Как погиб Гагарин?
Как погиб космонавт Юрий Гагарин и почему эксперты расходятся в версиях случившегося
27 марта 1968 года, через 13 минут после вылета на тренировочном самолете, насмерть разбился космонавт Юрий Гагарин. Как погиб Гагарин, почему произошла авиакатастрофа и какие версии выдвигают эксперты — в материале altapress.ru.
Юрий Гагарин и его Matra Bonnet Jet VS, 1965 год, Москва.
lubopytnosti.ru
Через несколько лет после знаменитого полета в космос, Юрий Гагарин приступил к летной практике на учебном самолете МиГ-15УТИ. За март 1968 года он совершил 18 полетов продолжительностью 7 часов, до самостоятельного вылета ему оставалось два контрольных полета с летчиком-инструктором, Героем Советского Союза Владимиром Серёгиным, пишет wiki.
27 марта 1968 года в 10:18 Гагарин и Серёгин взлетели на истребителе с подмосковного аэродрома Чкаловский. Полет должен был занять не больше 20 минут, но уже в 10:31 Юрий Гагарин сообщил об окончании задания, запросил разрешения лететь на базу. После этого связь с самолетом прервалась.
Через три часа обломки МиГ-15УТИ обнаружили рядом с деревней Новосёлово, в 65 км от аэродрома. На месте крушения обнаружили фрагменты тел Серёгина и Гагарина, личные вещи и документы пилотов.
Почему произошла авиакатастрофа
Причину катастрофы выясняла Государственная комиссия. Ее отчет засекретили, в СМИ попадали только фрагменты расследования.
По остановившейся стрелке часов Гагарина удалось установить, что катастрофа произошла в 10:31, через несколько секунд после последнего сообщения с землей.
МиГ-15УТИ.
Varga Attila — собственная работа, CC BY-SA 3.0, commons.wikimedia.org
Согласно официальным выводам комиссии, экипаж из-за изменившейся во время полета воздушной обстановки совершил резкий маневр и сорвался в штопор. Летчики пытались вывести воздушное судно в горизонтальное положение, но самолет столкнулся с землей, пишет РИА Новости. Специалисты выяснили, что техника была исправной, и химический анализ останков летчиков посторонних веществ не выявил.
При этом комиссия КГБ, которая проводила свое расследование, обнаружила несколько нарушений в работе наземного персонала аэродрома.«Руководитель полетов Я. не соблюдал интервала движения самолетов. Через одну минуту после взлета Гагарина он выпустил более скоростной самолет. Из-за этой ошибки УТИ МиГ-15 вынужден был перейти в другую зону. За выполнением задания Гагариным Я.
должным образом не следил. Не запросил, почему тот задание выполнил раньше, чем предусмотрено упражнением. После потери связи с самолетом Гагарина подполковник Я.
не использовал имевшиеся средства для фиксации маршрута полета самолета», приводит «КП» фрагмент из архивных документов КГБ.
Указанные в материалах КГБ недостатки затрудняли осуществление полета самолета, но причиной его катастрофы быть не могли.
3 версии крушения МиГ-15УТИ
Такой версии придерживается космонавт Алексей Леонов. Он считает, что к срыву самолета в штопор привел неосторожный маневр истребителя Су-15, несанкционированно оказавшегося в районе полета. Леонов утверждает, что ему известны факты из отчета комиссии, расследовавшей гибель Гагарина.
«При этом летчик нарушил режим, спустился до высоты 450 метров — а я это знаю, так как беседовал со свидетелями, — на форсаже ушел на свой эшелон и на расстоянии 10−15 метров в облаках, пройдя рядом с Гагариным, перевернул его самолет, вогнав в штопор, вернее, в глубокую спираль на скорости 750 километров в час. Самолет совершил полтора витка и на выводе столкнулся с землей», — цитирует слова Леонова РИА Новости.
Это мнение бывшего сотрудника НИИ эксплуатации и ремонта авиационной техники, полковника ВВС в отставке Игоря Кузнецова. Согласно его анализу, в самолете МиГ-15УТИ мог остаться полуоткрытым один из вентиляционных кранов.
Нарушение герметичности кабины экипаж обнаружил на высоте в 3−4 тысячи метров. Чтобы избежать кислородного голодания, летчики резко попытались снизить высоту полета, но быстрый перепад давления вызывал у них потерю сознания.
Об этом бывший военный летчик рассказал в интервью порталу Lenta.ru.
Эту версию оспаривают специалисты, которые считают, что разгерметизация на такой высоте не представляет угрозы для экипажа.
Версия летчика-космонавта Владимира Аксенова. По его мнению, экипаж Гагарина и Серёгина, совершил ошибку в сложных метеоусловиях, и не сориентировался в обстановке, что привело к падению самолета.
Аксенов полагает, что свое сообщение летчики сделали после выхода из заключительной фигуры на небольшой скорости, но находясь еще на достаточно большой высоте. После этого им необходимо было снизиться, а затем подготовиться и проходить облачный слой, пишет РИА Новости.
По мнению летчика-космонавта после переворота Гагарин и Серегин задержались на две-три секунды с выходом из пикирования и неожиданно попали в слой сплошной облачности.Аксенов считает, что предпосылками для попадания в плотные облака после переворота могли стать увеличение высоты и плотности облачности по сравнению с ее общим уровнем в месте входа в нее самолета или недостаточная начальная высота ввода самолета в переворот.
