Что изучает фонетика?
Что изучает фонетика и орфоэпия? Для чего нужно изучать фонетику?
Звуки речи, закономерности слияния звуков, звукосочетания – это все то, что изучает фонетика. Эта наука является разделом одной большой дисциплины – лингвистики, которая исследует язык как таковой.
Основы фонетики
Чтобы было понятнее, что изучает фонетика, достаточно представить себе устройство любого языка. Внутри него есть важная связь между внутренней, устной и письменной речью. Фонетика – это та самая наука, которая исследует эти конструкции. Важными дисциплинами для нее являются орфоэпия (правила произношения) и графика (письменность).
Если сложить в единую картинку букву (знак) и ее звук, то получится важный инструмент человеческой речи. Это именно то, что изучает фонетика.
Кроме того, она исследует еще и материальную сторону произношения, то есть те инструменты, которыми пользуется человек в своей речи. Это так называемый произносительный аппарат – совокупность органов, необходимых для артикуляции.Специалисты по фонетике рассматривают акустические характеристики звуков, без которых невозможно нормальное общение.
Появление фонетики
Чтобы понять, что изучает фонетика, также необходимо обратиться к истории этой науки. Первые исследования, посвященные звуковому строю языка, появились в среде древнегреческих философов.
Устройством речи интересовались Платон, Гераклит, Аристотель и Демокрит. Так в VII веке до н. э. появилась грамматика, а вместе с ней –фонетический анализ и разделение звуков на согласные и гласные.
Это были только предпосылки зарождения современной науки.
В эпоху Просвещения европейские ученые впервые задались вопросом о природе образования звуков. Основоположником акустической теории воспроизведения гласных стал немецкий врач Христиан Кратценштейн. То, что именно медики стали пионерами фонетики, на самом деле неудивительно. Их исследования речи носили физиологический характер. В частности врачей интересовала природа глухонемоты.
В XIX веке фонетика изучала уже все мировые языки. Ученые разработали сравнительно-исторический метод изучения лингвистики. Он заключался в сопоставлении разных языков по отношению друг к другу.
Благодаря такому фонетическому анализу удалось доказать то, что разные наречия имели общие корни. Появились классификации языков по большим группам и семьям.
Они основывались на сходствах не только в фонетике, но и в грамматике, лексике и т. д.
Фонетика русского языка
Так для чего нужно изучать фонетику? История ее развития показывает, что без этой дисциплины сложно понимать природу национального языка. Например, фонетика русской речи впервые была исследована Михаилом Ломоносовым.
Он был универсальным ученым и больше специализировался на естественной науке. Однако русский язык всегда интересовал Ломоносова именно с точки зрения публичных выступлений. Ученый был известным ритором.
В 1755 году он написал «Российскую грамматику», в которой были исследованы фонетические основы отечественного языка. В частности автор объяснил произношение звуков и их природу.В своем исследовании он пользовался новейшими на тот момент теориями европейской лингвистической науки.
Международный фонетический алфавит
В XVIII веке ученые Старого Света познакомились с санскритом. Это один из индийских языков. Его примечательность в том, что это наречие является одним из самых древнейших из ныне существующих в человеческой цивилизации. Санскрит имел индоевропейские корни. Это привлекло внимание западных исследователей.
Вскоре с помощью фонетических изысканий они определили, что у индийских и европейских языков есть далекий общий язык. Так появилась универсальная фонетика.
Исследователи поставили перед собой задачу: создать единый алфавит, в котором бы были запечатлены звуки всех мировых языков. Международная система записи транскрипции появилась в конце XIX века. Она существует и дополняется и сегодня.
С ее помощью легко сопоставлять самые далекие друг от друга и непохожие языки.
Разделы фонетики
Единая фонетическая наука делится на несколько разделов. Все они изучают свой аспект языка. Например, общая фонетика исследует закономерности, которые присутствуют в наречиях всех народов мира. Подобные изыскания позволяют находить их общие точки отсчета и корни.
Описательная фонетика фиксирует современное состояние каждого языка. Объектом ее изучения является звуковой строй. Историческая фонетика необходима для прослеживания развития и «взросления» определенного языка.
Орфоэпия
Из фонетики выделилась наука орфоэпия. Это более узкая дисциплина. Что изучает фонетика и орфоэпия? Ученые, специализирующиеся на науках, исследуют произношение слов. Но если фонетика посвящена всем аспектам звуковой природы речи, то орфоэпия необходима для того, чтобы определить правильный способ воспроизведения слов и т. д.
