в полете, а не импровизировал и держал лицо.

Юрий Гагарин в скафандре космонавта

Журналисты и исследователи допускают также, что сам вопрос, о том, почему Гагарин стал первым человеком в космосе, некорректен, так как Юрий таковым не являлся. В 1993 году М. Руденко и Н. Варваров опубликовали фамилии трех летчиков в газете «Воздушный транспорт».

По словам журналистов, в 1957 году во время суборбитального полета погиб летчик Ледовских, в 1958 – Шаборин, а в 1959 – Митков. Эксперименты оставались засекреченными, а в 1960 году прошел отбор летчиков в программу подготовки космонавтов.

Статью в специализированной распространенной газете не оспорил ни один сотрудник космической отрасли.

Первый полет в космос

Полет на корабле “Восток” был сопряжен с огромными рисками для жизни Гагарина. По причине спешки не были продублированы некоторые важные системы, корабль не оборудовался системой мягкой посадки, даже не была создана система аварийного спасения на случай неполадок во время старта.

Шанс, что первый космонавт погибнет, так и не поднявшись в воздух, был очень большим.
12 апреля 1961 года осуществился взлет с космодрома “Байконур”. Из-за того, что возникли неполадки с оборудованием, Гагарин поднялся на 100 километров выше, чем изначально планировалось.

Если бы возникли проблемы с тормозной установкой, космонавту пришлось бы возвращаться на Землю больше месяца, при этом запас воды и пищи был рассчитан всего на 10 дней.

Несмотря на многочисленные проблемы, Юрий Гагарин благополучно спустился с атмосферы. Его аппарат приземлился не там, где планировалось.

Космонавта довезли до ближайшего поселка, и уже оттуда Юрий позвонил начальству с докладом об успешном приземлении и отсутствии травм.

Поскольку полет был секретным, даже советские СМИ узнали о технологическом прорыве родного государства только на следующий день.

Мировая слава

Как только информация стала доступна, Гагарин превратился в звезду всемирного масштаба. Этому немало поспособствовал Хрущев, настоявший на достойном приеме героя. 14 апреля 1961 года состоялось грандиозное празднество в честь космонавта.

Через месяц Гагарина отправили за границу с «Миссией мира», где ему предстояло посетить более 20 стран, работая, в том числе, и в дипломатическом ключе. Во всех этих поездках Гагарин зарекомендовал себя как тактичный и обаятельный молодой человек. Личная харизма Юрия немало способствовала укреплению положительного имиджа СССР.

Следующие несколько лет Юрий Гагарин занимался в основном общественной деятельностью, почти не занимаясь летной службой. Знаменитый космонавт немало усилий приложил к популяризации космонавтики, сам готовился стать членом лунного космического экипажа.

Также майор Гагарин поступил в Военно-воздушную инженерную академию, которую закончил за месяц до гибели.

Личная жизнь

В 1957 году Юрий Гагарин женился на Валентине Горячевой, сотруднице Медицинского управления при Центре управления полетами.

Юрий Гагарин и Валентина Горячева

В этом браке у супругов появилось две дочери: Лена – в 1959 году, а Галина появилась на свет за месяц до легендарного полета отца в марте 1961. Юрий всегда находил время на детей. Космонавт и его дочки обожали животных, поэтому в доме Гагариных жили утки, цыплята, белки и лань. Жена летчика сопротивлялась увлечению зоопарком, но позже смирилась.

Юрий Гагарин с дочерьми

После смерти супруга Валентина Горячева замуж больше не вышла.
Уже после смерти летчика в семье Гагариных появились внуки: у Елены родилась дочка Екатерина, а у Галины – сын Юрий. Внучка космонавта решила стать искусствоведом, а внук – связать свою жизнь с госуправлением.

Гибель

27 марта 1968 года Гагарин выполнял тренировочный полет и по неизвестным причинам совершил маневр, из которого не смог выйти. Самолет врезался в землю, Гагарин и его инструктор Владимир Серегин погибли. Тела летчиков были кремированы, урны с прахом похоронены в Кремлевской стене.