Все версии трагической гибели космонавта Юрия Гагарина
После окончания Второй Мировой войны, недавние союзники в лице США и СССР практически сразу же стали врагами.
Две сверхдержавы своего времени, исповедующие враждебные друг к другу идеологии, не могли не столкнуться лбами в новом мире, который произрастал из руин, оставленных снарядами и бомбами.
У США в этом плане было неоспоримое преимущество, ведь огонь войны ее саму не затронул, боевых действий на территории Америки не было.
А вот СССР вышел пусть и победителем, но с инфраструктурой, практически до основания разрушенной в боях с немцами. Поэтому Штаты смотрелись безоговорочными лидерами в этом противостоянии. Но не тут-то было! Советский народ совершил практически невозможное, и в течение пяти лет практически все следы разрушений исчезли с лица советской земли. СССР догнал США, и теперь старался перегнать.
Одним из направлений, в котором соревновались две передовые страны того мира, была космическая программа.
Правительство каждой державы стремилось доказать как противнику, так и всему миру, что именно их идеология, их государственный строй лучше и в техническом плане, а выход в космос, до этого бывший только мечтой писателей-фантастов, как ни лучше бы это доказал.
И победа в этой гонке, как известно из истории, осталась за Советским Союзом. А первый человек, побывавший там, где еще и близко не пахло людьми, был Юрий Гагарин.
Кто виноват в катастрофе?
Но, к сожалению, Юрий стал первым не только в этом. В день его смерти власти СССР объявили общенациональный траур. До этого подобной чести удостаивались только лица, который на момент своей кончины управляли государством. А гибель всесоюзного любимчика стала шоком не только для советских граждан, но и для всего остального мира.
Версия №1, официальная
С целью наиболее тщательного исследования причин трагедии, поиск производился в трех направлениях — инженерном(разбирали техническое состояние самолета, на котором Гагарин вместе со своим инструктором Серегиным вышли в последний полет, его соответствие нормам и т.д.
), медицинском(сюда входил отчет о вскрытии останков пилотов, анализы на содержание в крови алкоголя и/или других наркотических веществ) и летном(проверка организации полетов, соответствующей документации, изучение уровня подготовки самих пилотов). Также свое независимое расследование проводила комиссия из КГБ.
Ее задачей было установить, не является ли смерть пилотов результатом политического заговора, теракта или саботажа.
Гагарин перед катастрофой
Как это обычно делается в СССР, по окончанию работ всех комиссий, результаты и все отчеты по этому делу были строго засекречены и сданы в архив на неопределенный срок. Никаких официальных заявлений, конечно же, никто не делал. Вероятные причины трагедии рассекретили спустя много лет, в честь полувекового юбилея выхода в космос Гагарина.
Согласно официальной версии, высказанной в отчете, во время возвращения самолета Гагарина и его инструктора с летного задания назад на базу, они столкнулись в воздухе с метеорологическим зондом.
Последующие повреждения кабины пилотов и неудачные попытки выровнять падающий самолет привели к падению, которое стало летальным.
Несмотря на весь опыт Гагарина и Серегина, они не могли исправить положение, так как сам самолет, вследствие деформации, уже просто не мог нормально функционировать. В таком случае смерть была практически неизбежной.До сих пор непонятно, почему пилоты не катапультировались, ведь конструкция летательного аппарата предусматривала такую возможность. Этот и другие подобные вопросы без ответа породили многие теории гибели летчиков, от вполне приемлемой, хотя и отрицаемой на официальном уровне, версии Леонова до всяких глупых предположений про похищение Гагарина пришельцами или какой-то подобной ерундовины.
Версия №2, Леонова
По версии легендарного космонавта СССР, дважды героя Советского Союза, и первого человека, вышедшего в открытый космос(это другое, чем у Гагарина) Алексея Леонова, причиной аварии и гибели пилотов стало попадание в спутный след другого самолета. Если говорить просто, то спутный след — это завихрения, остающиеся в воздухе после самолета в виде белого дыма. Именно он и стал причиной того, что летчики потеряли управление над самолетом и штопором влетели в поверхность Земли.
Алексей Леонов
Как утверждает Леонов, относительно недалеко от летной базы, с которой стартовали Гагарин и Серегин, проходили испытания сверхзвукового истребителя-перехватчика Су-15.
Именно пилот такого самолета во время полета снизился на высоту где-то в 450-500 метров, на которой пребывали в тот момент погибшие лётчики.
По словам Леонова, на подобный поступок пилота могло подтолкнуть обычное человеческое желание посмотреть на красоты Земли с большой высоты.
Именно этот самолет, по заявлениям того же Леонова, видели крестьяне, работающие на поле и впоследствии узнавшие его по предъявленному макету.
А так как испытания Су-15 должны были происходит на высоте выше 10000 метров, пилотом было принято решение на сверхзвуковой подняться в верхние слоя атмосфера. И по нелепой случайности, относительно рядом был самолет с Гагариным и Серегиным на борту. Пролетев на скорости свыше 600 м/с , он своим спутным следом вогнал их в спираль, из которого летчики не смогли выйти из-за низкой высоты.
