Что сделал Петр I для России?

Новый алфавит и музей уродцев. Что Петр I сделал для развития науки в России

Что сделал Петр I для России?

Одной из первых важных реформ в области науки и образования стало утверждение нового гражданского алфавита с упрощенным начертанием букв.

Помимо изменения формы символов, Петр I поменял и состав букв. Поэтому из новой азбуки пропали буквы «кси» и «пси», а также все надстрочные знаки.

Кроме того, вместо букв славянской азбуки с титлами на Руси стали использовать арабские цифры.

По указу императора 1710 года, новый гражданский шрифт стал основным для светских книг, а старый, церковнославянский шрифт (полуустав), остался только для духовных изданий.

…присланным Галанския земли, города Амстердама, книжного печатного дела мастеровым людем… теми азбуками напечатать книгу Геометрию на руском языке… и иныя гражданския книги печатать темиж новыми азбуками…

«Геометриа славенски землемерие» (учебник геометрии) — первая книга, набранная гражданским шрифтом, была напечатана в марте 1708 года. Wikimedia Commons

Обязательное образование

Петр I уделял огромное внимание просвещению своих подданных, поэтому историки считают, что именно он стал «виновником» распространения образования в России.

Император понимал необходимость подобной реформы: во-первых, он хотел поднять культурный уровень общества, чтобы еще сильнее сблизиться с Европой.

Во-вторых, обучать население было необходимо для подготовки к армии и флоту, а для этого пришлось заложить основу общему начальному образованию.

В результате, при Петре активно развивалось военное образование: открывались школы пушкарей, инженеров, артиллеристов, навигационные и гарнизонные школы. Многих русских даже отправляли учиться за границу.

Большое внимание уделялось и медицинским учебным заведениям, так как государство нуждалось в полевых хирургах.

Благодаря этому в 1706 году учреждается первый в Москве и России госпиталь, а годом позже — Медико-хирургическое училище (будущая Военно-медицинская академия).

Военный госпиталь в Лефортово. Художник Алексеев Ф. Я. Госпиталь существует по сей день, сейчас он называется «Главный военный клинический госпиталь имени академика Н. Н. Бурденко». Источник: Wikipedia

В 1724 году Петр I утвердил состав Академии Наук и художеств. Туда приглашали работать иностранных специалистов (в основном, из Германии), причем долгие годы большинство академиков были не из России.

Интересно, что начальное образование было обязательным для всех, кроме крепостных. За отказ учиться духовенству грозили службой в армии и высокими налогами, а необразованным дворянам запрещали вступать в брак. К тому же успех последних на службе также зависел от обучения.

Музеи

В 1714 году Петр I открыл первый в России естественно-научный музей Кунсткамеру. Идея создать такой «кабинет редкостей» пришла ему во время путешествия по городам Голландии и Англии. Там император приобретал любопытные предметы, а затем перевозил их на родину. Среди первых экспонатов в Кунсткамере были чучела птиц, рыб и насекомых, а также заспиртованные дети-уродцы.

Коллекция постепенно разрасталась благодаря указу Петра «О приносе родившихся уродов, а также найденных необыкновенных вещей». Люди приносили императору археологические находки, антиквариат и другие интересные экспонаты, некоторые из которых впоследствии были выставлены в Кунсткамере.

img.amur.info

.. человечьи, так скотские, звериные и птичьи уроды, приносили в каждом городе к Коммендантам своим: и им за то будет давана плата, а именно: за человеческую по 10 рублей, за скотскую и звериную по 5, а за птичью по 3 рубли, за мертвых; а за живыя, за человеческую по 100 рублей, за скотскую и звериную по 15 рублев, за птичью по 7 рублей; а ежели гораздо чудное, то дадут и более …

В первые годы существования музея гости могли видеть даже живые экспонаты — карликов и великанов. После смерти их скелеты оставались в Кунсткамере.

Печать и перевод книг

Во время правления Петра I в России появилось множество новых книг, большинство из которых были переведены на русский с других, европейских языков. Император открыл в Москве и Петербурге новые типографии, которые за 25 лет напечатали более 1300 наименований изданий: это почти вдвое больше, чем за всю предыдущую российскую историю книгопечатания.