Похороны Юрия Гагарина и Владимира Серегина

Одной из возможных причин трагедии называют сближение и резкое уклонение от другого самолета, в результате чего МиГ-15УТИ Гагарина ушел в штопор.

Из-за неверных данных о метеоусловиях и показателей приборов летчики попросту не успели вывести самолет из падения. Долгие годы истина оставалась неизвестной.
Отсутствие стройного официального объяснения породило предположения и теории о причине смерти первого космонавта.

Популярность набрали конспирологические догадки. Ходили слухи, что у Гагарина произошел конфликт с руководством, после которого космонавта либо «убрали», либо сфальсифицировали гибель и арестовали летчика, либо Гагарин сам разыграл собственную смерть и сбежал.

Другая теория гласит, что Гагарин погиб во время испытаний новой ракеты, а тренировочный полет замел следы неудачного эксперимента космической программы.

В 2013 году космонавт Алексей Леонов поделился рассекреченной информацией о последнем полете Гагарина с прессой. Вышеназванная версия полностью подтвердилась. Непонятным образом рядом с самолетом Гагарина и Серегина оказался истребитель СУ-15, который своим потоком вогнал МиГ-15УТИ в спираль. Летчики погибли, не успев вывести самолет из падения.

Интересные факты

  • Перед полетом Гагарина в космос ТАСС подготовил три сообщения: на случай удачного полета, неудачного и на случай приземления вне территории СССР.
  • Легендарная фраза “Ну, поехали!” является цитатой из Диккенса.
  • Позывной первого человека в космосе знали все советские школьники – «Кедр».
  • В Великобритании королева пригласила космонавта на чай, а затем сфотографировалась рядом с Гагариным на память, что нарушило протокол. Королева объяснила свой поступок тем, что космонавт – больше не земной человек, а небесный, поэтому ничего оскорбительного для монаршей особы в том, чтобы сфотографироваться с ним – нет.

Как на самом деле погиб Юрий Гагарин

Как умер Гагарин?

57 лет назад Юрий Гагарин на корабле «Восток» впервые совершил свой полет. Но в жизни Юрия Гагарина, а особенно в обстоятельствах его смерти, до сих пор остается много белых пятен. Пытаемся отыскать истину, как же погиб знаменитый космонавт.

Обстоятельства смерти первого человека в космосе Юрия Гагарина, погибшего в 1968 году при крушении самолета, очень долго были окружены слухами и теориями.

27 марта 1968 года недалеко от деревни Новоселово во Владимирской области разбился самолет, который пилотировал Юрий Гагарин вместе с инструктором Владимиром Серегиным. Но о смерти любимца народа узнали только спустя два дня, а все данные о трагедии сразу засекретили. Именно эта таинственность и породила слухи о том, что катастрофа была вовсе не случайностью.

«Жалоб не было»

Позже Алексей Леонов — первый вышедший в открытый космос в скафандре человек— так вспоминал последние дни Гагарина: «Юра погиб во вторник, а за несколько дней до этого, в субботу, мы с ним решили постричься. Делали мы это обычно в парикмахерской гостиницы „Юность“, около стадиона „Лужники“, у одного и того же мастера по имени Игорь. И когда я постригся, присел позади рабочего кресла и наблюдал за процессом.

У Юры на шее была крупная родинка, примерно полсантиметра в диаметре. И когда Игорь стал опасной бритвой подбривать ближе к шее, я ему говорю: „Смотри, самую красоту-то не сбрей случайно!“ Он не обиделся, понимал, что я шучу, и буркнул в ответ: „Да знаю я, знаю…“

Часто, когда человек умирает, мы вспоминаем что-то символичное, необычное в его поведении. У Юры ничего такого не было, никаких там дурных предчувствий. Но по прошествии времени поведение парикмахера показалось мне не таким, как всегда. Обычно после стрижки он сметал волосы с пола и выбрасывал. А в ту субботу он Юрины локоны аккуратно собрал и положил в шкафчик».