Впрочем, несмотря на внешнюю складность, версию Леонова не принимают. В доказательство того, что испытания Су-15 никак не причастны к аварии, приводят график полетов истребителя, который никак не совпадает с графиком вылета Гагарина. То есть, никакой возможности пересечься в воздухе у самолетов не было.
Также приводятся в пример исследования, проведенные в летном институте им.Громова.
Их итоги показали, что попадание в спутный след Су-15 летательного аппарата, на котором был Гагарин и Серегин, не приводит к значительной турбулентности и не составляет серьезной угрозы для пилотов.Леонов же утверждает, что график полетов сверхзвукового истребителя “подкорректировали”, а результаты исследования в институте — фальшивы. Своей версии легендарный космонавт придерживается и по сей день, периодически озвучивая ее на телевидении и в СМИ.
Версия №3, по состоянию здоровья
Ее выдвинул начальник Центра подготовки космонавтом в 60-ых, начале 70-ых годов Н.Ф. Кузнецов.
Он утверждал, что инструктор Гагарина, второй пилот Серегин имел проблемы со здоровьем, поступали жалобы на сердечные боли. И вполне возможно, что во время полета у него случился приступ, и он потерял сознание.
Обмякшее тело навалилось на рычаги управления и тем самым существенно ограничило возможности Гагарина управлять самолетом.
Самолет Гагарина
В течении 10-15 минут Герой Советского Союза боролся за жизнь, стараясь резкими маневрами вернуть к сознанию Серегина.
Но, в итоге, ничего не получилось, а не имея возможности выровнять самолет и нормально его посадить, Гагарин погиб вместе со своим инструктором. Возможно, по предположению Кузнецова, сделал это принципиально, чтобы не покидать товарища.
Хотя, возражают ему, возможности катапультироваться у Гагарина не было, ведь согласно конструкции первым это должен был сделать именно Серегин.
Версия №4, фатальная ошибка
Другой Кузнецов, полковник ВВС и работник института по эксплуатации авиатехники.
Он выдвинул предположение, что герметичность в кабине самолета была нарушена, из-за чего на рабочей высоте в 4000 метров у пилотов возникло кислородное голодание.
А при попытке снизится на высоту в 2 км, они потеряли сознание из-за резкого перепада давления. И, как следствие, взяли на таран земную поверхность.
На похоронах Гагарина и Серегина
Хотя эта версия в 21-ом веке становится все более и более популярной, многие оспаривают ее, так как известен далеко не один случай разгерметизации кабины пилота на высоте в 4000 метров, при котором никаких серьезных последствий не наблюдалось.
Самолет просто аккуратно понижали в высоте, тем самым устраняя опасность кислородного голодания. А чтобы предположить, что Гагарин и Серегин в такой ситуации запаниковали и резко взяли курс на снижение — для таких опытнейших летчиков это нонсенс. Впрочем, полностью ее никто также не отрицает.
Версия №5, метеорологическая
Ее выдвинул Владимир Аксенов, летчик-космонавт, дважды Герой Советского Союза. Он предположил, что причиной аварии стала повышенная облачность в тот день. Пилоты не смогли сориентироваться в сложных метеорологических условиях и совершили фатальную ошибку, стоившую обеим жизни. В качестве доказательства своей теории Аксенов приводит снимки с метеозондов.
Версия №6, последняя
Если верить ей, то Гагарин вместе с Серегином разбились после того, как не смогли грамотно исполнить одну из фигур высшего пилотажа, не указанную в задании.
Известие в газете о гибели
Выдвинул ее полковник ВВС в отставке Э.А. Шершер. Согласно его словам, пилоты решили исполнить несколько виражей, так сказать, на мастерстве, в качестве развлечения. Но из-за непригодности самого самолета к таким нагрузкам и сложной метеообстановки в виде повышенной облачности, эта затея закончилась очень и очень плачевно.
Различные предположения конспирологов
Существуют также теории, которые серьезно никем не разглядываются, но имеют своих фанатов в различных кругах. Кто-то считает, что причиной аварии стали несколько принятых перед вылетом на грудь рюмок водки.
Но эта версия опровергается заключением медицинской комиссии, согласно которому алкоголя в крови погибших обнаружено не было.
Кто-то предполагает, что смерть Гагарина была политическим заказом высших кругов власти, которым знаменитый космонавт чем-то не угодил.
Есть версия, утверждающая, будто бы Гагарин, на самом деле, погиб еще за несколько дней до аварии, которая была инсценирована властями.
А причиной такого бал-маскарада стало то, что космонавт погиб на испытаниях космического корабля, призванного утереть нос американцам в лунной гонке.Мемориал на месте гибели летчика-космонавта СССР Юрия Гагарина и летчика-испытателя Владимира Серегина в Киржаче, ноябрь 1975 года
Также нашлись очевидцы, которые утверждали, что видели и лично были знакомы с Гагариным спустя много лет его так называемой “смерти”. Он сымитировал свою гибель(правда непонятно зачем, называют все те же проблемы с советскими высшими чинами), а последние минуты жизни на охоте где-то в оренбургских лесах.
Заключение
Без сомнения, гибель такого выдающегося человека потрясла весь Советский Союз. Гагарин, несмотря на всю славу, обрушившуюся на него, остался человеком скромным, улыбчивым, не задирал нос.