Первая государственная общедоступная библиотека России. Сейчас она называется «Библиотека Российской Академии Наук» в Санкт-Петербурге. Alex 'Florstein' Fedorov / Wikipedia

Основной упор был сделан на духовной, научно-популярной и технической литературе. Петр был настолько заинтересован правильным переводом книг с иностранных языков, что иногда лично руководил процессом. Он сам выбирал издания, просматривал некоторые переводы, делал корректуры и указывал тиражи книг. Император даже издавал правила, которых должны были придерживаться переводчики.

Книгопечатание развивалось так быстро, что вскоре в Петербурге открыли первую государственную библиотеку, которая заложила основу для Библиотеки Академии наук.

Роль Петра I в истории России. Что сделал Петр I для развития России?

Что сделал Петр I для России?

Роль Петра I в истории России сложно переоценить. Его считают великим реформатором, преобразователем. Результатом его работы стала новая форма правления – абсолютная монархия и создание дворянско-чиновничьего аппарата, которые кардинально изменили течение русской истории.

Военная, судебная реформы позволили России стать на равных с развитыми странами Европы, привели к значительному увеличению территории страны. Каждое государство существует за счет экономики, уровня формирования производительных сил.

Огромный скачок в этом направлении переместил государство на новый этап развития.

Предпосылки реформ в России

Во время правления царя Петра I реформы затронули все области жизни Российского государства. Они были предопределены предпосылками XVII века. Деятельность Петра, познакомившего страну с европейской культурой, экономикой, государственным устройством, технологиями производства, привела к болезненному слому существующих отношений, представлений и норм, существовавших в Московской Руси.

Благодаря реформа, роль Петра I в истории России становится просто огромной. Страна стала державой, которая играла важную роль в политической жизни Европы. Необходимость в проведении преобразований назрела буквально во всех сферах жизни.

Петр I хорошо осознавал, проведение реформ в какой-либо одной области не даст желаемого результата. Это показывал опыт предыдущих правителей. Непростые события внутри страны требовали новых форм правления государством. Продолжительная Северная война потребовала реформ не только армии и флота, но и промышленности, особенно металлургии. Что сделал Петр 1 для развития России?

Абсолютная монархия

Абсолютная монархия в России носила название самодержавия. Прийти к этой форме правления государством пытались Иван III, Иван IV (Грозный), а также Алексей Михайлович. Отчасти это им удалось.

Но главным препятствием на их пути был представительный орган – боярская дума. Устранить ее с политической арены они не смогли и вынуждены были считаться с обладателями крупных вотчин, которые пользовались влиянием в своих владениях.

Это удалось только царю Петру I.

Нередко случалось так, что крупных и родовитых бояр поддерживали их сородичи помельче, образуя в Думе враждующие группы.

Еще с раннего детства Петр испытал это на себе в результате интриг бояр Милославских, родичей первой жены Алексея Михайловича и Нарышкиных, родственников его матери, второй жены Алексея Михайловича.

Именно государственные реформы Петра I смогли воплотить в жизнь многие преобразования.

В борьбе за централизованную власть его поддержали дворяне, сословие служилых людей, которые получали титул не по наследству, а за выслугу или рвение в работе. Именно эти люди были опорой Петра при проведении реформ. Для развития России боярские кланы и их распри служили тормозом.

Установление самодержавия было возможным при централизации государства, путем объединения всех земель, уменьшение влияния на царя старой аристократии, которое стало возможным путем ликвидации боярской думы и земских соборов. В итоге этой реформы Россия получила самодержавие (абсолютизм, неограниченную монархию). А Петр I вошел в историю как последний царь России и первый император государства Российского.

Дворянско-чиновничий аппарат

В допетровскую эпоху правящую группу составляли светские феодалы – бояре, наделенные вотчинами; дворяне, обладавшие поместьями. Граница между двумя сословиями неуклонно сокращалась. Нередко поместья по размерам превышали вотчины, количество дворян росло за счет дарования титулов служилым людям. Новым при Петре I стало создание дворянско-чиновничьего аппарата.

