Как пишется правильно: носок или носков?
Носков или носок? Как правильно: пара носок или пара носков?
Носков или носок? Данный вопрос вводит в ступор не только тех людей, кто использует эти слова в письме, но и тех, кто произносит их вслух. В связи с этим в представленной статье мы решили дать на него исчерпывающий ответ.
Общая информация
Как правильно: носков или носок? Согласно правилам русского языка об образовании множественного числа каких-либо парных предметов, данное слово должно звучать и использоваться в письме следующим образом: носков. Для тех, кто все же сомневается в представленной информации, ниже приведены исчерпывающие аргументы.
Носков или носок?
Прежде чем представить вашему вниманию правило русского языка об образовании множественного числа каких-либо парных предметов, следует сказать о том, что оба названных слова имеют полное право на существование. Для того чтобы вы в этом убедились, приведем несколько примеров:
- Потерялся носок. Где он?
- Следует взять пару носков для смены.
Как видите, оба варианта вполне приемлемы для устного или письменного употребления. Но тут возникает новый вопрос о том, как понять, в каком именно контексте следует использовать слово «носков», а в каком «носок»? Для этого необходимо вернуться к примерам и проанализировать их:
1. “Потерялся носок. Где он?” В данном предложении речь идет об одном предмете, который куда-то исчез.
2. «Следует взять пару носков для смены». В этом отрывке говорится о нескольких предметах, причем парных.
Из представленного анализа можно смело сделать вывод о том, как необходимо писать: носков или носок. Другими словами, вариант “носков” следует использовать только для множественного числа, а “носок” – для единственного. Только так ваша речь будет грамотной, а письмо, где употребляется данное выражение, будет написано верно.Но на какое же правило мы опираемся, когда говорим о таком правописании? Представим его вашему вниманию прямо сейчас.
Закономерности образования форм множественного числа имен существительных, стоящих в родительном падеже
Пара носок или пара носков? Чтобы ответить на поставленный вопрос, необходимо изучить простейшее правило русского языка об окончании -ов в именах существительных во множественном числе, стоящих в родительном падеже. Следует особо отметить, что для этого правила характерны такие особенности:
- Оно подходит для большей части имен существительных мужского рода, которые в своей начальной форме и в единственном числе оканчиваются на твердую согласную букву. Приведем несколько примеров для наглядности: мухомор – мухоморов, носок – носков, компьютер – компьютеров и пр.
- Данное правило относится не только к обычным предметам, но и к названиям всевозможных фруктов, плодов, овощей и пр. Главное, чтобы они представляли собой имена существительные мужского рода, которые в начальной форме единственного числа оканчиваются на твердую согласную букву. Для наглядности приведем несколько примеров: апельсин – шесть апельсинов, баклажан – килограмм баклажанов, помидор – салат из помидоров, мандарин – Новый год без мандаринов.
Исключения из правил
Практически ни одно правило в русском языке не обходится без исключений. И описанное выше в том числе. Чтобы правильно поставить свою речь или написать какую-либо статью, их рекомендуется запомнить или заучить.
Итак, из правила русского языка об образовании множественного числа парных предметов (имен существительных) выделяется довольно обширный ряд исключений.
К ним относятся те слова (имена существительные), которые в форме родительного падежа и множественного числа имеют нулевое окончание.
Приведем несколько примеров: один осетин — шестеро осетин, один чулок — нет чулок, один грамм — шесть граммов или шесть грамм и пр.
О том, что слово «носки» (мн. число) в родительном падеже имеет окончание -ов, мы узнали выше. Но какому же правилу подчиняются те выражения, у которых оно нулевое?
Нулевое окончание в именах существительных множественного числа
Чтобы понять, почему «носков, но «чулок», необходимо обратиться к следующему правилу:
- Нулевое окончание в словах множественного числа, стоящих в родительном падеже, имеется в тех случаях, когда речь идет о какой-либо национальности человека, а также о его принадлежности к воинским объединениям. Однако это касается лишь тех выражений, которые употребляются в собирательном значении. Для того чтобы представленное правило стало более понятным, рассмотрим несколько наглядных примеров: туркмены — пятеро туркмен, мадьяры — несколько мадяр, партизаны — двое партизан, гардемарины — пять гардемарин (также допустимо пяти гардемаринов), солдаты — войско солдат, человек – пяти человек и пр.
- Также представленное правило касается и всевозможных названий парных предметов. Например: глаза — глаз, сапоги — сапог, ботинки — ботинок, чулки — чулок, манжеты — манжет, эполеты — эполет, погоны — погон (но носки – носков!).