Тем сильнее ударила его смерть по всем. А то, что вокруг причин роковой аварии до сих пор ходит так много спекуляций, не может не огорчать. Ведь хотелось бы, чтобы не только его прах, но и имя обрело покой. Но все же, как бы то ни было, в сердцах многих людей он был и останется героем, который проявил безразмерное мужество, первым из всех людей шагнув в бесконечность Вселенной.
Юрий Гагарин: Правда о гибели космонавта №1
Тот день — 27 марта 1968 года — стал днём траура для целой страны, потому что она утратила своего героя — Первого Космонавта. Юрий Алексеевич Гагарин не вернулся из рядового, в общем-то, учебного полёта на самолёте МиГ-15УТИ…
Не хватило 200 метров…
По итогам расследования народу была озвучена следующая причина трагедии: «Экипаж из-за изменившейся в полёте воздушной обстановки совершил резкий манёвр и сорвался в штопор».
Сначала многие недоумевали: как мог такой опытный пилот, как Гагарин, погибнуть из-за какой там воздушной обстановки? Но потом стало известно, что, несмотря на многочисленные регалии и звание лётчика 1-го класса, «налётов» у Юрия Алексеевича имелось не так много — он был слишком плотно загружен общественной работой: поездки, интервью, присутствие на различных официальных мероприятиях… И это сказалось в том, последнем, полёте. По иронии судьбы в тот полёт Юрий Алексеевич намеревался отправиться один, но генерал Н.П. Каманин счёл, что он ещё не совсем готов, и отдал приказ лётчику В.С. Серёгину сопровождать его. Генерал-лейтенант авиации Пушкин, заслуженный военный лётчик СССР, вспоминает: «Услышав от Серёгина по телефону, что тот будет выпускать в самостоятельный полёт самого Гагарина, я мысленно одобрил выбор командованием вывозного: Володя воевал, у него за спиной — 200 вылетов на Ил-2, три сбитых «мессера»; общий налёт 4 тысячи часов. Он закончил академию с назначением в Лётно-исследовательский институт ВВС. Как пилот — надёжен, хладнокровен, квалифицирован и в высшей степени дисциплинирован». Гагарин и Серёгин вылетели рано утром, полёт проходил как обычно, и в 10 часов 19 минут пилоты доложили командованию о том, что возвращаются на аэродром. В 10 часов 32 минуты связь с самолётом пропала… Это встревожило всех, потому что горючего у МиГ-15 должно было хватить ещё только на десять минут. Пилоты не вернулись, и на поиски были срочно брошеньгсамолеты Ил-14 и вертолёты. К15 часам близ деревни Новоселово Киржачского района (Владимирская область) были найдены остатки самолёта… Как считают исследователи, причиной гибели самолёта стала изменившаяся воздушная обстановка, из-за которой машина совершила резкий манёвр и вышла из облачного слоя, пикируя практически вертикально. Лётчики пытались вывести машину в горизонтальный полёт, но им не хватило для этого буквально 200-300 метров — самолёт столкнулся с землёй, и экипаж погиб. В ходе расследования отказов или неисправностей техники обнаружено не было. Однако почему же версии о причинах гибели пилотов появляются до сих пор? Наверное, все дело в неопределённости формулировки — что значит «изменившаяся воздушная обстановка»? Что это: грозовая туча, облако, стая птиц, шар-зонд… что это за фактор, из-за которого самолёт и вошёл в роковое пике? Ответа нет до сих пор. Космонавт Алексей Леонов был уверен, что в тот мартовский день рядом с самолётом Гагарина прошёл перехватчик Су-15, также совершавший тренировочный полёт. Траектория движения этого самолёта была ни с кем не согласована, и его появление стало для Гагарина и Серёгина полнейшей неожиданностью, что и повлекло за собой резкое пике. Эта версия гибели самолёта имеет право на существование и, как пишет сам Алексей Леонов (кстати, отказывавшийся называть имя лётчика — виновника катастрофы): «В 2013 году я к Путину обратился:»Владимир Владимирович! Сорок пять лет прошло с тех пор, как Юрий Гагарин погиб, документы откройте». Открыли. Всё, как я сказал: несанкционированный самолёт рядом со спаркой» (так называли двухместный вариант одноместного истребителя или спортивного самолёта) прошёл, перевернул её, а дальше меня попросили фамилию этого лётчика-испытателя не называть…
Он, кстати, жив. Ему уже за девяносто. В 1988 году Героем Советского Союза стал…».
Нужен ли был Гагарину инструктор?…
Все сходятся на том, что инструктор Владимир Серёгин, несмотря на свою опытность, недооценил нештатную ситуацию. Кто-то намекает даже на злонамеренный умысел, что, конечно, смешно — однако можно с уверенностью сказать, что настроение Серёгину перед вылетом существенно подпортили.
Перед тем как сесть в самолёт, он общался по телефону с начальником Чкаловского гарнизона, и коллеги отмечали, что он был зол и напряжён. Да ещё и генерал Каманин внезапно отдал приказ лететь с Гагариным, а это огромная ответственность сама по себе! Конечно, у Каманина были самые лучшие намерения. Как он пишет в своём дневнике: «26 марта.
После заседания Госкомиссии генерал Кузнецов (начальник Центра подготовки космонавтов в 1963+1972 годах) доложил мне, что завтра предполагается выпустить Гагарина в самостоятельный полёт на самолёте МиГ-17. Кузнецов просил меня разрешить ему лично проверить на самолёте УТИ МиГ-15 подготовленность Гагарина к самостоятельному вылету.