До Петра I главной отличительной чертой, разделяющих представителей этих сословий, было наследование земель, которая за боярами была закреплена навечно, а после смерти дворянина его родственники могли претендовать только на небольшое содержание. Что сделал Петр I? Он просто закрепил за дворянами землю при обязательной 25-летней государственной службе.

Именно дворяне стали опорой государей, в силу сложившихся традиций они вынуждены были служить на службе – как штатской, так и военной. Это сословие было заинтересованно в централизованной власти, в укреплении самодержавия. Смутное время (семибоярщина) показало ненадежность боярского сословия.

Оформление дворянского сословия

При проведении государственных реформ Петром I была сформированная новая иерархия служилых людей, которые стали называться чиновниками.

Она была оформлена Табелью о рангах 1722 года, где все чины: военные, статские и придворные распределены на 14 классов. К первым относились генерал-фельдмаршал, генерал-адмирал и канцлер.

К последнему, 14-му, относились нижние чины – такие, как коллежские регистраторы, прапорщики, младшие аптекари, бухгалтеры, шкиперы 2-го ранга и другие.

В начале каждый чин соответствовал должности, занимаемой чиновником. Тайные советники служили в Тайной канцелярии, коллежские советники значились в коллегиях. В последующем чин не всегда соответствовал занимаемой должности. Например, после упразднения коллегий чин коллежского советника остался.

Преимущество военных чинов над гражданскими

Петр I армии уделял все внимание, как и флоту. Он хорошо понимал, что без нее страна не сможет отстаивать свои интересы. Поэтому интересы военных служащих превалировали над интересами государственных служащих. Так, например, дворянский титул гражданским давали с 8-го класса, военным – с 14-го. Чины в гвардии были на 2 класса выше, чем в армии.

Каждый дворянин обязан был нести государственную службу – гражданскую или военную. Сыновья дворян, достигшие 20 лет, обязаны были служить 25 лет на любой службе: военной, морской, гражданской. На военную службу отпрыски дворян поступали в 15 лет и служили на первых этапах солдатами. Сыновья высокопоставленных чиновников пребывали на солдатских должностях в гвардии.

Духовенство

В иерархии сословий России после дворянства шло духовенство. Православие было основной религией государства. Служители церкви имели большое количество привилегий, которые, в принципе, царь Петр I и оставил за ними.

Священнослужители освобождались от различных податей и государственной службы.

Государь сократил количество монахов, считая их тунеядцами, и определил, что монахом может стать человек зрелого возраста, который может жить без жены.

Недовольство, а порою противостояние Русской православной церкви всем реформам Петра I, ее несомненный авторитет среди народа, привели его к выводу провести упредительные реформы, которые, по его признанию, не дадут вырасти из ее рядов новому самозванцу. Для этого он провозглашает подчинение церкви монарху. В 1701 году был образован Монастырский приказ, в ведение которого вошли все монастыри с землями.

Военная реформа

Основной заботой Петра I были армия и флот. Разогнав стрельцов, он практически оставил страну без армии, не было в ней и флота. Его мечтой был выход к Балтийскому морю.

Мощным стимулом проведения военных реформ было Нарвское поражение, показавшее отсталость армии. Петр I понимал, что экономика России не могла дать качественного вооружения и оснащения. Не было достаточного количества заводов, фабрик.

Не было технологий. Все приходилось начинать сначала.

Еще в 1694 году, проводя Кожуховские маневры, будущий император пришел к тому, что полки, устроенные по иноземному образцу, намного превосходят стрелецкие части. Поэтому через 4 года они были распущены.

Вместо них армию составляли четыре полка, созданные по западному образцу: Семеновский, Лефортовский, Преображенский, Бутырский. Они послужили основой новой русской армии. В 1699 году по его приказу был объявлен рекрутский набор. Новобранцы проходили обучение.

Вместе с этим в армию пришло большое количество офицеров-иностранцев.

Результатом реформ Петра I стала победа в Северной войне. Она показала боеспособность русской армии. Вместо ополчения были сформированы регулярные и хорошо обученные полки, которые полностью состояли на государственном обеспечении. Петр I оставил после себя боеспособную армию, которая была способна дать отпор любому неприятелю.