- Помимо всего прочего, нулевое окончание принято ставить у различных единиц измерения и названия мер. Приведем пример: 1000 ватт, 230 вольт, 500 гигабайт, 5 ампер. Но если такие же слова используются не в «измерительном» контексте, то к ним следует обязательно добавлять окончание -ов. Например, в таких предложениях: “Для закачивания программы на флэшке не хватает гигабайтов”, “Хорошо жить без избыточных килограммов”.
Примечания
Теперь вам известно о том, что правильное склонение слова «носки» подразумевает, что в родительном падеже оно имеет окончание -ов, что не скажешь о слове «чулок». Однако, используя представленное правило об образовании мн. ч. имен существительных, не рекомендуется забывать о следующих особенностях:
- Для некоторых видов имен существительных образование множественного числа и родительного падежа довольно затруднено. Например, таких слов, как башка, мольбы и мечта.
- Слова «дровец» и «щец» не имеют иных форм, кроме родительного падежа и множественного числа с нулевым окончанием.
Шуточное правило
Для того чтобы запомнить, как следует писать слова «носки» и «чулки» во множественном числе и родительном падеже, некоторые учителя рекомендуют к использованию следующее шуточное правило: носки коротки, поэтому их необходимо удлинить – носков, чулки длинны, поэтому их необходимо укоротить – чулок.
Носок или носков
Культура речи человека отражает его умение пользоваться богатым словарным запасом для точного выражения мысли. Один из показателей уровня речевой культуры — правильное употребление различных форм слова, в том числе и косвенных падежей имен существительных.
Чтобы не прослыть невеждой, необходимо знать некоторые особенности их склонения в единственном и множественном числе.
В этом плане выбор правильной падежной формы носок или носков является своеобразным тестом на общую грамотность, к которой относится не только правописание, но и способность говорить в соответствии с языковыми нормами.
В чем же разница между формами носок и носков?
В родительном падеже множественного числа одна из них правильная, а другая содержит грубую ошибку.
Существительное носки относится к названиям парных предметов, так же, как и чулки,ботинки, сапоги или погоны. Общее в этих существительных – мужской род, возможность употребления в единственном числе и основа на твердый согласный:
Множественное число | Единственное число |
носки | носок |
чулки | чулок |
ботинки | ботинок |
сапоги | сапог |
погоны | погон |
По существующим в русском языке правилам, большинство имен существительных мужского рода с основой на твердый согласный в родительном падеже множественного числа имеет нулевое окончание.
Существительное носки не входит в это большинство и во множественном числе приобретает окончание –овпо типу родительного падежа непарных существительных, например, платков, замков, подков, черепков, островов:
Родительный падеж (кого? чего?)
Существительные, обозначающие парные предметы | Существительные, обозначающие непарные предметы |
чулок | платков |
ботинок | замков |
сапог | подков |
погон | черепков |
Но! носков | островов |
Следовательно, единственно правильной формой употребления существительного носки в родительном падеже множественного числа является вариант носков. Форма носок соответствует именительному и винительному падежам единственного числа:
Он настолько беден, что у него даже пары лишних носков не найдется. (Род. п., мн. ч.)
Носок оказался с огромной дырой на пятке. (Им. п., ед. ч.)
Малыш никак не мог натянуть носок и в конце концов расплакался. (Вин. п., ед. ч.)
TheDifference.ru дает следующие рекомендации по правописанию и употреблению в речи существительных носок и носков:
- Существительное носок употребляется с нулевым окончанием только в формах именительного и винительного падежа единственного числа.
В родительном падеже множественного числа оно имеет окончание –ов:носков.
- В падежной паре носок-носков единственно правильным вариантом родительного падежа множественного числа является форма слова носков.
Склонение слова “носки” по падежам
Носки́, носо́к и —о́в, ед. носо́к, носка́ (предмет одежды)
Варианты
- Существительное, женский род, неодушевленное, родительный падеж.
- Существительное, именительный падеж, множественное число, неодушевленное.
- Существительное, женский род, множественное число, неодушевленное.
