Что изучает культурология?
Культурология как наука (8)
Сохрани ссылку в одной из сетей:
СОДЕРЖАНИЕ
ПЛАН– СХЕМА .……………………………………………………….. 3
ВВЕДЕНИЕ…….…………………………………………………………. 4
1.ПОНЯТИЕ«КУЛЬТУРОЛОГИИ» КАК НАУКИ ………………….. 6 2.ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, ПРЕДМЕТ, МЕТОДЫ КУЛЬТУРОЛОГИИ…. 8
3.СОВРЕМЕННОЕ ПОНИМАНИЕ КУЛЬТУРОЛОГИИ…………….. 12
4.ОСНОВНЫЕЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ КУЛЬТУРОЛОГИИ……… 13
5.ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………….. 18
СПИСОКИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…….. ………………. 19
СЛОВАРЬ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ………………… 20
ТЕСТ………………………………………………………………………. 23
ПЛАН СХЕМА
В вводной части указать когда и кем введено понятие «культурологи». Термин «культурология» был предложен в 1949 году известным американским антропологом Лесли Уайтом (1900—1975) для обозначения новой научной дисциплины. Предмет культурологии — исследование феномена культуры как исторически-социального опыта людей. Актуальность культурологи.
Культурология — наука, изучающая сущность, функционирование и развитие культуры, как специфический человеческий способ жизнедеятельности. Культурологию можно назвать наукой о наиболее общих закономерностях культуры.
Объект познания культурологии – культура как исторический социальный опыт людей, социокультурный опыт, закрепленный традициях и нормах, обычаях, законах. Предмет культурологии – изучение содержания, структура динамики и технологий функционирования этого социокультурного опыта. Направления культурологии : социальная, прикладная, гуманитарная, фундаментальная.
В 20 веке культурология конституируется как самостоятельная наука, стоящая вне рамок философии, но все же связанная с ней, и, конечно, через философию культуры.
Основные вехи в истории и логике становления понятия «культура»: появление термина, разделение на материальную и духовную культуру, первое научное определение культуры, выявление функций структурных элементов культуры, относительность сравнения ценностных установок культур.
Подведение итога, с указанием использованной литературы.
Введение
Термин«культурология» был предложен в 1949 годуизвестным американским антропологомЛесли Уайтом (1900—1975) для обозначенияновой научной дисциплины как самостоятельнойнауки в комплексе социальных наук.
Культурологияявляется интегративной сферой знания,рожденной на стыке философии, истории,психологии, языкознания, этнографии,религии, социологии культуры иискусствоведения.
Предметкультурологии — исследование феноменакультуры как исторически-социальногоопыта людей, который воплощается вспецифических нормах, законах и чертахих деятельности, передаётся из поколенияв поколение в виде ценностных ориентацийи идеалов, интерпретируется в «культурныхтекстах» философии, религии, искусстве,праве. Смысл культурологии на сегодняшнийдень в том, чтобы учить человека науровне культуры, как ее создателя.
Хотя культурастала предметом познания с моментавозникновения философии, оформлениекультурологии как специфической сферыгуманитарного знания относится к Новомувремени и связано с философскимиконцепциями истории Дж. Вика (1668 -1744), И.Г. Гердера (1744-1803) и Г. В. Ф. Гегеля(1770-1831).Основополагающее влияние настановление и развитие культурологииоказали В. Дильтей, О. Шпенглер (1880-1936),автор одной из самой интересных концепций,вызвавшей взлет широкого общественногоинтереса к культурологии. Основные идеии концепции культурологии XX в. связанытакже с именами 3. Фрейда, К. Г. Юнга, К.А.
Бердяева, В нашей стране культурологияпредставлена работами Н. Я. Данилевского(1822-1885), Н. А. Бердяева. Метод культурологииесть единство объяснения и понимания.
Каждая культура рассматривается каксистема смыслов, имеющая свою сущность,свою внутреннюю логику, которая можетпостигаться путем рациональногообъяснения. Культурология не можетограничиваться объяснением. Ведькультура всегда адресована человеческойсубъективности и не существует внеживой связи с нею.