Создание военного флота Петром I

Первый русский флот, созданный Петром I, принял участие в Азовском походе. Он состоял из 2 линейных кораблей, 4 брандеров, 23 галерных судов и 1300 стругов. Все они были построены под руководством царя на реке Воронеж. Это была основа русского флота. После того как была захвачена крепость Азов, боярская дума утвердила решение Петра I строить корабли для Балтики.

Были возведены верфи на эстуариях рек Олонка, Луга и Сясь, где строились галеры. Для защиты побережья и атак на вражеские корабли были закуплены и построены парусники. Базировались они недалеко от Санкт-Петербурга, немного позже была построена база в Кронштадте. Следующими были базы в Выборге, Або, Ревеле и Гельсингфорсе. Управлялся флот Адмиралтейским приказом.

Реформа образования

Образование при Петре I сделало грандиозный скачок. Для армии, флота необходимы были образованные командиры.

В вопросе просвещения Петр I занимал решительную позицию, понимая, что иностранные специалисты не смогут решить проблему нехватки квалифицированных кадров.

Поэтому в Москве открывается школа навигационных и математических наук и еще ряд школ, таких как артиллерийская, медицинская, инженерная.

Образование при Петре I после армии имело приоритетное значение. В новой столице открыта Морская Академия. При Уральском и Олонецком заводах организованны горные школы, которые готовили инженеров. Был создан проект создания Академии наук, университета и гимназии.

Экономические преобразования

В экономике России новой стала переориентация с небольших промышленных предприятий на мануфактуры. Их общее количество составляло более двухсот. Самодержец их создание всячески поощрял. Следует сразу отметить, что российская мануфактура отличалась от европейской тем, что основной производительной силой на ней были крестьяне.

Мануфактуры были казенными, помещичьими и купеческими. Они производили порох, селитру, сукно, стекло, полотно, металл и изделия из него и многое другое. По производству металла Россия стала занимать первое место в мире.

Для поддержания российских производителей были введены высокие таможенные пошлины. Для ведения войны необходимы были деньги и людские ресурсы. Проводятся переписи населения. Подать теперь собиралась с мужского населения независимо от возраста. Ее размер составлял 70 копеек в год с души. Это позволило повысить сбор податей в четыре раза.

Дешевая рабочая сила делала товары конкурентоспособными на европейских рынках. Происходило накопление капитала, что давало возможность модернизировать предприятия. В России существовала многоотраслевая промышленность. Основные ее центры располагались в Москве, Петербурге, на Урале.

Последствия реформ

Ученые до сих пор спорят о роли Петра I в истории России. Его реформы носили стихийный характер, обозначенный в ходе длительной Северной войны, которая вскрыла отсталость России во многих сферах жизни. Экономическое и техническое отставание от развитых стран Европы было преодолено, выход в Балтику был открыт, что сделало торговлю с Европой более доступной и выгодной.

Роль Петра I в истории России многими историками воспринимается неоднозначно. Укрепление России как государства, усиление абсолютизма в виде самодержавия, экономический прорыв поставили Россию в один ряд со странами Европы.

Но какими методами это было сделано! По мнению историка Ключевского, абсолютная монархия, желавшая затащить своих подданных в современность из Средневековья, заключала в себе коренное противоречие.

Оно выразилось в серии дворцовых переворотов впоследствии.

Самодержавие жестоко эксплуатировало крестьян, превратив их практически в рабов. Свыше 40 тысяч крестьян, оторванных от дома и семьи, работали на строительстве Петербурга.

У бежавших с этой каторги под стражу брались семьи до их отыскания. Крестьяне строили заводы, мосты, мануфактуры, дороги. Условия их содержания были ужасными.

Рекрутские наборы проводились из крестьян, повинности их периодически увеличивались. Вся тяжесть реформ легла на плечи народа.

Что нехорошего сделал Петр I для России

Что сделал Петр I для России?

Что нехорошего сделал Петр I для России

Споры о значении деятельности Петра I начались в России ещё в конце XVIII века.

«Повреждение нравов» Петром

Всё XVIII столетие в России прошло под знаком благоговения перед памятью и деяниями Петра Великого. Однако философия Просвещения и тут посеяла  семена свободомыслия. В 1787 году популярный государственный муж, учёный и масон князь Михаил Щербатов написал не для публикации записку «О повреждении нравов в России». В ней он окинул критическим взором преобразования Петра.