Единственное число
Именительный падежКто, что? | — | Носка | — |
Родительный падежКого, чего? | — | Носки | — |
Дательный падежКому, чему? | — | Носке | — |
Винительный падежКого, что? | — | Носку | — |
Творительный падежКем, чем? | — | Носкою | — |
Предложный падежО ком, о чём? | — | Носке | — |
Множественное число
Именительный падежКто, что? | Носки |
Родительный падежКого, чего? | Носок |
Дательный падежКому, чему? | Носкам |
Винительный падежКого, что? | Носки |
Творительный падежКем, чем? | Носками |
Предложный падежО ком, о чём? | Носках |
Варианты
- Существительное, множественное число, мужской род, неодушевленное.
- Существительное, множественное число, мужской род, неодушевленное.
Алфавитный указатель
АБВГДЕЖЗИЙКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЮЯ
Дать носка. См. Дать носа (НОС).
С носка.Печор. Вид народной борьбы, в которой противники стараются ударом носка ноги сбить друг друга. СРГНП 1, 484.
Шевелить носками.Жарг. мол. Шутл. Быстро идти, уходить откуда-л. Максимов, 486.
Шуршать носками.Жарг. мол. Шутл. Танцевать. Максимов, 277.
На носках.Кар. Одобр. Быстро, проворно. СРГК 4, 47.
Крутить носки.Кар. Блуждать, петлять в поисках дороги. СРГК 3, 37; СРГК 4, 47.
Наступать на носкикому. Новг. Подчинять своей воле кого-л. Сергеева 2004, 184.
Не смеши мои носки….
Носок`Толковый словарь Ефремовой`
1. м. 1) Передний конец обуви или чулка. 2) Передняя часть ступни человека. 3) перен. Выдающаяся, заостренная часть какого-л.
Поиск ответа
предмета. 2. м. разг. 1) Уменьш. к сущ.: нос (1,2). 2) Ласк. к сущ.: нос (1,2). 3. м. см. носки (1*).
НОСОК`Словарь кроссвордиста`
1. Передний конец обуви или чулка.2. “Начало ботинка”.3. “Поздняя пташка глаза продирает, а ранняя … прочищает”.4. Облупленная часть башмака.5. Меньший брат чулка.6. “Какие перышки, какой …!”.7. Если им ударить футбольный мяч, то получится “пыр”.8. Пыр у футболиста.9. Короткий чулок.
10. Клюв птицы.
Методика запоминания из 2000-х
Существительное «носки» во множественном числе и родительном падеже всегда вызывало ряд вопросов. Ведь кажется, что обе формы слова звучат довольно правильно и могут быть употреблены на письме. Однако еще несколько лет назад (а если точнее, до 2002 года) так не считали.
Учителя даже разработали собственную методику, которая позволяла запомнить правила написания за считаные минуты. Жаль лишь только то, что на сегодняшний день она уже не является в полной мере актуальной.
Хотя кое-какую информацию из нее все-таки можно получить, дабы больше никогда не ошибаться в написании этих слов.
Так вышло, что существительное в именительном падеже «носки» всегда было связано с другим похожим словом — «чулки».
Обе вещи имеют практически одно и то же значение и во многом похожи — у них идентичные корни и ударение падает на последнюю букву.
Кроме того, при необходимости поставить существительное в родительный падеж оно тут же вызывало ряд вопросов. Однако, чтобы не ошибиться, учителя советовали запомнить одну методику:
- носки — короткая вещь, значит при склонении необходимо использовать длинное слово — «носков», а не «носок»;
- чулки — длинная вещь, поэтому при постановке в родительный падеж используется короткое — «чулок», а не «чулков».
Само собой, в эту группу существительных можно отнести и другие слова, которые могут вызывать вопросы, однако, как показывает практика, именно в этих двух ученики совершают больше всего ошибок.
Кроме того, следует понимать, что если существительное стоит в единственном числе, то оно не будет вызывать вообще никаких вопросов: «Я не нашла второго чулка, поэтому решила не одевать их вовсе», «У меня не было времени на то, чтобы заштопать носок, поэтому мне пришлось прикупить в магазине новую пару».
Современные словари
До 2002 года, пока на свет не был выпущен академический «Русский орфографический словарь» (В.В. Лопатина) и «Толковый словарь русского языка» (Н.Ю. Шведова), большинство писателей и копирайтеров использовало исключительно форму слова «носков», поскольку она считалась единственно верной.
Однако как только были выпущены эти книги, вопрос о том, как правильно, «носков» или «носок», отпал сам собой. Ведь в толковом и орфографическом словаре было четко сказано, что можно употреблять обе формы этого слова. Зачем было введено такое правило — не совсем понятно.