Поэтому культурологиядля постижения своего предмета нуждаетсяв понимании, то есть обретении целостнойинтуитивно – смысловой причастностисубъекта к постигаемому явлению.
Задачакультурологии – это осуществлениедиалога культур, в ходе которого мыприобщаемся к иным культурам, инымсмысловым мирам, но не растворяемся вних.
В культурологии есть не толькосистема рационального знания, но исистема внерационального понимания, иобе эти системы внутренне согласованыи одинаково важны для научно-гуманитарногопостижения культуры. Высшим достижениемкультурологии является полнота понимания,опирающаяся на полноту объяснения.
Этопозволяет приникать в жизненный мириных культур, осуществлять диалог сними и таким образом обогащать и глубжепостигать свою собственную культуру.
Культурология изучает не только культурув целом, но и различные, часто весьмаспецифические, сферы культурной жизни,взаимодействуя (вплоть до взаимопроникновения)с антропологией, этнографией, психиатрией,психологией, социологией, экономическойтеорией, лингвистикой, и в то же времясохраняя собственное лицо и решая своисобственные исследовательские задачи.Актуальность:Прежде чем «культурно» развиваться, аэто необходимо каждому, в какой-то мере,индивиду, человеку, необходимо знать,что такое культура, откуда она появиласьи для чего нужна в современном обществе.
Цель работы:
Дать определение понятию «культурология»
Осветить цели, задачи, предмет, методы культурологии
Дать современное понимание культурологии
Описать основные этапы становления культурологического знания
Культурология— область знания, формирующаяся настыке социального и гуманитарногознания о человеке и обществе и изучающаякультуру как целостность.
Культурология— наука, изучающая сущность, функционированиеи развитие культуры, как специфическийчеловеческий способ жизнедеятельности.
Культурология- наука, формирующаяся на стыке социальногои гуманитарного знания о человеке иобществе и изучающая культуру какцелостность, специфическую функцию имодель человеческого бытия. Происхождениетермина связано с именем.
Итак, что жеэто за научная дисциплина — культурология?Культурологию можно назвать наукой онаиболее общих закономерностях культуры.
А это значит, что она изучает не отдельныекультурные системы, которых в историичеловечества существовало очень много,а универсальные свойства, присущие всемкультурам, независимо от их историческогоместа, объема, национальной принадлежностии т.п.
Как теоретическая наука, в изучениисвоего предмета культурология многоеабстрагирует, обобщает, намечает лишьобщие тенденции и закономерности.Поэтому следует иметь в виду, что реальноеразвитие той или иной конкретной культурыможет не совсем совпадать с общетеоретическимизакономерностями, что, впрочем, не ставитпод сомнение саму теорию.
Культура,как легко понять, есть дело исключительночеловеческое, поэтому культурологияотносится к семье гуманитарных дисциплин.Вообще-то говоря, почти все гуманитарныенауки так или иначе изучают культуру иее проявления.
Так, может быть, культурологиякак самостоятельная наука и не нужна?Оказывается, что все-таки нужна. Во-первых,именно она осмысливает культуру в целом— от бытового уклада до концепций мираи человека, интегрируя знания о культуре,которые мы получаем из других гуманитарныхдисциплин.Во-вторых, это позволяетизучать культуру как качественносвоеобразный феномен, как систему,которая, как известно, всегда богачесуммы ее составляющих и к ней несводима.
И в-третьих, этой науке под силу выявитьнаиболее общие культурологическиезаконы, действующие на всех «этажах»культуры и применимые к самым разнымее объектам — от отдельной личности дочеловечества в целом.
Как гуманитарнаянаука культурология, естественно, имеетболее или менее тесные связи с другимигуманитарными дисциплинами, такими какфилософия, социология.
ЗАДАЧИ, ПРЕДМЕТ, МЕТОДЫ КУЛЬТУРОЛОГИИ
Объект ипредмет культурологии – закономерностистановления и развития различныхсубъектов культуры, сущность и содержаниепроцессов сохранения, трансляции,освоения и изменения традиций, ценностей,норм. Предметная область, подлежащаяизучению и регулированию в рамкахкультурологич. подхода, включает условияи механизмы оптимизации культур,процессов на общенац.