Отметив пользу большинства петровских реформ, Щербатов выделил также их негативные последствия. Самым основным стало распространение вольности нравов, особенно среди женщин.

Пётр I сам нанес удар по морально-нравственным устоям общества, когда расплодился с первой, законной женой, Лопухиной.

Хваля Петра за его намерение искоренить суеверия в религии, Щербатов упрекал царя за его неумение это сделать: «Но когда он сие учинил, тогда, когда народ еще был непросвещен, и тако, отнимая суеверии у непросвещенного народа, он самую веру к божественному закону отнимал».

Не нравилось князю, что Пётр унизил человечье достоинство в самих знатных родах.

«Могла ли остаться добродетель и твердость в тех, – вопрошал Щербатов, – которые с юности своей от палочки своих начальников дрожали, которые инако, как подслугами, почтения не могли приобрести, и быв каждый без всякой опоры от своих однородцов, без соединения и защиты, оставался цел, могущий предан быть в руки сильного?»

Унижение Петром национального достоинства россиян

Такие настроения были размашисто распространены в знатных кругах. В 1810 году Николай Карамзин передал Александру I свой памфлет «О древней и новой России», где подверг беспощадной критике деятельность Петра I.

Основной его виной, по мнению известного писателя и историка, оказалось унижение чувства национального достоинства в русских.

«Мы стали гражданами вселенной, – восклицал Карамзин, – но перестали быть во многих случаях гражданами России. Виною Пётр».

Не отрицая полезности немало преобразований Петра и признавая, что они способствовали возвеличению России, Карамзин, вместе с тем указывал на ненужность и вредность многих перемен, насильственно впрыскиваемых царём: «Страсть к новым для нас обычаям преступила в нём границы благоразумия. Пётр не хотел вникнуть в истину, что дух народный составляет нравственное могущество стран… Искореняя древние навыки, представляя их смешными, хваля и вводя иностранные, государь России унижал россиян в собственном их сердце».

Краеугольным камнем критики Петра со сторонки так называемых славянофилов 1830-50-х гг.

стала эта оценка Карамзина: «Со времён Петровых… русский земледелец, мещанин, купец увидал немцев в русских дворянах, ко вреду братского, народного единодушия».

Итак, сеяние сословной розни, подрыв народного сплоченности – вот в чём больше всего усматривают вред петровской эпохи. Но Карамзин предупреждал, что в старину вернуться уже нельзя.

Бесконечный спор славянофилов и западников

Славянофильское воззрение покоилось на убеждении, что без петровских реформ Россия была бы в лучшем состоянии гражданственности. Царь не оградился бы от общественного мнения бездушной бюрократией, между сословиями не было бы такой розни.

Между тем, Россия всё равновелико была бы великой и обильной, сильной и просвещённой на свой лад. Славянофилы отрицали, что своим положением великой державы Россия обязана лишь Петру I.

А если бы подлинно было так, что лишь Пётр утвердил Россию на такой степени государственного могущества, подчёркивали они, то цена, которая была уплачена за это, несоизмеримо рослее приобретённого за неё.

Эти взгляды вызвали отповедь со стороны так называемых западников. Они отрицали за русскими допетровскими традициями и учреждениями всякую способность к саморазвитию, к прогрессу. Всё здоровое для России, утверждали они, могло быть внесено только с Запада.

И это было сделано Петром, в этом великое значение его реформ. Пускай Пётр, ломая русскую жизнь, поступал деспотично.

Но только вместе с ненужными, может быть, западными обычаями в быту и платью, Россия могла получить с Запада то, в чём действительно нуждалась, то есть просвещение.

Этот спор продолжается на протяжении уже почти двух столетий. Нетрудно заметить, что основания для того и другого взглядов покоятся на вере. Одни верят, что всё полезное может произойти лишь на Западе. Другие – что из тамошних гражданских и политических учреждений для России может исходить только вред.

«Западнический» взгляд ратифицирует: если бы Петра не было, то Россия утратила бы своё великодержавие, проиграв Западу, и стала бы походить на Китай, отставший из-за своей самобытности.

Если в начине ХХ века такой аргумент казался убедительным, то сейчас, на фоне успехов Китая, он явно несостоятелен.