Однако теперь любой преподаватель не имеет права считать за ошибку, если ученик напишет: «Я увидел дырявую пару носок».Однако не стоит забывать, что данное изменение затронуло исключительно существительное в родительном падеже и во множественном числе. Теперь любой человек может сказать:
- «пара носок»;
- «пара носков»;
- «много носков»;
- «много носок».
И все эти формы будут абсолютно верными. Однако это правило не распространяется на существительное «чулок». Ведь если сказать: «Я купил себе пару чулков», то сразу же появляется ощущение, что слово употреблено неправильно.
Так что использовать суффикс «ов» в слове нельзя. Хотя нельзя и отрицать тот факт, что через некоторое время все может измениться.
Ведь всего каких-то 17 лет назад люди также думали и том, что употреблять «носок» — неправильно, а учителя учили этому детей в школе.
Пример употребления в предложениях
Многие вместо того, чтобы лишний раз взглянуть в орфографический словарь, просто предпочитают заменить слово, вызывающее сомнения, синонимом.
Однако чтобы запомнить правило «носок» или «носков», достаточно просто почаще читать предложения, в которых они употреблены. Ведь это позволит выработать интуицию и следовать правописанию даже в том случае, если выписка из правил будет забыта.
Вот небольшая подборка предложений, прочитав которые несколько раз, получится все запомнить:
- «Всего один-единственный раз я купила себе пару чулок, а на меня уже смотрели так, будто бы я потратила все скопленные сбережения».
- «О происхождении слова „носков“ известно достаточно мало, однако я точно знаю, что его можно употреблять в разной форме — „носков“ и „носок“.
- „Мне пришлось появиться на публике как раз в тот момент, когда у меня был порван один чулок, однако никто даже этого не заметил, как оказалось“.
- „Чулок“ — именно так должно писаться слово в родительном падеже во множественном числе — запомните это, дети, и никогда не ошибайтесь».
- «Разве этот носок может называться хорошим, если всего через пару недель передо мной стоял выбор: выбросить его или начинать штопать».
Нетрудно заметить, что в этих предложениях присутствуют слова не только в единственном числе, но и во множественном. Это сделано специально для того, чтобы выработать интуитивное чувство при прочтении тот или иного образца.
Ведь со временем средство для проверки правильного написания существительного непременно забудется. Однако если перед глазами будет часто присутствовать именно правильное употребление слов, то мозг запомнит это и будет посылать интуитивные сигналы.
В результате человек даже не будет задумываться над тем, как правильно. Он просто не сможет допустить ошибки в предложении.
Морфемный разбор
Чтобы лучше запомнить, как правильно употреблять слово «носков» или «чулок» в тексте, рекомендуется разобрать их по составу, чтобы знать, как образовывается та или иная форма.
Для этого необходимо сперва выписать интересующую конструкцию на бумагу, после чего «вооружиться» карандашом и начать подбирать однокоренные существительные, дабы следить за изменением конструкции в целом.
В итоге перед глазами предстанет следующая картина:
- Корень — «нос». Многие люди забывают о том, что существительное было образовано от глагола «носить», поэтому начинают изменять лишь окончание. Однако такие действия являются ошибочными и могут приводить к неверному выделению частей.
- Суффикс — «ов» или «ок». Как уже говорилось ранее, в этом слове их можно использовать оба. Однако благодаря именно морфемному разбору, можно запомнить это лучше. Главное, не перепутать данную часть с окончанием, особенно задание — провести морфемный разбор.
- Окончание — нулевое. Поэтому основой будет являться все слово. Именно из-за этого многие думают, что корень слова — «носок» (если употреблено в «новой» форме). Однако стоит помнить, что основа — это далеко не всегда только корень.
Дабы не терять знания понапрасну, рекомендуется также провести морфемный разбор слова «чулок». Оно является наиболее интересным, поскольку его корень имеет чередование и может быть легко спутан с суффиксом.
- Корень слова — «чулок». Можно подумать, что раз в слове «носок» присутствует суффикс «ок», то это значит, что и в этом примере будет наблюдаться похожая ситуация. Однако важно помнить, что для проверки правильности выделения корня достаточно просто подобрать несколько однокоренных существительных и взглянуть на изменения.
- Суффикс — отсутствует. Поскольку корнем слова является «чулок», каких-либо суффиксов здесь не может присутствовать. Однако довольно многие выделяют «о» или «ок», поскольку при изменении существительного, например, «чулка», наблюдается исчезновение гласной. Хотя это просто чередование, которое встречается в русском языке довольно часто.