Совместный полёт Гагарина с Кузнецовым я запретил, прямо заявив последнему, что он давно утратил навыки лётчика-инструктора. Я разрешил командиру полка В.С.
Серёгину проверить завтра технику пилотирования у Гагарина, а генералу Кузнецову приказал лично проверить организацию выпуска в полёт Гагарина, проанализировать и доложить мне воздушную обстановку и метеоусловия. Право на разрешение самостоятельного вылета Гагарина я оставил за собой».
Есть мнение, что из-за нагоняя начальства у Серёгина уже в самолёте начало болеть сердце, поэтому он отстегнул ремни безопасности, а когда машина заложила вираж, потерял сознание. Однако преимущественное право управления самолётом было у него, поэтому Гагарин, сидящий в передней кабине, ничего не смог сделать.
И сделал осознанный выбор — остаться с товарищем до конца, а не катапультироваться из падающего самолёта… Николай Петрович Каманин позднее писал, что любил Гагарина, как сына. Что интересно, генерал не принял официальных выводов госкомиссии о гибели Гагарина и Серёгина. Он считал, что Гагарин и Серёгин находились без сознания после потери связи с Землёй, а также допускал и диверсию, но прямо ничего не говорил и имён не называл…
Гагаринская конспирология
Разумеется, не было недостатка в конспирологических версиях разной степени безумия. Возникли нелепые слухи, будто Гагарин каким-то образом перешёл дорогу Брежневу, и поэтому был устранён советскими спецслужбами.
По другой версии, Гагарин разоблачил иностранных агентов в составе высшего советского руководства и хотел об этом сообщить Брежневу, и поэтому был устранён американскими спецслужбами. Конечно же, не обошлось дело без инопланетян.
Так, якобы один колхозник (как раз направлявшийся в сельский магазин за опохмелом) наблюдал, как самолёт Гагарина столкнулся с кораблём пришельцев — «ярким, круглым и блестящим» да к тому же испускавшим белые лучи. А вот знаменитая своими несбывшимися предсказаниями «ясновидица» Ванга утверждала, что Гагарин не умер, а был взят пришельцами прямо на небо.
А такой выдающийся авторитет, как инженер Е. Емельянов, по его собственному утверждению, тоже был похищен инопланетянами. Пришельцы доставили Емельянова на космический корабль, где он видел трёх землян, одним из которых был Гагарин. К сожалению, в публикациях, посвящённых Е.Емельянову, не указывается, состоит ли Емельянов на учёте в психдиспансере и оказывают ли врачи ему помощь. Инопланетную версию гибели Гагарина подтверждают и учёные-теоретики. Так, некий А. Суббетто, именуемый «доктором философии», считает, что склонен верить тому, что Гагарин был похищен инопланетянами.
Суббетто утверждает, что если сразу несколько человек видели, как самолёт врезался в огромный светящийся шар, значит, похищение Гагарина является правдой.
Нельзя не восхититься чисто философским подходом к проблеме — раз «очевидцы» видели, как Гагарин врезался в НЛО, значит, Гагарина похитили! О том, с какой целью инопланетяне похитили Гагарина, до сих пор ведутся жаркие споры.
То ли Гагарин во время космического полёта подсмотрел инопланетные тайны, и потому был похищен (чтоб не проболтался!), то ли Гагарин слишком понравился инопланетянам, так что они забрали его к себе.
Доказательства, которыми исследователи-уфологи стремятся подтвердить свои построения, поражают своей неопровержимостью: «Данная теория имеет смысл, достаточно вспомнить хотя бы тот факт, что после совершения полёта Ю. Гагариным в открытый космос информация о рейсе была обнародована не полностью. Истинное содержание, которое могло бы пролить свет на то, что случилось, находится в документах под грифом «секретно». Значит, космонавт действительно видел то, что знать ему было не положено, и это определило его судьбу». Впрочем, в инопланетян верят не все. Так, исследователь из Житомира Е. Чурсин полагает, что Гагарина похитили тамплиеры, так как Гагарин хотел открыть народу тайну славянско-арииских вед! Впрочем, недавно Чурсин посмотрел фильм «Аквамен», после чего осознал, что ошибался — на самом деле Гагарина похитили вовсе не тамплиеры, а живущие на дне океана атланты…
Как бы то ни было, похоже, что время обнародовать истинные причины гибели Юрия Гагарина ещё не настало…
МиГ-15УТИ
МиГ-15УТИ — советский реактивный двухместный учебно-тренировочный самолёт, созданный на базе истребителя МиГ-15. Разработан ОКБ Микояна и Гуревича в конце 1940-х годов. Вооружение И-312 было упрощено и состояло из одной пушки НР-23 с боезапасом 80 снарядов и пулемёта УБК-Э с боезапасом 150 патронов.
Также самолёт был оснащён крыльевыми бомбодержателями для подвески 50-килограммовых и 100-килограммовых бомб. Недостатки МиГ-15УТИ в целом соответствовали недостаткам, выявленным у МиГ-15, вместе с тем самолёт обладал и всеми достоинствами базовой модели.