Соответственно, «неославянофилы» могут указывать на тот же образец как на успех самобытного прогрессивного развития.

Всё полезное могло появиться в России и без Петра

А велика ли личная роль Петра в тех реформах, какие несли России несомненную пользу? В учебных заведениях, флоте, фабриках? Вспомним, что всё это развивалось на протяжении XVII века, причём без насильственной ломки национальных традиций.

Первое высшее учебное заведение в России показалось вместе с вхождением в её состав Украины – то была Киево-Могилянская академия. В 1687 году, в правление царевны Софьи,в Москве показался первый вуз  – Славяно-греко-латинская академия.

Некоторые её выпускники отправлялись для совершенствования обучения в западноевропейские университеты ещё до петровских реформ.

Первоначальный подход к созданию флота сделал в 1630-е гг. царь Михаил Романов , купив в Гольштинии корабль для охраны торгового мореходства на Каспии.

Во пора войны с Польшей и Швецией царь Алексей Михайлович, овладев в 1660 году Ригой, повелел устроить на Западной Двине судоверфи для стройки русского флота на Балтике. Правда, из-за поражения в войне этот проект не состоялся.

Регулярная армия успешно создавалась в России на протяжении итого XVII века, и к воцарению Петра полки иноземного строя составляли более половины её численности.

И в обычаях Россия проявляла всё вяще терпимости к Западу. Уже при дворе Алексея Михайловича был заведён, как тогда говорили, «политес с манеру польского», то есть моды и арена. С легкой руки первой жены его сына, царя Фёдора (1676-1682), Агафьи Грушецкой, польские обычаи в платью и причёске, особенно у дам, начали быстро распространяться среди старомосковской знати.

Хотя, говоря словами того же Карамзина, «русская платье, пища, борода не мешали заведению школ. Два государства могут стоять на одинаковой ступени гражданского просвещения, имея нравы различные».

Петр Первый – биография: кто это такой, каковы годы его правления и что он сделал для России

Что сделал Петр I для России?

Такие масштабные фигуры, как князь Ярослав Мудрый, императрица Екатерина II, государь Александр II, не могут не привлекать к себе внимания современников и потомков. В этом ряду особое место принадлежит царю Петру Алексеевичу.

Государь Российский Пётр Первый, биография которого насыщена самыми разнообразными событиями, поистине, уникальная личность в истории России. Великих у нас было много, но равных Петру Россия больше не рождала.

Краткая биография самодержца Всероссийского обрисует нам в общих чертах жизненный путь этого царя-исполина.

Биография

Краткая биография Петра, русского государя, изложена на сайте Википедия.

Если не вдаваться в подробности, то можно отметить главные вехи (этапы) его жизни:

  1. Раннее детство, образование Петра под началом Никиты Зотова.
  2. Провозглашение царем вместе с братом Иваном и взросление в период регентства сводной сестры Софьи.
  3. Период, когда реальная власть, наконец, оказалась в руках юного царя – будущего реформатора.
  4. Путешествие по Европе, реформы в армии, строительство флота.
  5. Реформы внутренние и параллельно Северная война.
  6. Смерть от тяжелой болезни.

Петр Первый сделал для России очень много, причем те преобразования, которые он успел реализовать, это лишь верхушка айсберга. Наверняка он не собирался останавливаться на достигнутом, но смерть вмешалась в планы государя.

Петр I

Личность великого правителя

Чем известен Петр Первый.

Прежде всего – реформами в армии, строительством флота, победой в войне со Швецией, которая дала возможность России «прорваться» сквозь вековечную дремоту и познакомиться с другими странами.

«Окно в Европу» царю пришлось прорубать, наталкиваясь на постоянное молчаливое сопротивление практически всех слоев общества, что, конечно, объяснимо: перемен все боятся. Но самодержец сумел сотворить невозможное.

Государь известен твердым характером, взрывным темпераментом. Это был сильный и умный человек. Не напоминают ли вам такие черты характера Петра 1, как воля к победе, склонность к авантюрам, уверенность в себе, какого-либо еще члена императорской фамилии? Конечно, царевну Софью. Чтобы было проще понять, кто такой Петр I, давайте немного углубимся в его родословную.