Перед полетом Гагарин, как обычно, прошел медицинский осмотр. Жалоб не было. Леонов в день аварии находился неподалеку от места катастрофы. Он сообщил, что слышал два громких взрыва.

Официальные выводы комиссии: экипаж изменил в полете направление, совершил резкий маневр и ушел в штопор. Летчики пытались вывести самолет в горизонтальный полет, но все равно столкнулись с землей. Экипаж погиб.

Ни неисправности техники, ни каких-либо следов в крови пилотов обнаружено не было.

«Этот вывод выглядит правдоподобным для обычных людей, — пояснял 79-летний Леонов, — но не профессиональным».

Отчёт комиссии был засекречен, и его детали известны только из статей и интервью отдельных её членов. Причины и обстоятельства катастрофы остаются невыясненными.

Другие версии

На сегодняшний день существует огромное количество версий крушения самолета Гагарина. Приводим только некоторые из них. Существуют даже такие, согласно которым Гагарин с Серегиным перед полетом выпили водки.

– Версия доктора технических наук С. М. Белоцерковского, А. А. Леонова и ряда учёных. Самая популярная версия падения самолета включает в себя целый набор факторов, начиная от плохих погодных условий и конструкторских недостатков самолета. Они могли попытаться уклониться от другого самолета или стаи птиц, попасть в след пролетевшего самолета или случайно попасть в восходящий поток воздуха.

– Версия бортинженера космического корабля «Союз-22» Владимира Аксенова. Он предположил, что Гагарин и Серегин совершили ошибку в непростых метеоусловиях.

«Облачность в этот день была необычной: нижний край почти сплошных облаков был на высоте примерно 600 метров над землёй. Затем до высоты 4 тысяч метров облачность была плотная, с небольшими разрежениями.

Над верхним краем никаких облаков: чистое небо и очень хорошая видимость. Нам показали даже фотографии верхнего края, сделанные с самолёта-метеоразведчика», — отмечает Аксёнов.

– Версия летчика-аса Николая Кузнецова. Начальник Центра подготовки космонавтов отмечает, что Серегину в тот день нездоровилось: он жаловался на сердце.

Кузнецов предположил, что во время виража Серегину стало плохо, а Гагарин не сразу заметил состояние инструктора.

По мнению Кузнецова, у Серегина был сердечный приступ, он расстегнул ремни, и его тело отшвырнуло в другой угол кабины, заблокировав управление. Гагарин не стал бросать друга и катапультироваться.

– Версия бывшего сотрудника НИИ эксплуатации и ремонта авиационной техники Игоря Кузнецова. Если верить анализу Кузнецова, в самолете остался полуоткрытым один из вентиляционных кранов. Кабина не была герметична, а летчики заметили это поздно. Они попытались снизить самолет, но из-за перепада давления потеряли сознание. Эту версию многие оспаривают.

Существуют и более дикие конспирологические теории. Одни утверждают, что Гагарин имитировал свою смерть, другие — что был убит по приказу властей после конфликта с ними.

Последнее письмо Гагарина

Перед своим полетом в космос еще в 1961 году Гагарин написал родным прощальное письмо — на случай, если он не вернется. После авиакатастрофы супруге космонавта Валентине Гагариной вручили его. Приводим тут лишь отрывок из письма.

«В технику я верю полностью, — писал Гагарин. — Она подвести не должна. Но бывает ведь, что на ровном месте человек падает и ломает себе шею. Здесь тоже может что-нибудь случиться. Но сам я пока в это не верю.

Ну, а если что случится, то прошу вас и в первую очередь тебя, Валюша, не убиваться с горя. Ведь жизнь есть жизнь, и никто не гарантирует, что его завтра не задавит машина. Береги, пожалуйста, наших девочек, люби их, как люблю я.

Вырасти из них, пожалуйста, не белоручек, не маменькиных дочек, а настоящих людей, которым ухабы жизни были бы не страшны».