- Окончание — нулевое. А вот эта часть здесь точно такая же, как и в предыдущем случае, поскольку основа остается неизменной, а лишь выпадает гласная из корня, но это никак не отражается на окончании. Поэтому при морфемном разборе следует оставлять пустой квадратик.
Зачем вообще проводить морфемный разбор? Многие учителя считают, что чем подробнее ученик разберется в том слове, которое его интересует, тем меньше ему придется совершать ошибок в будущем. И это действительно работает.
Ведь при таком способе обучения появляется не только интуитивный подход, но и знания, которые говорят о том, что, к примеру, суффикса «ов» в существительном «чулок» не бывает.
«Носок» или «носков»
Известно, что никакое проверочное слово «носки» для «носков» или «носок» не позволит определить, какая из форм является более правильной, ведь обе они разрешены для употребления. Поэтому можно выбирать, какое слово больше ему приходится по вкусу.
Если учитель или редактор исправит форму «носок» на «носков» и посчитает это за ошибку, то автор имеет полное право оспорить это решение и будет прав. Однако стоит понимать, что редактор иногда может менять то или иное слово, подходящее под стилистику текста.
Чтобы не допустить развития различных разногласий, рекомендуется следовать кое-каким рекомендациям.
«Носков» является разговорным словом и чаще всего употребляется в речи. Если кто-то услышит от другого человека фразу: «Я прикупил себе пару носок», то это будет как минимум непривычно слышать.
Поэтому в любом письменном тексте, где информация преподносится в художественном или информационном стиле, лучше все-таки употреблять «носков», поскольку эта форма является для большинства людей более привычной.
А вот в научных статьях (если таковые найдутся) лучше все-таки использовать слово «носок», поскольку оно является более подходящим для данного стиля. Хотя автор имеет полное право вносить в своей текст корректировки и эти рекомендации не являются правилом.
Кроме того, форму «носок» можно использовать еще и для того, чтобы похвастаться своими знаниями русского языка перед учителем или преподавателем в университете. Ведь текст, в котором употреблено большое количество сложных слов и конструкций, выглядит более профессиональным, нежели тот, где используется разговорный стиль и обороты.
Кроме того, если у писателя есть желание начать с кем-то жаркий спор, то он может также употребить слово «носок». Однако не стоит забывать, что если человек не знает о том, какая форма является правильной, не страшно, ведь это правило было введено в русский язык сравнительно недавно.
Алгоритм для самопроверки
Если интуитивный подход к делу не помогает, а проверить правописание слова все-таки нужно, рекомендуется запомнить определённый алгоритм действий и проводить по нему проверку. Вот небольшая инструкция, согласно которой следует действовать (какой-то из пунктов явно натолкнет на мысль о том, что следует написать так, а не иначе):
- Выписать слово на листок бумаги и провести морфемный разбор.
- Посмотреть на то, нет ли в корне чередования гласных и согласных.
- Вспомнить негласные правила, по которым обучали в школе.
- Прислушаться к интуиции и посмотреть, какой вариант является более привычным.
- Обратиться к орфографическому словарю, если тот есть под рукой.
Таким образом, оба слова («носков» и «носок») являются правильными, но лишь с недавних пор. Тем не менее это не говорит о том, что похожая конструкция «чулок» может также использовать суффикс «ов».
Кроме того, большинство людей привыкло к разговорной форме — «носков», поэтому предпочтительнее использовать в тексте именно ее.
Хотя далеко не факт, что так будет оставаться всегда, ведь правила могут меняться, как и сам русский язык.
Чулок, носков и туфель: разбираемся с трудностями множественного числа
События на Украине и их сравнение, например, с ситуацией в Южной Осетии и Абхазии заставили снова задуматься, как правильно: грузин или грузинов, осетин или осетинов? Впрочем, это не единственная трудность, связанная с употреблением множественного числа. «Московские новости» сделали памятку для тех, кто хочет купить грамм(ов) сто колбасы, килограмм помидор(ов), а также чулки, носки и туфли.
1. Граммы/килограммы
Самый болезненный вопрос, связанный с множественным числом. В журналистском коллективе вас обязательно поправят, если услышат форму «грамм»: «Правильно «граммов»!» Однако на самом деле формы с нулевым окончанием — грамм и килограмм — уже давно (как и кофе среднего рода) допустимы в разговорной речи.
В академической «Грамматике русского языка» 1952 (!) года форма «грамм/килограмм» вообще указывается в качестве единственной формы. Так что грамм сто колбаски можете просить смело.