Кроме того, новый самолёт удовлетворил требования военных к учебно-тренировочному истребителю и был рекомендован к принятию на вооружение.
Владимир Сергеевич Серёгин
Владимир Сергеевич Серёгин (7 июля 1922, Москва — 27 марта 1968, Киржачский район, Владимирская область) — военный лётчик, Герой Советского Союза (1945), лётчик-испытатель 1-го класса (1967), инженер+полковник.
Участник Великой Отечественной войны, лётчик штурмовой авиации, Герой Советского Союза (1945). Совершил огромное количество боевых заданий. Серёгин летал на низковысотном Ил-2.
За годы войны совершил 140 вылетов боевого значения со штурмом вражеских войск, 50 разведывательных вылетов с фотографированием объектов противника. Им были проведены 19 воздушных боёв. Погиб в авиакатастрофе вместе с Ю.А.
Гагариным во время тренировочного полёта на самолёте МиГ-15УТИ, в ходе которого выполнял обязанности инструктора. Урна с прахом Серёгина установлена в Кремлёвской стене на Красной площади в Москве.
Дублёры Гагарина
До космического корабля Юрия Гагарина провожал не один, а два дублёра. Помимо всем известного Германа Титова, дублёром был Григорий Нелюбов. В отличие от Гагарина и Титова, он не облачался в скафандр, но был готов осуществить полёт в случае особых обстоятельств.
Прощальное письмо
За два дня до полёта в космос Юрий Гагарин написал прощальное письмо супруге на случай, если произойдёт катастрофа. В 1961 году это письмо не потребовалось. Жене Гагарина Валентине Ивановне это письмо передадут после авиакатастрофы 27 марта 1968 года, в которой погиб первый космонавт Земли.
Знаете ли вы что…
На космических кораблях «Восток» не была предусмотрена посадка космонавтов внутри спускаемого аппарата: на высоте 1500 метров пилот катапультировался. Связано это было с тем, что на «Востоках» не было двигателей мягкой посадки, которые обеспечивают безопасное приземление.
Кроме того, специалисты опасались «заваривания» люка под воздействием высокой температуры в плотных слоях атмосферы. Однако из-за посадки вне корабля Международная аэронавтическая федерация отказывалась регистрировать рекордный полёт Гагарина. И тогда советские представители слукавили, объявив, что первый космонавт приземлился в кабине.
Фактические обстоятельства посадки СССР официально признал только в 1964 году.
Сколько было обращений?
Изначально было записано три предстартовых обращения «первого космонавта к советскому народу». Первое было записано Юрием Гагариным, а ещё два — его дублёрами Германом Титовым и Григорием Нелюбовым. Ровно так же было заготовлено три текста сообщения ТАСС о первом полёте человека в космос: на случай успешного полёта, на случай поисков космонавта, а также на случай катастрофы.
Я горю…
Во время заключительной стадии полёта Юрии Гагарин бросил фразу, о которой долгое время предпочитали ничего не писать: «Я горю, прощайте, товарищи!».
Дело в том, что до Гагарина никто не имел чёткого представления о том, как будет выглядеть прохождение космическим кораблём плотных слоёв атмосферы при спуске.
Поэтому Гагарин, как всякий лётчик, увидев в иллюминаторе бушующее пламя, предположил, что космический корабль охвачен пожаром и через несколько секунд он погибнет.
Николай Петрович Каманин
Николай Петрович Каманин (1908-1982) — советский лётчик и военачальник, генерал-полковник авиации (25.10.1967), один из семёрки первых Героев Советского Союза (1934). Участник операции по спасению экспедиции парохода «Челюскин» (1934).
Организатор и руководитель подготовки первых советских космонавтов (1960-1971). С 1960 года Каманин руководил отбором и подготовкой первых советских космонавтов.
С января 1961 года осуществлял эту работу официально, находясь в должности начальника отдела по подготовке и обеспечению космических полётов Главного штаба ВВС. В 1966-1971 годах занимал должность помощника Главнокомандующего ВВС по космосу. С августа 1971 года — в отставке.
Жил в Москве. Умер 12 марта 1982 года.
Журнал: Неизвестный СССР (Война и Отечество), Спецвыпуск №1(1), январь 2020 года Рубрика: Тайны СССР
подготовил Александр Стела
Tags СССР гибель катастрофа Война и Отечество Гагарин правда 1968 причина Серёгин
Гибель Юрия Гагарина: обстоятельства, причины и версии
Для советского народа гибель Юрия Гагарина стала настоящим горем.
В стране впервые объявили национальный траур первый и единственный раз из-за смерти человека, не являвшегося руководителем страны.
В те дни из-за статуса первого космонавта и неподдельного горя всех советских людей тяжело было объективно осмыслить трагедию. Сегодня это нужно сделать для восстановления исторической истины.
Когда и где умер Гагарин?
Официальная дата гибели первого советского летчика-космонавта – 27 марта 1968 года. Он погиб выполняя тренировочный полет на истребителе УТИ Миг-15. В машине вместе с ним находился Герой Советского Союза инструктор Владимир Серегин.
5-тонная махина на скорости 1100 км/час вошла в штопор и с такой силой врезалась в землю, что турбина ушла в грунт на 8 метров.
Учебный полет проходил на подмосковном аэродроме Чкаловский в Щелково. Из переговоров 625 – такие позывные были у Гагарина, известно, что в 10.30 утра он доложил о выполнении задания и начал возвращаться.