Поделитесь этим постом с друзьями

Как умер Гагарин Юрий? Когда умер Гагарин?

Как умер Гагарин?

В течение долгих лет информация о том, как умер Гагарин Юрий Алексеевич, оставалась под грифом «секретно». И лишь через 30 лет после трагедии, унесшей его жизнь, начала приоткрываться завеса тайны, которой были окутаны события того мартовского дня 1968 года.

Первым выступившим по этому поводу стал космонавт Алексей Архипович Леонов, а также профессор, доктор технических наук, ученый в области ракетостроения Сергей Михайлович Белоцерковский. Интервью с ними было опубликовано на страницах журнала «Наука и жизнь» в 1998 году.

Этот момент положил начало обнародованию всех новых версий произошедших событий. Все, кто мог, включая не только советские, но и зарубежные средства массовой информации, строили свои гипотезы относительно того, из-за чего умер Гагарин.

И лишь в 2011 году, в 50-ю годовщину со дня первого полета человека в космос, были обнародованы материалы, касающиеся расследования всех обстоятельств этой авиакатастрофы.

Что известно?

Примерно за три недели до 27 марта 1968 года – дня, когда умер Гагарин, – летчик-космонавт после длительного перерыва возобновил тренировочные полеты под руководством инструктора – полковника Владимира Серегина. В то утро учебный самолет “МиГ-15” в очередной раз покинул для тренировки аэродром «Чкаловский».

После выполнения 20-минутного учебного комплекса упражнений инструктор должен был принять решение о допуске своего ученика к самостоятельному управлению самолетами.

Все, что происходило далее, еще больше запутало обстоятельства того, как умер Гагарин Юрий Алексеевич – летчик-космонавт, первый человек, побывавший в космосе.

По свидетельствам очевидцев, после досрочного выполнения заданий борт 625 запросил разрешение на посадку. Однако спустя несколько минут самолет исчез с экранов радаров.

Найден он был в 65 километрах от аэродрома спустя несколько минут. Экспертиза обломков самолета и тел летчиков не внесла никакой ясности в обстоятельства трагедии.

До сих пор остается загадкой, что на самом деле произошло, как умер Гагарин и полковник Серегин, находившийся с ним на борту.

Что могло произойти?

Следует заметить, что ни одна из рассматриваемых версий не была признана официальной по той причине, что члены правительственной комиссии не смогли достигнуть соглашения относительно того, что действительно случилось на борту учебного “МиГ-15”. Была собрана вся возможная информация о полете, характеристики членов экипажа и протоколы показаний командования. Документы засекретили. После их обнародования на суд общественности было вынесено несколько версий произошедшего.

“Миг-15” уходил от столкновения

Самой распространенной версией того, как умер Гагарин и находящийся в кабине с ним инструктор, считается встреча при возвращении на аэродром с метеорологическим зондом или другим самолетом. Для того чтобы избежать столкновения, экипажу пришлось совершить резкий маневр в сторону. Летательный аппарат вошел в штопор, с которым ни Гагарин, ни Серегин справиться не смогли.

Причиной катастрофы мог стать случившийся у инструктора во время полета сердечный приступ, в результате чего мужчина заблокировал пульт управления, навалившись на него. Катапультирование стало невозможным из-за особой системы, которая предусматривает покидание кабины сначала инструктором, а потом его учеником.

Но если все так и было, непонятно, по какой причине от Гагарина не поступило никаких сообщений относительно происшествия. Есть предположения о том, что сердце полковника остановилось еще в воздухе.

В этой связи возникает еще один вопрос: “Мог ли вообще сообщить о том, что случилось, Юрий Гагарин, когда умер его инструктор Серегин?”

И гагарин, и серегин были без сознания в момент катастрофы

Самолет летел на высоте в 4 километра, могла произойти разгерметизация кабины. Нехватка кислорода заставила пойти на резкое снижение. В результате давление резко подскочило, оба летчика потеряли сознание.