Правда, если вы выступаете с публичной речью, пишете официальный документ или журналистский текст, то лучше выбрать полную, более литературную, форму.
Но вот в выражении «фронтовые сто грамм» ни при каких обстоятельствах менять ничего не надо — это устойчивое сочетание.
2. Грузины, осетины, турки
Запомните, что существительные, обозначающие некоторые национальности, в родительном падеже множественного числа не имеют окончания. Правильно будет «грузин», а не «грузинов», «осетин», а не «осетинов», «цыган», а не «цыганов».
Запомните и вариант «турок». «Нет турков» — неправильно.
3. Носки/чулки
Если вам никак не удается запомнить «чулок» или «чулков» и с носками вы тоже вечно путаетесь, обратитесь к мнемоническому правилу. Чулки длинные, а окончание у них короткое: нет чулок. А вот носки, наоборот, короткие, а окончание имеют длинное: нет носков. Это самый простой для запоминания вариант.
4. Оладьи
Если вы запнулись, пытаясь сообщить родственникам, что напекли оладий/оладьев, конечно, лучше всего сказать «оладушков». Но как быть тем, кто не переносит уменьшительные формы? Запомнить верный вариант: оладий.
5. Помидоры/апельсины/макароны
С наименованиями еды вообще много проблем. Положить макаронов или макарон? Нарезать апельсин или апельсинов? Кинуть тухлых помидоров или помидор?
С макаронами все просто: их надо укоротить, чтобы было удобнее. Правильный вариант: макарон. Окончания нет.
С помидорами и апельсинами (а также, например, абрикосами) немного сложнее. Верным вариантом считается полный: апельсинов, помидоров. Но в разговорной речи допустима и форма с нулевым окончанием. Так что на рынке и в магазине можно взять «пакет апельсин». Но помните, что литературная норма все-таки полная!Кстати, есть названия овощей и фруктов, у которых нулевое окончание считается недопустимым даже в устной речи. Нельзя, например, «взвесить полкило банан», но вот «пару кило баклажан» — можно.
6. Туфли и ясли
Вопрос «туфлей или туфель» и где там ставить ударение возникает довольно часто. Литературная норма — «нет тУфель», с ударением на первый слог. Вариант «нет туфлЕй» почти все словари помечают как недопустимый. Хотя некоторые — как допустимый в разговорной речи.
Справочная служба портала «Грамота.ру» рекомендует использовать только один вариант: тУфель. Единственное число — тУфля.
А вот у слова «ясли», наоборот, правилен вариант на «-ей»: Яслей. Ударение падает на первый слог.
Запомните фразу: «Ушел без тУфель из Яслей» — и вам все станет ясно.
7. Солдаты/погоны
Помните младшего лейтенанта из песни Ирины Аллегровой? «Только две звезды упали на его погон…» А вот если бы они упали не НА, а С? С погон или с погонов?
Тут надо вспомнить «принцип национальности», он тут работает точно так же. Грузин — осетин — погон.
Кстати, то же правило распространяется и на слово «солдаты». Верный вариант: «нет солдат».
8. Рельсы
Если случается железнодорожная катастрофа, то журналисты все время путаются: одни говорят, что поезд сошел «с рельс», а другие — что «с рельсов». А вот тут уже надо вспомнить «правило овощей». Верный вариант тот, который более полный: «Поезд сошел с рельсов».
Запомните фразу: «Поезд вез тонну помидоров и сошел с рельсов».
Правда, в разговорной речи вариант «сошел с рельс» допустим.
9. Караты
Когда речь идет о драгоценностях, словари допускают послабления. Можно и «карат», и «каратов». Носите на здоровье!
10. Донья, простыни, кочерги
Последний пункт посвятим особо трудным случаям. Думаю, вы не раз пытались просто ради развлечения образовать множественное число (родительный падеж) от слова «кочерга». В быту умение изменять слово «кочерга» вряд ли пригодится, но все же знать не помешает. Правильно — кочерёг.
Что касается слова «дно», то тут верным вариантом будет форма «доньев».
Простыня — простЫнь.
Вот вам совет: «Не простынь без простынь». Эта фраза поможет вам запомнить еще и ударение.
Вопрос без ответа
Совершенно непонятно, что же делать с современной обувью народов мира — уггами. Как правильно: угг или уггов? И то и другое звучит ужасно коряво. Скорее всего, более правилен вариант «уггов». Но если вы все-таки хотите избежать этого нелегкого выбора, скажите, что в магазине много «уггочек». Да, противно, а что делать?