уровне (в рамкахгосударственной культур, политики);региональном (в деятельности территориальныхорганов управления и учреждений культурыи досуга); на уровне социально-культур.общности (в форме непосредственногоруководства процессами становления иразвития самодеятельных групп,объединений, клубов, ассоциаций,движений).
Профессиональными задачамиспециалиста, работающего в сфереприкладной культурологии, являетсясоздание условий для саморазвитиякультур, жизни, поддержка приоритетныхнаправлений и видов культур, деятельности,имеющих общественную и личностнуюзначимость, способствующих оптимизациихудожественной, духовно-нравственной,политической жизни, развитию истории,экологической культуры личности,созданию духовно насыщенного «культурногопространства» как естественной средыстановления и развития человека.
Объектпознания культурологии – культура какисторический социальный опыт людей,социокультурный опыт, закрепленный впаттернах, традициях и нормах, обычаях,законах.
Предметкультурологии – изучение содержания,структура динамики и технологийфункционирования этого социокультурногоопыта в ракурсах его генезиса.
Направлениякультурологии – социальная – изучаетфункциональные механизмы социокультурнойорганизации жизни людей.
Гуманитарнаякультурология- концентрируется наизучении форм и процессов самопознаниякультуры, воплощенных в различныхтекстах культуры.
Фундаментальнаякультурология- разрабатывает категориальныйаппарат и методы исследования, изучаеткультуру с целью теоретического иисторического познания этого предмета.
Прикладнаякультурология- использует фундаментальныезнания о культуре в целях решенияпрактических задач, а также дляпрогнозирования, проектирования ирегулирования культурных процессов.
Социальныеперспективы культурологии – в ходеинформационной революции неизбежнонаступит этап революции в областипрогнозирования и проектирования,который поднимется на новый уровеньэффективной методики управления любымипроцессами, где собственно и будетвостребована культурология.
Предметкультурологи:
Исследование процессов создания и приобщения к миру абсолютных ценностей;
Исследование общества с точки зрения его способностей к созданию условий для духовного творчества развитой личности.
Исследования содержания и форм феноменов культуры, их пространственно-временные взаимосвязи.
Исследования культуры как одной из технологий самоорганизации общества.
Исследования культурного контекста различных исторических явлений, теорий социальных систем.
Методыкультурологи:
Диахронический – требует изложения явлений, фактов, событий мировой и отечественной культуры в хронологической последовательности.
Синхронистический – исследование, в том числе сравнительное, связанное с изучением объектов в одном выбранном промежутке времени без обращения к исторической перспективе, но с разных сторон.
Что изучает культурология?
Культурология — дисциплина, имеющая широкую распространенность в российской научной среде. Каковы ее основные особенности? Что изучает культурология?
Большинство научных дисциплин может быть изучено в контексте:
- истории появления;
- места среди других наук;
- предмета;
- метода.
Исследуем по этой же схеме и культурологию.
статьи
История культурологии
Можно отметить, что термин в рассматриваемом звучании наибольшую распространенность приобрел в России и странах Восточной Европы.
В английском языке есть созвучный — Culturology, равно как, например, в немецком — Kulturologie, однако в западных странах он гораздо чаще употребляется вне ассоциации с греческим корнем «логос».
К примеру, в виде словосочетания Cultural Studies или как термин Kulturwissenschaft в англоязычных и германоязычных государствах соответственно.
Так или иначе, соответствующий термин обозначает отрасль знаний о культуре. В западной традиции при этом культурологию не принято считать наукой. В России, в свою очередь, подходы к определению статуса данной дисциплины разнятся.Но точка зрения, по которой культурологию все же стоит отнести к наукам, в отечественной академической среде имеет весьма ощутимую поддержку.
Поэтому мы вполне можем придерживаться соответствующего подхода — он в достаточной мере распространен.
Вне зависимости от того, однако, каким видится статус рассматриваемой дисциплины исследователям из разных школ, ключевой предмет ее изучения — культура — остается неизменным. Другой вопрос — что понимать под ней.