Однако оба они прошли специальную подготовку, и такая высота не должна была быть критичной для тренированных пилотов. Более того, одному на момент катастрофы было 34 года, другому – 45. И полковник Серегин не мог уйти из жизни в тот же самый момент, когда умер Гагарин, – гипоксия не действует на всех мгновенно. Следовательно, одновременная потеря сознания была маловероятной.

Воздушное хулиганство

Некоторые специалисты склоняются к версии хулиганства в воздухе, которое было очень распространенно среди летчиков Советского Союза в 50-60-х годах. Экипаж мог ослушаться приказа и не сразу возвратиться на аэродром, а приступить к сложному пилотажу, снизившись до предела.

Однако большинством эта версия того, как умер Гагарин Юрий Алексеевич, не рассматривается. Будучи очень ответственным и грамотным пилотом, он с нетерпением ждал первого самостоятельного полета после столь длительного перерыва.

Ни о каком лихачестве не могло быть и речи, так как Гагарину было важно успеть закончить задание и сделать на самолете круг самостоятельно, поскольку погода портилась.

Халатность руководства

Факты говорят о том, что экипаж учебного “МиГ-15” имел устаревшую информацию о погодных условиях. Свежие данные должны были быть предоставлены им в процессе полета, но их так и не передали. Выполнив снижение, самолет сделал переворот с выходом из пикирования и попал в зону с повышенной облачностью.

Это не вызвало у летчиков беспокойства, так как, по их данным, нижний край облаков находился на высоте в 900 метров, хотя в реальности эта цифра составляла всего 400 метров. Когда они увидели землю, высота для выхода в горизонтальное положение оказалась слишком маленькой.

Возможно, эти события и спровоцировали трагедию.

Что говорят современные исследования?

Сегодня все всплывающие факты опровергают вышеизложенные версии того, как и когда умер Гагарин. Версия о столкновении в воздухе опровергается отсутствием на фюзеляже каких-либо следов и сбоев в системе управления.

Эти же доказательства ставят под сомнение факт потери сознания Серегиным и его смерти еще в воздухе, оставляя открытым вопрос о том, почему Гагарин не сообщил на землю о произошедшем, если эта версия верна. Непонятно, почему опытные летчики не катапультировались из кабины. По некоторым сведениям, Гагарин до последнего управлял самолетом, чтобы избежать столкновения с близлежащей школой.

У этой версии также нет никаких доказательств. По другим данным, самолет сбила с курса турбулентность, которую вызвал находящийся в том же районе сверхзвуковой летательный аппарат.

Альтернативные версии, или Смерть, которой не было

Наряду с традиционными, казалось бы, даже в какой-то степени разумными версиями того, как умер Гагарин Юрий Алексеевич – полковник, военный летчик 1-го класса, широко распространились и самые безумные варианты развития событий.

Так, некоторые утверждают, что Гагарин и Серегин были абсолютно пьяны. Это стало причиной потери управления самолетом.

По некоторым свидетельствам, Гагарин не смог справиться с пришедшей к нему славой, начал злоупотреблять спиртным. Однако экспертиза тел летчиков не выявила следов алкоголя в крови, равно как и повышенного уровня адреналина.

Иными словами, оба были трезвы в момент смерти, но, скорее всего, даже не успели понять, что произошло.

Самые невероятные версии сводятся к тому, что Гагарин был похищен инопланетным разумом.

Некоторые утверждают, что он повстречал инопланетный объект, помутился рассудком и умер в стенах советской психиатрической клиники через 20 с лишним лет после официальной даты своей гибели.

Множились граничащие со здравым смыслом теории о том, что инструктор, полковник Серегин, убил и себя, и Гагарина, потому что завидовал своему подопечному, который был моложе него, но уже стал любимцем всего мира и достиг головокружительных успехов, получая досрочные и внеочередные воинские звания. Не менее удивительными были версии о том, что учебный “МиГ-15” попал под прицел ЦРУ, а также что Гагарин инсценировал свою гибель, сделал пластику и до сих пор находится в добром здравии, спокойно живя под чужим именем.