Последним сообщением Гагарина была фраза за 20 секунд до столкновения с землей: «Высота 2000 метров», но ее исключили из расшифровки переговоров, потому что Гагарин не назвал свой позывной, как это принято в штатных ситуациях.
Самолет находился в воздухе всего 12 минут. После последнего сообщения первого космонавта до столкновения с землей прошло примерно 35 секунд. Психологи-эксперты, которым давал прослушивать это сообщение Арсений Дмитриевич Миронов, входивший в летную подкомиссию, занимавшуюся расследованием катастрофы, подтвердили, что фраза была произнесена Гагариным на пике эмоционального потрясения.
Известно во сколько произошло столкновение вошедшей в штопор машины с землей, но от чего МИГ-15 неожиданно ушел в штопор, так и осталось невыясненным.Все материалы четырех подкомиссий занимавшихся расследованием катастрофы, были засекречены.
Причины гибели Гагарина
На месте крушения самолета у села Новоселово Владимирской области была буквально просеяна земля, но однозначного ответа так и не было получено.
Когда Миронов, который отвечал за выявление нарушений во время полета, выезжал на место, где Юрий Гагарин умер, он обратил внимание на то, что среди обломков самолета были оба кресла для катапультирования и парашютные сумки. Однако самих парашютов обнаружено не было.
Это в свою очередь породило потом немало слухов и домыслов:
- Подстроенное убийство спецслужб.
- Диверсия.
- Инсценировка катастрофы.
На деле оказалось, что парашюты забрали два мужика из соседней деревни. Миронов подтверждает, что стропы были срезаны тупым ножом.
Место гибели летчиков было оцеплено сразу после того, как нашли обломки самолета. Останки МИГ-15, на котором разбился Гагарин, до сих пор хранят в запаянных металлических бочках в Люберцах. Опознание проводилось по личным вещам, так как тела были сильно обезображены.
Назывались разные причины катастрофы, среди которых ошибки пилотирования, недостаточный полетный и инструкторский опыт при поведении пилотирования в сложных условиях и при вхождении в штопор.
Летчик-космонавт Алексей Леонов считал, что самолет Гагарина перевернуло вихревым следом реактивного СУ-15. Летчик С. А. Микоян считал, что самолет Гагарина уходил от столкновения с метеорологическим зондом. А авиационный инженер И. И. Кузнецов выдвинул версию разгерметизации кабины после столкновения с внешним предметом, предположительно зондом.
Однако результаты исследования инженерной подкомиссии показывают, что перед падением на землю самолет на 99% был в исправном состоянии.
Остатки стекол кабины собрали и выяснили, что они разрушились только после соприкосновения самолета с землей. Кроме этого, ни одна подкомиссия не занималась поисками запущенного в момент полетов зонда, значит, его попросту не было.
Вокруг места крушения было найдено много зондов, но ни один из них не был разрушен внешним столкновением.
По мнению эксперта Арсения Дмитриевича Миронова, изучавшего летную подготовку экипажа и организацию полетов 27 марта 1968 года, наиболее вероятной причиной является неточное пилотирование самолета.На МИГ-15 не было черных ящиков, вместо электронного оборудования, фиксирующего состояние самолета, стоял бароспидограф, в который перед полетом не была заправлена бумага.
Данных с локаторов пилотная подкомиссия тоже не смогла получить, так как земля не фиксировала метки МИГ-15. Когда началось аварийное падение самолета, точно сказать невозможно.
Кроме этого Гагарину мешала сильная облачность, в которой он должен был совершать маневры. По мнению Миронова, на высоте около 3500 метров Гагарин неожиданно в облаках увидел приближающийся самолет другого пилота Андреева и попытался от него уйти.
Катапультироваться пилоты не смогли по той причине, что все произошло очень быстро, да и вряд ли Герой Советского Союза Владимир Серегин, прошедший войну, мог бы покинуть первого советского космонавта. Катапультироваться в МИГ-15 должен был сначала второй пилот, а затем первый.
Они вероятно приняли решение попытаться спасти машину, так как время на катапульту едва хватало только на одного. Миронов считает, что при скорости в 1100 км/час Гагарину не хватило 200 метров до того, чтобы выйти из штопора. Что случилось на самом деле пока остается неизвестным.
Официальной версии нет, так как сразу после расследования на имя Л.И.Брежнева стали приходить жалобы космонавтов, обвинявших комиссию в том, что она хочет свести все к тому, что первый советский космонавт совершил ошибку пилотирования.
Теории об убийстве Гагарина
Гибель космонавта Юрия Гагарина породила много конспиралогических версий. Точно опознали только останки второго пилота Серегина, найдя золотую и стальную коронки на останках челюсти.
Самолет перед столкновением с землей находился под 50 градусов, основная сила удара пришлась на первого пилота. Гагарина опознали по куску летной куртки, висевшей на дереве.
В нем оказался карман, в котором были найдены его документы и талоны на питание.
Кремацию останков произвели вечером 28 марта, хотя похороны были назначены на 30 число. По этой причине стали возникать версии о подстроенной катастрофе, причиной которой, якобы, послужил конфликт Гагарина с политическим руководством страны. Многие связывали его с трагической гибелью космонавта Владимира Комарова, который сгорел при посадке «Союза 1» в 1967 году. Гагарин был его дублером.