Термин «культура» — один из самых емких. Существует большое количество его трактовок. При этом те или иные аспекты культуры вполне могут изучаться посредством отдельных дисциплин.
Например, истории, социологии или психологии.
Примерно с 17 века исследователи стали активно заниматься систематизацией теоретических подходов к пониманию сущности культуры.
Так, в версии Гоббса и Пуфендорфа под ней следовало понимать состояние человека, которое говорит о нем как о субъекте, стоящем на уровень выше относительно природных, низших признаков. Главным критерием культуры была признана творческая продуктивность.
Она не характерна для низших инстинктов и образцов поведения личности на уровне удовлетворения естественных потребностей.
В исследовательской среде также утвердилась концепция, по которой культура рассматривалась как явление, порожденное духовным восприятием мира человеком — в противовес материальному.В подходах ученых стали задействоваться компаративистские методы, предполагающие сравнение тех или иных процессов и явлений, наблюдаемых в разных обществах и государствах.
Стали выделяться различные категории культур, исследоваться закономерности их формирования. Все это предопределило возникновение отдельной науки о культуре.
Термин «культурология», в соответствии с распространенной версией, впервые применил немецкий исследователь Оствальд в книге «Система наук», которая вышла в 1915 году. Однако соответствующее понятие далеко не сразу стало популярным.
В свою очередь, американский антрополог Лесли Уайт в 1949 году издал работу «Наука о культуре», впоследствии дополнив ее иными фундаментальными исследованиями. Уайт обосновал необходимость формирования новой научной отрасли, которая бы занималась изучением конкретно культуры.
Американский ученый заложил ключевые теоретические принципы: на их базе должна была функционировать соответствующая дисциплина.
Уайт определил критерии разграничения науки о культуре и существовавших смежных дисциплин. Например, если говорить о социологии, то по Уайту для нее свойственно исследование коммуникаций человека и общества. В свою очередь, культурология, как посчитал американский ученый, должна быть связана с изучением роли традиций, обычаев, а также идеологии.
Следовательно, возникновение отдельной науки о культуре можно связывать с именем Лесли Уайта. Появилась соответствующая дисциплина в середине 20 века как ответ на необходимость детального исследования культуры человека посредством новых, не характерных для традиционных дисциплин методов.Выше мы отметили, что культурология, в соответствии с концепциями Уайта, должна рассматриваться обособленно, в частности от социологии. Которая вместе с тем достаточно ей близка. Изучим подробнее, относительно каких наук культурология находится на столь же малой дистанции, и наоборот — на значительном удалении.
Место культурологии среди других наук
Долгое время культурология в принципе не рассматривалась учеными как наука вне контекста социологии, психологии, антропологии, истории, лингвистики.
Собственно, и сейчас — как мы отметили выше — многие исследователи не готовы выделять ее в качестве самостоятельной дисциплины.
Но в среде ученых — и российских, и зарубежных — есть концепции, позволяющие выявить критерии, по которым культурологию допустимо рассматривать как отдельную науку.
Существуют дисциплины, исключительно близкие к ней. К ним, прежде всего, следует отнести историю, философию, этнографию, религиоведение и искусствознание.
Во многом инструментарий и методы, характерные для этих наук, задействуются в культурологии.
В свою очередь, социология и психология многими исследователями оцениваются как дисциплины «второго эшелона» в контексте близости к рассматриваемой нами.
Дело в том, что и социология, и психология изучают, прежде всего, человека как биологического или социального субъекта — в контексте общества или личности соответственно.
Культурология предполагает исследование его творчества, его деятельности, духовной составляющей его жизни.Социологические и психологические методы, безусловно, могут задействоваться для лучшего понимания закономерностей в части отмеченных явлений, но более высока вероятность использования подходов, характерных для дисциплин, отмеченных выше, — например, философии.
Предмет культурологии
Подходы к пониманию предмета культурологии — равно как и интерпретации соответствующего термина — в научной среде наблюдаются самые разные.