Отец Петра I – Алексей Михайлович, имел прозвище «Тишайший», однако историки считают, что начало реформ в жизни российского общества можно связать с его именем. Он начал подготавливать почву, на которую впоследствии упали благодатные семена. Мать будущего самодержца Наталья Кирилловна была второй супругой Алексея Михайловича, горячо любимой.

Всем детям Алексей Михайлович дал образование, пусть не систематическое, но какое мог. Старшая сестра Петра Софья тоже училась, что было не типично для женщин того времени. Родная сестра Петра по матери Наталья знала толк в театре, увлекалась им, много читала.

Кто такой великий государь Петр Алексеевич. Человек, выросший в окружении противоречивом, не обучавшийся как следует, однако, как и его единокровные сестра и брат, охотно и быстро усваивал все новое, стремился к знаниям.

Годы правления

Петр I: годы правления не совпадают с годами жизни и смерти, поскольку самодержцем он вовсе не должен был становиться. Не будучи старшим сыном, юноша не являлся наследником. Отчасти по этой причине образование царевича отличалось от того, которое Алексей Михайлович мог бы дать ему, как будущему государю Всея Руси.

Родился будущий император в 1672 году, но государем был провозглашен только в 1682. Разумеется, 10-летний ребенок не мог править самостоятельно. У Петра был брат, соправитель, а в качестве регента выступала старшая сестра. Дата окончания правления (в связи со смертью) – 1725 год.

Воспитание и образование

До 5 лет Петруша рос на «женской половине», как полагалось в то время. В возрасте 5 лет ребенок стал постигать азы грамоты. Кто был его первым учителем. Эта функция была поручена Никите Зотову, получившему за то в благодарность немалую денежную сумму от царя и богатое платье от царицы.

Образование царевича свелось к знанию письма, чтения и арифметики. Он отличался любознательностью, впитывал, как губка, все, что ему рассказывали. До 10 лет мальчик находился под покровительством брата Федора. В этот период его уже практически перестали учить.

Свободное время подросток проводил на улице, увлекся «потешными полками», а после нашел и отремонтировал старый бот в Измайлове и принялся покорять водную стихию. По сути, он сам был себе учителем и продолжал в течение всей жизни использовать любые возможности для самообразования.

! Что такое аракчеевщина и в чем ее смысл

Краткая биография

Уместить в несколько строк все деяния государя в России невозможно. Биография Петра Великого начинается с периода беззаботного детства, так как его не готовили к занятию трона, то не слишком строго заставляли учиться и почти не устраивали экзаменов, проверяя, что ему удалось усвоить.

Юность царя:

  • воцарение на престоле России,
  • смещение царевны Софьи и обретение настоящей власти,
  • создание российского флота и армии,
  • закрепление на Азовских рубежах,
  • поездка по Европе, где молодой самодержец обучался всему: азам экономики, тонкостям правления, кораблестроению. Он запоминал все, что подмечал его зоркий глаз, и затем переносил передовой опыт на российскую почву.

Зрелые годы:

  • Северная война (длилась она еще с юных лет Петра с 1700 по 1721 гг. и завершилась победой),
  • основание Санкт-Петербурга,
  • преобразования внутри России.

Россию в петровское и послепетровское время, наконец, «заметили» в Европе и поняли, что со страной необходимо считаться. Что сделал Петр I. Он превратил отсталое государство в сильную державу, способную занять свое прочное место среди великих держав мира.

Что сделал для России Петр, можно понять даже из той достаточно краткой информации, которая дана в Википедии.

Несколько более подробно на сайте освещается внешняя политика, так как принято считать, что очень важными этапами становления Российской империи стали завоевание южных рубежей и выход к Балтийскому морю.

Это открывало огромные возможности для дальнейшего развития, торговли и укрепляло границы России.

После Северной войны мир признал Россию империей. Первыми странами, которые согласились со статусом русского государя как императора, были Пруссия и Голландия. Чуть позже это сделала побежденная Швеция, а после – Османская империя, Австрия и другие страны. Империя – значит великое государство, «вселенский и духовный центр», по тогдашним понятиям.