Подобные исследования начались как исторические. Язык является в своем роде живым организмом. Он развивается вместе с народом. С каждым новым поколением язык избавляется от ненужных элементов, в том числе и в произношении. Так архаизмы забываются и заменяются новыми нормами. Это именно то, что изучает фонетика, графика, орфоэпия.
Орфоэпические нормы
Нормы произношения в каждом языке устанавливались по-разному. Например, унификация русского языка произошла после Октябрьской революции. Появились не только новые орфоэпические нормы, но и грамматика. Весь XX век отечественные лингвисты тщательно изучали пережитки, которые остались в прошлом.
Язык в Российской империи был очень неоднородным. Орфоэпические стандарты в каждом регионе отличались друг от друга. Это было обусловлено большим количеством диалектов. Даже в Москве существовал свой собственный говор. До революции его считали нормой русского языка, однако через несколько поколений он бесповоротно изменился под влиянием времени.
Орфоэпия изучает такие понятия как интонация и ударение. Чем больше носителей языка, то больше вероятность, что у отдельной группы будут собственные фонетические нормы. Они отличаются от литературного стандарта собственной вариацией образования грамматических фонем. Такие уникальные явления собираются и систематизируются учеными, после чего попадают в специальные орфоэпические словари.
Графика
Другой важной для фонетики дисциплиной является графика. Ее также называют письменностью. С помощью установленной знаковой системы фиксируются данные, которые человек хочет передать с помощью языка.
Сперва человечество общалось только посредством устной речи, но у нее было множество недостатков. Главным из них была невозможность зафиксировать собственные мысли так, чтобы они могли сохраниться на каком-нибудь физическом носителе (например, бумаге).
Появление письменности изменило эту ситуацию.
Графика исследует все аспекты этой сложной знаковой системы. Что изучает наука фонетика вместе с этой близкой к ней дисциплиной? Сочетание букв и звуков позволило человечеству создать единую систему языка, с помощью которого оно общается.
Взаимосвязь двух важных ее частей (орфоэпии и графики) у каждого народа своя. Лингвисты изучают их. Для понимания природы языка нет ничего более важного, чем фонетика и графика. Что изучает специалист с точки зрения двух этих систем? Их смысловыми единицами являются буквы и звуки.
Именно они – главные объекты изучения лингвистических наук.
Фонетика как раздел русского языка – предмет и методы изучения
Фонетика – это раздел языкознания, рассматривающий языковой строй языка и речи. Сюда входят слоги, сочетания звуков, особенности соединения звуков в единое целое.
Фонетика изучает не только звуковой состав речи, но и языка в целом, т.е. включает как письменный, так и устный аспект. В этом разделе языкознания выделяется также фонология, которая изучается неразрывно с фонетикой – это изучение того, как звук произносится, то есть акустического артикуляционного аппарата. Исходя их этого, выделяют четыре ступени фонетического исследования:
- Артикуляционная. Изучает то, как звук создается: какие органы артикуляционного аппарата задействованы в создании того или иного звука.
- Акустическая. Рассматривает характеристики звука или сочетания звуков: долгота, вибрация, амплитуда и т.д.
- Фонологическая. То, что преимущественно изучается в первом классе в разделе фонетики – фонемы и функционал звука в языке и речи.
- Перцептивная. Рассматривает восприятие звукового строя слушателем, соотносит произнесенные звуки и услышанные, устанавливает между ними разницу, фиксирует различия.
Единицы и средства, используемые в фонетике
Мы рассмотрим основные единицы, не углубляясь в профессиональную лингвистику:
- Слог – самая маленькая единица звуковой цепи.
- Звук – наименьшая единица в фонетике.
- Ударение – выделение с помощью интенсивности, интонации речи определенного звука в слове, единой фонетической организации.
- Тон – эмоциональный фон речи, который создается с помощью ритмической организации звука.
- Темп – скорость речевого потока, которая создается с помощью произнесения определенного количества звуков за фрагмент времени.
Классификация звуков
В первую очередь, звуковой строй языка подразделяется на гласные и согласные звуки.
Гласные звуки – это звуки, которые выходят через гортань; для их создания ые связки пребывают в максимальном напряжении. Благодаря непрерывному напряжению и постоянному потоку речи эти звуки можно тянуть. Эти звуки: а, о, у, ы, и, э.