К примеру, в соответствии с одной из популярных трактовок, рассматриваемая дисциплина должна изучать содержание, структуру, а также динамику культуры, механизмы ее происхождения, выявления и передачи ценностей.
Другая точка зрения предполагает, что культурология должна изучать знаки, символы, а также язык искусства и иных сфер творчества человека.
Еще один подход к пониманию рассматриваемой науки характеризует культурологию как исследование механизмов творческой самореализации человека посредством утверждения смысла жизни.
Предметом дисциплины, о которой идет речь, может быть исследование культуры как социального опыта граждан того или иного государства либо цивилизации, который выражается в нормах, обычаях и творческой составляющей их деятельности, а также передается между разными поколениями в виде тех или иных ценностей.
Предмет культурологии способен включать механизмы сообщения одними людьми соответствующих ценностных ориентиров другим. Ими могут быть религия, традиции, искусство, различные источники — летописи, философская литература, законы.
Существует подход, по которому культурология классифицируется на 2 типа — прикладную и фундаментальную, исходя из специфики предмета.
Для фундаментальной культурологии характерно исследование культуры в целях концептуального ее познания, выработки соответствующих теоретических подходов и методов, а также формирование философии культуры.
В свою очередь, прикладная культурология во многом базируется на фундаментальной и использует выработанный ей инструментарий с целью исследования отдельных сфер деятельности человека. Таковыми могут быть экономическая, социально-политическая, религиозная или, например, художественная культура народа.
При этом задействование прикладных методов предполагает получение результата — например, в части грамотной законотворческой политики властей, направленной на обеспечение культурного единства нации или предоставления ее отдельным этносам необходимой свободы для реализации тех самых механизмов передачи ценностей от одного поколения к другому.Что изучает предмет «Культурология», распространенный в вузах России? Многое зависит от конкретной специализации студентов, проходящих соответствующий курс.
Если их профиль — исторические дисциплины, то в рамках предмета «Культурология» они могут углубленно исследовать те или иные явления в сфере культуры при задействовании философских подходов, подробном рассмотрении тех или иных исторических фактов.
Для студентов юридических специализаций программы по культурологии зачастую составляются с акцентом на изучение взаимного влияния культуры того или иного государства и его правовой системы.
Метод культурологии
Следующий важнейший аспект рассматриваемой научной дисциплины, как и любой другой, — метод. В среде российских исследователей распространен подход, по которому в отношении культурологии правомерно фиксировать следующий спектр методов:
- диахронический;
- синхронистический;
- компаративистский;
- типологический;
- семиотический;
- биографический;
- археологический;
- психологический;
- социологический.
Рассмотрим их специфику подробнее.
Диахронический метод предполагает выявление фактов, событий, явлений, наблюдаемых в процессе развития культуры с течением времени, а также их фиксацию в хронологической последовательности.
Синхронистический метод позволяет осуществлять сравнительное изучение культурных явлений вне временного контекста, но, как правило, наблюдаемых в одном и том же историческом периоде.
Компаративистский метод предполагает, в свою очередь, разностороннее сравнение культур разных народов, или же — одной нации, но в разных исторических периодах. Выявляются сходства, различия, а также причины, их обуславливающие.
Сущность типологического метода — в выявлении закономерностей, позволяющих объединять те или иные образцы культур в различные категории, типы.
Семиотический метод базируется на концепциях, направленных на изучение знаков, которые используются в той или иной культуре, — алфавита, иероглифов и иных способов отображения информации или результатов творчества человеком.
Биографический метод в культурологии задействуется в случае необходимости изучить ключевые факты о личности, повлиявшей на развитие культуры того или иного народа, государства или всего мира.
Бывает, что роль конкретного человека в истории настолько велика, что культура — на соответствующем уровне социальных коммуникаций — меняется полностью в результате его деятельности.
В этом случае исследователь должен основательно изучить не только факты о ней, но также и детальные подробности биографии человека, который непосредственно повлиял на видоизменение данной культуры или формирование новой.Археологический метод исключительно важен с точки зрения исследования исторических фактов о культуре. Он предполагает обнаружение различных материальных источников данных в процессе раскопок.