Другие считают, что катастрофа была подстроена спецслужбами или самим Гагариным, по каким-то причинам, захотевшим в 34 года уйти на покой.
Многие упускают из виду то, что не только профессия космонавта, но и профессия летчика всегда сопряжена с высокой опасностью. Гагарин был символом СССР, символом эпохи. Его берегли, но сам он хотел летать.
Ему разрешили вернуться к профессии военного летчика, для чего нужно было восстановить свой пилотный опыт. Все летчики должны его постоянно повышать, потому жизнь каждого пилота всегда связана с высоким риском.
Юрий Алексеевич Гагарин был невероятно активным и решительным человеком и не собирался почивать на достигнутой им славе первого космонавта. Даже в последние секунды своей жизни он старался справиться с внештатной ситуацией и спасти не только себя, но и второго пилота.Он умер как настоящий герой, поэтому версии об его убийстве или гибели во время полета на Луну не выдерживают никакой критики.
[Всего : 1 Средний: 5/5]
Загадочная гибель Юрия Гагарина. Куда он пропал
Случайность или заговор?
Юрий Гагарин – легенда, первый в мире человек, совершивший полет в космос. Произошло это, как мы все знаем, 12 апреля 1961 года, когда корабль «Восток-1» с Гагариным на борту вышел в космос и сделал оборот вокруг Земли.
Полет был предельно опасен для Гагарина. До советского руководства дошли слухи о планах США запустить в космос человека 20 апреля. В итоге, в спешке советские инженеры не оборудовали «Восток-1» ни технологиями мягкой посадки, ни даже системой аварийного спасения. Были огромные шансы, что корабль с Гагариным на борту даже не взлетит, и космонавт погибнет на месте.
Тем не менее, полет, который продолжался почти 2 часа прошел успешно. В связи с секретностью, советские СМИ узнали о технологическом прорыве лишь на следующий день, и имя Юрия Гагарина вошло в историю всей планеты.
Спустя 7 лет Гагарин погиб в ходе тренировочного полета при загадочных обстоятельствах. Существуют несколько версий событий.
1. Неверный маневр
27 марта 1968 года Гагарин выполнял тренировочный полет и совершил рискованный маневр, с которым не смог справиться. Согласно данным архива президента РФ причиной катастрофы стал резкий манёвр уклонения от шара-зонда или, что менее вероятно, для предотвращения схода в верхний край облачности.
Самолет МиГ-15УТИ врезался в землю вблизи деревни Новосёлово Киржачского района Владимирской области. Гагарин вместе со своим инструктором Владимиром Серегиным погибли.
2. Сближение с другим самолетом
В зоне тренировочных полётов несанкционированно оказался самолёт Су-15. Он разминулся в воздухе всего в 10 метрах от самолёта Гагарина и Серёгина, который вошел в спираль, выйти из которой лётчики не успели.
3. Конфликт с руководством
Гагарин будучи мировой знаменитостью вел большую общественно-политическую работу, являясь депутатом Верховного Совета СССР. По каким-то причинам у него произошел конфликт с вышестоящим руководством. В итоге, его гибель была фальсифицирована и, вероятно, власти просто арестовали знаменитого, но политически неугодного космонавта.
4. Новый неудачный полет в космос
По одной из версий, Гагарин погиб во время испытаний новой ракеты. Это бросало тень на успехи советской космической программы и руководство просто решило замести следы неудачного эксперимента, придумав полет, которого не было.
В 2013 году космонавт Алексей Леонов рассказал СМИ рассекреченную информацию о последнем полете Гагарина. По его словам, причиной трагедии стал именно неожиданно появившийся самолет Су-15, совершивший опасный маневр.
Кто именно управлял тем самолетом, и были его действия преднамеренными остается тайной по сей день.
Гагарину было всего 34, и он был наиболее вероятным кандидатом на то, чтобы возглавить советскую экспедицию по высадке на Луне, которой так и не случилось.
Интересные факты о знаменитом полете Юрия Гагарина:
- В момент посадки своего легендарного полета, Гагарин, увидев в иллюминаторе бушующее пламя, сказал – «Я горю, прощайте, товарищи!». Как летчик, он подумал, что космический корабль охвачен пожаром и через несколько секунд он погибнет. Тогда еще никто не знал, что такой эффект возникает во время посадки любого космического корабля.
- В космос Юрий Гагарин улетел в звании старшего лейтенанта, а приземлился уже майором, минуя капитанское звание. Никита Хрущев был обеспокоен тем, что у первого космонавта Земли такой маленький чин и велел исправить положение.
- После полёта в космос Гагарин был награждён чёрной «Волгой» с номерами 12-04 ЮАГ (дата полёта и инициалы космонавта). На Горьковском автозаводе было известно, для кого делается данный экземпляр автомобиля, в итоге Волга получилась эксклюзивной – черный кузов, салон небесно-голубого цвета, хромированные элементы экстерьера. Кроме того, в качестве премиальных Юрий получил четырехкомнатную квартиру по месту службы и 15 тысяч рублей.
С 1969 года 12 апреля официально стал Международным днем авиации и космонавтики. Юрий, твою храбрость мы будем помнить всегда. Всей планетой.
поста:
(4.75 из 5, оценили: 4)