Почти все знают, в каком году умер Гагарин, однако сами обстоятельства его гибели до сих пор остаются загадкой. Ни одна из обнародованных версий при тщательном изучении не стыкуется с проверенными фактами.

Версия халатности руководства Центра управления полетами как нельзя лучше объясняет, почему все материалы по делу о гибели Гагарина были практически сразу засекречены и положены на полку.

Расследование выявило большое количество дисциплинарных нарушений, что могло повлечь за собой не самые приятные последствия для многих высокопоставленных лиц.

Как погиб Юрий Гагарин и какова официальная версия?

Как умер Гагарин?

После возвращения из космоса Гагарин мгновенно приобрел мировую известность и популярность. Он много ездил по стране, встречался с народом, посещал заводы, фабрики, учебные заведения, участвовал в различного рода культурных и общественных мероприятиях. Часто посещал зарубежные страны в роли общественного и политического посланца Страны Советов, пропагандирующего социалистический строй.

Юрий Гагарин

Параллельно с общественной и политической нагрузкой он учился в летной академии имени Жуковского, готовил диплом. На полеты времени катастрофически не хватало. Лишь в 1967 году он нашел время, чтобы вернуться к своему любимому занятию, и начал восстанавливать свои летные навыки.

В ноябре ему разрешили самостоятельный полет на истребителе МиГ-17. Но так, как посадить самолет он смог лишь с третьей попытки, то был отстранен от дальнейшего пилотирования.

Только лишь благодаря своему авторитету и популярности он вновь добился допуска к полетам и продолжил восстановление по программе специально написанной для него.

«Летчик должен летать» – вот девиз всей его жизни.

Возобновив тренировки, Юрий Алексеевич только за 9 дней марта совершая по два полета в день, взлетая поочередно с четырьмя летчиками, начиная от пилота–инструктора до командира эскадрильи, налетал в общей сложности 9 часов.

Такое количество часов составляет квартальную, или полугодовую норму нынешних летчиков.

Оставалось совершить еще два тренировочных полета прежде, чем сдавать зачет командиру полка Серегину, чтобы быть допущенным к индивидуальным полетам.

Неужели приметы виноваты?

Очередной вылет по отработке летных навыков, совершенный в тот роковой день 27 марта 1968 года на УТИ МиГ-15, прозванном «спаркой» из-за двухместной кабины, стал для него и Серегина последним.

Владимир Сергеевич Серегин был старше Гагарина на 12 лет. Фронтовик, Герой Советского Союза, полковник, он пятнадцатью годами ранее Гагарина окончил ту же Академию, испытывал самолеты, в том числе и учебные, был руководителем летных тренировок космонавтов первого набора.

Тот последний день начинался с плохих примет.

По воспоминаниям очевидцев, Гагарин забыл пропуск на аэродром и решил вернуться за ним домой. Это было несвойственно ему всегда собранному и дисциплинированному.

И еще, он забыл получить в столовой свой обеденный талон, что среди летчиков также считалось дурным знаком.

Вдобавок Серегин прибыл на аэродром на полчаса позже намеченного времени.

Серегин Владимир Сергеевич

Впрочем, после трагедии всплывут и более ранние странные происшествия, происходящие вокруг космонавта. К примеру, то, что за месяц до гибели в его автомашине «Волга» трижды подряд выходил из строя бензиновый шланг, причем в третий раз машина даже загорелась.

Или вот еще один случай. Гагарин очень любил еще один свой автомобиль, подаренный французами. Это был спортивный экземпляр с ракетой на эмблеме. Но однажды он резко отказался от ее использования, поскольку ему показалось, что машина сама по себе набирает скорость и становится неуправляемой. Это ли не предвидение поведения его учебного самолета в тот роковой день.