Культурология — это наука, изучающая, главным образом, творчество человека, его ценности, духовное восприятие мира, но в ряде случаев предполагающая также исследование его как личности либо как субъекта социальных коммуникаций. Если перед ученым стоят подобные задачи, то он может задействовать соответственно психологический или социологический метод.
Что такое культурология? Связь культурологии с другими науками
Прочитав эту статью, вы узнаете, что такое культурология, что изучает эта наука, какие выделяются ее разновидности и с какими другими дисциплинами она взаимодействует. Все это мы подробно рассмотрим. Прежде всего следует определиться с тем, какое значение имеет интересующее нас понятие.
Культурология – это термин, образованный от следующих древних слов: “cultura” (латинское, переводится как “возделывание”) и “logos” (греческое, “учение”). Получается, что это наука о культуре. Однако все не так просто, как кажется на первый взгляд. Само слово “культура” имеет несколько значений.
Это следует учитывать для того, чтобы дать полный ответ на вопрос: “Что такое культурология?”
Что такое культура?
В “Словаре” Аделунга 1793 года это понятие означает облагораживание всех моральных и умственных качеств народа или человека. И. Гердер придавал ему целый ряд различных значений.
Среди них можно отметить способность осваивать новые земли, одомашнивать животных; развитие торговли, ремесел, искусств, наук и др. Представления Гердера в целом совпадают с мнением Канта, связывавшего успехи культуры с развитием разума.
Кант считал, что установление всеобщего мира является окончательной целью, к которой стремится человечество.
Национальная и мировая культура
Культура представляет собой многоуровневую систему. Ее принято подразделять по носителю. Выделяют, в зависимости от этого, национальную и мировую культуры. Мировая является синтезом лучших достижений различных национальных культур и населяющих нашу планету народов.
Национальная, в свою очередь, является синтезом культур социальных слоев, классов и групп того или иного общества. Ее своеобразие, оригинальность и неповторимость проявляются как в духовной сфере (язык, религия, живопись, музыка, литература), так и в материальной (традиции производства и труда, особенности ведения хозяйства).
Духовная и материальная культура
Культура делится также на роды и виды. Основание для этого деления – многообразие деятельности человека. Существует духовная и материальная культура.
Однако данное подразделение нередко бывает условным, так как в действительности они взаимопроникаемы и тесно связаны между собой. Некоторые культурологи полагают, что отдельные виды культуры неправомерно относить лишь к духовной и материальной.
Они пронизывают всю ее систему. Это эстетическая, экологическая, политическая, экономическая культура.
Культура и гуманизм
Культуру исторически связывают с гуманизмом, так как в основе ее – мера развития человека. Ни научные открытия, ни достижения техники не определяют сами по себе уровня культуры того или иного общества, если в нем при этом нет человечности. Следовательно, гуманизация общества является ее мерилом. Целью культуры можно считать всестороннее развитие человека.
Функции культуры
Их существует немало, мы перечислим лишь основные. Главной функцией является гуманистическая, или человеко-творческая. Все другие функции так или иначе связаны с ней. Можно даже сказать, что они из нее вытекают.
Важнейшей функцией культуры является передача социального опыта. Ее именуют также информационной, или функцией исторической преемственности.
Культура, являющаяся сложной знаковой системой, – единственный механизм, с помощью которого социальный опыт человечества передается от одного государства к другому, от эпохи к эпохе, от поколения к поколению.
Неслучайно поэтому ее называют социальной памятью всего человечества. Если преемственность разрывается, новые поколения оказываются обреченными на потерю социальной памяти.
Еще одна важная функция культуры – гносеологическая (познавательная). Эта функция тесно связана с первой. Культура сосредотачивает в себе опыт множества поколений, накапливает знания о мире и создает тем самым благоприятные возможности для его освоения и познания.
Нормативная (регулятивная) функция связана с определением разных видов и сторон личной и общественной деятельности людей. Культура влияет на поведение человека в сфере быта, труда, межличностных отношений. Она регулирует действия и поступки людей, и даже выбор духовных и материальных ценностей. Отметим, что регулятивная функция опирается на право и мораль как на нормативные системы.