! Эпоха Столыпина: столыпинские реформы – емко и кратко об итогах

Уделено внимание в Википедии и тем преобразованиям, которые осуществил твердой рукой русский царь Петр внутри России, меняя не только облик страны, но и самосознание всех членов российского общества.

Самодержец сделал для России следующее:

  • расширил внешние границы,
  • создал российский флот,
  • укрепил рубежи,
  • дал выход к морю,
  • добился признания на мировом уровне,
  • «перекроил» систему власти, заменив приказы коллегиями, благодаря которым значительно уменьшились неразбериха и волокита в делах,
  • обустроил административное деление,
  • дал начало системе образования,
  • поощрял строительство мануфактур.

Ему же принадлежит идея изменения внешнего облика россиянина и введение новых обычаев – европейских.

Чем еще известен

Плоды проводимой внешней политики были заметны не всем современникам, а вот те перемены, которых император добился внутри России, коснулись каждого.

В частности, он постарался подчинить государству церковь, к тому времени обладавшую колоссальной властью и могуществом.

Создал в стране регулярную армию, которая пополнялась из всех слоев населения, ввел систему обучения офицерского состава.

В период правления в России государя Петра Алексеевича каждый житель России мог добиться улучшения своего положения. Царь не смотрел на сословную принадлежность своих сподвижников, а обращал внимание лишь на талант и амбиции. Благодаря этому выдвинулась яркая плеяда «птенцов Петровых», помогавших своему государю строить новую Россию.

Огромное значение самодержец придавал образованию: создал светские учебные заведения, положил начало профессиональному образованию.

Так, в Москве по указу Петра Первого возник институт математических и навигационных наук, в Санкт-Петербурге – Морская школа, на Урале – горные школы.

Была предпринята попытка создать всесословную начальную школу. Учреждена Академия наук. Появилась гражданская азбука.

Петр поддерживал российскую экономику, поощрял торговлю, строительство и работу мануфактур, первые научные исследования. Были сделаны первые шаги в отношении раскрепощения женщин в России: император ввел запрет на насильственную выдачу замуж, позволил женщинам присутствовать на ассамблеях и балах. Русская красавица-затворница впервые покинула свой высокий терем.

! Кто такой Андрей Юрьевич Боголюбский: краткая биография

Изображения государя

На фото портретов царя мы можем видеть высокого, несколько неладного скроенного мужчину с волевым подбородком, уверенным и решительным взглядом.

К сожалению, в то время невозможно было сделать фото императора, тогда мы имели бы абсолютно четкое представление о его внешнем облике.

Но сохранившихся портретов и описаний современников достаточно: государь был крепким, физически сильным, выносливым мужчиной, который умел ставить четкие цели и добиваться их идеального исполнения от себя и своих подданных.

Петр I

Титулы

Полная титулатура императора России включает следующие «наименования» его «должности»:

  • государь,
  • царь,
  • великий князь Всея Руси.

С 1721 года к титулам Петра был присоединен еще один: император. Если первые титулы были даны от рождения, то последний «присвоил» царю Сенат. Лесть здесь ни при чем: победа в Северной войне давала России огромные преимущества, Великая Русь становилась империей (по образу и подобию Рима). Так писали царю Петру сановники, объясняя причины дополнения его титулатуры.

Причины смерти

Многих интересует, от чего умер Петр. Чтобы точно дать ответ на этот вопрос, надо знать, чем Петр Алексеевич болел в разные периоды жизни.

Среди причин, от чего умер государь Петр Алексеевич, историки называют:

  • гнойное воспаление мочевого пузыря,
  • пиелонефрит,
  • серьезное заболевание печени.

Скорее всего, царь страдал от хронической болезни печени и аденомы простаты, которые резко обострялись после стрессов и переохлаждения. Однажды государь предпринял путешествие по Финскому заливу в Шлиссельбург, но судно перевернулось, и матросы оказались в воде. Петр лично пришел им на помощь. Он спас жизнь нескольким людям, но сам, стоя в ледяной воде, простудился и слег.

Вывод

Преемника Петр не назначил. Не успел. Россия, «воспрянувшая» при правлении государя от векового сна, вновь оказалась на краю того болота, из которого государь извлек ее. Трудно пришлось наследникам, но это уже другая история.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.