И еще, как установит позже комиссия, погода не соответствовала той, что ожидалось по прогнозам. То есть еще до начала полета было понятно, что такие метеоусловия не пригодны для выполнения задания. О дожде со снегом и низкой сплошной облачности летчиков не предупредили.

Но все это будет потом. А пока, все в основном шло по определенному распорядку. После взлетевшего «метеоразведчика» настала очередь учебного самолета под управлением Гагарина, находившегося в первой кабине и Серегина – во второй.

В 10 часов 19 минут «спарка» с бортовым номером 18 и позывным «625» поднялась в воздух с подмосковного аэродрома Чкаловский в Щелковском районе Московской области.

Через шесть минут после взлета Гагарин доложил «земле» о наборе им заданной высоты 4,2 тысячи метров и о готовности выполнять задание.

На выполнение несложного учебного задания отводилось не меньше 20 минут, но уже, через пять минут Гагарин отрапортовал руководителю полетов о его выполнении, и запросил разрешения «земли» на возвращение. После этого 625-й на связь не выходил. Время последнего радиообмена – 10 часов 30 минут.

Как потом будет установлено, от последнего выхода 625-го в эфир до удара самолета о землю пройдет примерно одна минута.

Шаг в бессмертие

Но в пункте управления полетами пока не знали этого. И только после того, когда контрольное время возвращения истекло, на розыск пропавших летчиков отправились поисковые группы.

Только через три часа поисков в Киржачском районе Владимирской области были обнаружены следы пропавшего самолета в виде большой дымящейся воронки и разбросанных взрывом обломков. Расстояние от места взлета «спарки» до ее падения составляло около шестидесяти пяти километров, и три километра – до ближайшего населенного пункта, деревни Новоселово.

Прибывшие к месту падения учебного истребителя руководители ВВС организовали поиски останков погибших летчиков, а также сбор материалов и вещественных доказательств с целью определения причин авиакатастрофы.

Найденные фрагменты тел, одежды и личные вещи подтвердили гибель экипажа.

Официальная версия

Для выяснения причин трагедии была сформирована комиссия, руководимая высшими правительственными лицами СССР. Специалисты, вошедшие в ее состав, работали по четырем направлениям: летному, инженерному, медицинскому и государственной безопасности.

На следующее, после трагедии, утро, члены комиссии, исследовав местность, сделали заключение о падении самолета под углом 50 градусов, его целостности до соприкосновения с землей.

Его двигатель до момента разрушения работал в нормальном режиме, обеспечивающем горизонтальный полет. Каких либо отказов бортовых систем и неисправностей не обнаружено.

Значит, материальная часть до соприкосновения с землей была исправна.

Найденные в воронке катапультные кресла подтвердили догадку о том, что летчики не предпринимали попыток к катапультированию, а значит ситуация возникла неожиданно, на высоте менее полутора километров, являющейся низшим пределом высоты катапультирования с таких типов самолетов. Сохранившие целостность самолетные и наручные часы летчиков остановились в 10 часов 31 минуту.

Следов столкновения самолета в воздухе с каким-либо посторонним предметом (птицы, метеозонд, другое летательное средство) не выявлено.

Медики не обнаружили в крови погибших веществ, которые могли бы привести к неадекватному поведению. Также не установлено предпосылок к потере летчиками сознания. До самого момента смерти они были в работоспособном состоянии и пытались вывести самолет из падения.

Условия полета, возможное поведение экипажа и самолета в последнюю до трагедии минуту моделировались на электронно-вычислительных машинах.

Отчеты подкомиссий и общий вывод о подробностях авиакатастрофы оставались засекреченными в течение 43 лет.

Лишь к полувековому юбилею космического полета Гагарина, было приурочено снятие грифа секретности с документов госкомиссии.

Из этих архивных документов и стала известна наиболее возможная и единственная официальная версия, заключавшаяся в срыве самолета в штопор из-за резкого ухода от столкновения либо с метеозондом, либо с мощной облачностью.

Следите за обновлениями, скоро будет продолжение….

Если вам понравилась эта публикация, ставьте лайк (

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.