Знаковая (семиотическая) – еще одна важнейшая функция. Культура – знаковая система. Она предполагает знание ее, владение ею. Овладеть ее достижениями невозможно без изучения знаковых систем.
Аксиологическая (ценностная) функция также очень важна. Культура является системой ценностей. Она формирует у людей определенные аксиологические ориентации и представления. По их качеству и уровню мы чаще всего судим о культурности людей. Интеллектуальное и нравственное содержание, как правило, является критерием оценки.
Возникновение культурологии
Отметим, что понятие “культурология” возникло относительно недавно, в конце 19 – начале 20 века. Исследователи начали употреблять его вместе с синонимичными понятиями. Например, Э. Б.
Тайлор, английский антрополог и этнограф, дал следующей название первой главе своей книги, написанной в 1871 году (“Первобытная культура”): “Наука о культуре”. А В. Ф.
Оствальд, немецкий философ, физик и химик, в работе 1915 года “Система наук” предложил называть совокупность исследований и отрасль знания о способах деятельности, являющихся специфически человеческими, “культурологией”, или “наукой о цивилизации”.Эта наука за свою недолгую историю прошла несколько этапов в своем становлении и развитии. История культурологии отмечена созданием ряда подходов. Кроме того, в ней выделяются многочисленные модели, или разновидности. Сегодня известно 3 основных подхода, с помощью которых как наука определяется культурология. Кратко охарактеризуем каждый из них.
Три подхода
Во-первых, это комплекс дисциплин, которые изучают культуру. Во-вторых, это специальный раздел социогуманитарной дисциплины. В этом смысле данная наука в изучении культуры опирается на свои собственные методы (к примеру, философия культуры в философии). В-третьих, это самостоятельная научная дисциплина, которая обладает неповторимой спецификой.
Мы будем рассматривать предмет и объект культурологии именно с позиции последнего подхода.
Объект и предмет культурологии
Объект науки – совокупность качественно определенных процессов и явлений действительности, по своим основным чертам, внутренней природе, законам развития и функционирования существенно отличных от других объектов данной действительности. Предмет же выражает заинтересованность ученых в изучении той или иной области реальности.
Ясно, что культура может выступать как предметом, так и объектом исследования. В качестве объекта она рассматривается в широком смысле слова. С этой точки зрения ее нередко определяют как совокупность различных способов и результатов деятельности человека, которые передаются из поколение в поколение внебиологически (методом воспитания и обучения).
Этот объект культурологии присущ не только ей, но и различным социогуманитарным наукам.
Что касается предмета, то в отечественной литературе есть 2 точки зрения. Первая из них заключается в том, что это культура “в узком смысле слова”. Исследовательский интерес в данном случае направлен на следующие общие аспекты деятельности человека:
– знаковая, семиотическая система (Б. А. Успенский, Ю. М. Лотман);
– средства взаимосогласования и взаимопонимания в коллективной деятельности, то есть существующие в обществе социальные нормы (А. Я. Флиер);
– совокупность смыслов и ценностей (А. А. Радугин, Н. С. Чавчавадзе).
Вторая точка зрения относится к ленинградской школе (Иконникова, Каган, Большаков и др.). Согласно ей, для культурологии важно при изучении культуры не так важно учитывать ее многогранность. Важнее рассматривать ее в качестве целостной системы.
Модели (разновидности) культурологии
Следует заметить, что трудности определения предмета и объекта исследования в культурологии возникают из-за специфики культуры, которая является связующим звеном между человеком и миром, окружающим его. Кроме того, она является особой формой бытия, присущей обществу и человеку.
Следовательно, ее можно изучать по-разному, то есть используя различные методы. Сегодня имеется множество моделей культурологии, однако единой науки пока не создано. Данные модели опираются на разные подходы и методы в изучении культуры. Их можно свести к нескольким основным разновидностям.
В каждой из них рассматриваются специфические вопросы культурологии. Охарактеризуем вкратце каждую из них.
Культурология философская определяет сущность культуры, то, чем она отличается от природы. задача ее состоит в объяснении и осмыслении ее с помощью анализа самых существенных и общих ее черт.
Предметом изучения этой модели является роль, функции и структура культуры в жизни общества и человека. Кроме того, она определяет тенденции в эволюции культуры.
И, наконец, эта модель раскрывает причины ее расцвета и кризиса, взлетов и падений.
Что такое культурология историческая? Нетрудно догадаться, что она дает нам знание о конкретной культуре в определенный исторический период. Однако ее предмет несколько шире.
Это региональная, национальная, мировая культура или же относящаяся к определенной эпохе. Данная модель констатирует факты, описывает ее проявления и события в ней, выделяя при этом самые выдающиеся достижения человечества.Таковы основные задачи культурологии исторической.
Мы рассмотрели еще не все модели (разновидности). Что изучает культурология социологическая? Она рассматривает происходящие в обществе социокультурные явления и процессы. Эта модель изучает функционирование в социуме культуры в целом. Однако не только это. Задачи культурологии социологической включают изучение отдельных субкультур.
Переходим к рассмотрению следующей модели. Необходимо рассказать и о том, что изучает культурология психоаналитическая. Она исследует проблемы личности, которая выступает в качестве потребителя и создателя достижений цивилизации. Ее предметом являются индивидуальные особенности отношения человека к культуре, своеобразие его духовного поведения.
Этнологическая (этническая) культурология исследует обычаи и традиции, обряды, верования и мифы. Кроме того, ее интересует уклад жизни доиндустриальных, традиционных обществ и архаических народов.
Культурология филологическая занимается изучением национальной культуры через устное народное творчество, литературу и язык.
Мы описали лишь основные ее разновидности, или модели. На вопрос: “Что такое культурология?” мы ответили. Расскажем теперь о том, с какими дисциплинами и науками она взаимодействует.
Взаимодействие с социогуманитарными дисциплинами
Культуру называют “второй природой”. Это выражение принадлежит Демокриту, древнегреческому философу. Культура наследуется не биологическим путем, а лишь через воспитание, обучение, приобщение к ней. Рассмотрим, как интересующая наука взаимодействует с другими социогуманитарными дисциплинами. Все они делятся на следующие две группы:
– те науки, предмет которых выделяется в соответствии с видом специализированной деятельности (к примеру, педагогика, религиоведение, искусствознание, политология, экономические науки и др.);
– науки об общих аспектах деятельности человека (социологические, психологические, исторические и др.).
Развитие культурологии происходит во взаимодействии с первой группой. Здесь интересующая нас наука выступает в качестве сферы междисциплинарного синтеза.
Ее интересует то, какие общие закономерности развития можно найти в политике, экономике, религии и других сферах деятельности.В рамках взаимодействия со второй группой выделяется специфический культурологический метод, который можно применять в пределах любых наук гуманитарного и социального профиля.
Взаимодействие с историей, этнографией, археологией и философией
Очевидна взаимосвязь этой науки с историей. Ни одно учебное пособие по истории не обходится без рассказа о культурных достижениях времени, о культурной жизни людей.
Кроме того, интересующая нас наука связана с этнографией, занимающейся исследованием культурных и бытовых особенностей разных народностей. Археология по материальным остаткам жизнедеятельности человека изучает историю общества.
А ведь достижения культуры – духовные и материальные ценности.
Археологические методы позволяют изучать достижения различных народностей и исторических эпох. Философия также связана с культурологией.
Она является инструментом познания, прогнозирования, интерпретации, используются ее теории. Культурологии, как и другим наукам, необходима философия, на которую опираются все отрасли знания.
Она помогает понять суть цивилизации, оценить общество, а также уровень развития культуры под определенным углом зрения.
Итак, мы раскрыли заявленную тему. В заключение добавим, что сегодня активно развивается культурология. Вузы предлагают студентам профессиональную подготовку в этой области. Хотя специалисты в этой сфере востребованы не так, как, скажем, в сфере экономики, многие выпускники школ рассматривают направление “культурология” как одно из приоритетных.