Сюда не относятся: е, ё, я, ю, поскольку они означают два звука в сочетании со звуком [й]. Например: яблоко — [йа]блоко, подъезд — под[йэ]зд.
Гласные звуки бывают лабиализованными и нелабиализованными. Грубо говоря, лабиализация — это «огубление» звука, намеренное выпячивание губ для создания гласного звука. Наш язык обладает всего двумя лабиализованными звуками: «у» и «о» — их невозможно воспроизвести без изменения формы губ, их напряжения.
Гласные звуки по уровню подъема языка
Гласные звуки делятся по уровню подъема языка:
- Верхний передний: и
- Верхний ы
- Средний передний: э
- Верхний задний: у
- Средний задний: о
- Нижний а.
Подъем может варьироваться в зависимости от диалекта или ударения в слове.
Согласные звуки
Согласные звуки создаются благодаря смычкам, которые препятствуют выходу воздуха из артикуляционного аппарата. Это звуки: г, к, х, б, п, в, ф, ж, ш, ц, щ, ч, д, т, з, л, м, н, р, с (и их мягкие аналоги).
Согласные звуки делятся по твердости и мягкости, а также по звонкости и глухости.
Глухие согласные — тихие, они образуются благодаря сильным смычкам, которые существенно препятствуют прохождению воздуха из артикуляционного аппарата: п, ф, х, к, п, с, т, ц, ш, ф. Для быстрого запоминания этих звуков школьниками была выведена фраза, которая включает в свой состав все глухие звуки русского языка: «Стёпка, хочешь щщец? — Фу».
Звонкие согласные создаются благодаря меньшим смычкам. Благодаря этому создается вибрация, из-за чего эти согласные звучат громче, чем глухие: б, в, г, д, ж, з, й.
Некоторые лингвисты не относят к звонким сонорные, а выделяют их в отдельную группу: л, р, н, м — эти согласные, несмотря на смычки, можно тянуть, как и гласные.Звонкие и глухие согласные образуют следующие пары, которые имеют наибольшее сходство по их воспроизведению артикуляционным аппаратом: б-п, в-ф, ж-ш, з-с, г-к, д-т.
Твердые и мягкие согласные
Согласные также бывают твердыми и мягкими. Твердость и мягкость образуется следующим образом:
- Если согласный стоит перед звуками е, ю, я, ё: [б’]елый, [м]елочь. Существует исключение, куда входят заимствованные из европейских языков слова, где эти звуки произносятся как [э]: менеджер, мерчендайзер.
- Если согласный смягчается мягким знаком: пе[н’]ь.
Также есть звуки, которые имеют фиксированную позицию в этом критерии:
- Всегда твердые: ж, ш, ц.
- Всегда мягкие: ч, й, щ.
По месту образования согласные бывают:
- Губно-губные смычные: б, п, б’, п’.
- Губно-зубные смычно-проходные: м, м’
- Зубные смычные: т, т’, д, д’
- Зубные слитные: ц
- Губно-зубные щелевые: ф, ф’, в, в’
- Небно-зубные слитные: ч
- Зубные щелевые: с, с’, з, з’
- Зубные смычно-проходные: н, н’
- Небно-зубные щелевые: ш, щ, ж
- Небно-зубные дрожащие: р, р’
- Среднеязычные щелевые: й
- Заднеязычные смычные: к, к’, г, г’
- Заднеязычные щелевые: х, х’
Позиция звука в фонетике
Фонетическая позиция может быть сильной и слабой. Звук в сильной позиции – это отчетливое звучание звука. Слабая позиция – это беглый звук или совсем непроизносимый.
В гласных звуках сильная позиция проявляется только под ударением, а слабая – когда звук без ударения. Рассмотрим примеры:
- Дом [дом]. Звук в сильной позиции, отчетливо слышим [о].
- Собака [сабака]. На месте буквы «о» мы слышим звук [а], так как этот звук находится в слабой позиции без ударения.
- Колесо [калесо]. Аналогичный случай: под ударением мы отчетливо слышим звук [о], но без ударения он становится слабым звуком [а].
- Гласный звук в начале слова приобретает среднюю позицию между сильным и слабым звуком: [а/о]кно, [а/о]чень.
- Гласный звук в середине слова после ударения имеет аналогичное свойство: с[и]льн[А/О]е, крас[и]в[О/А].
У согласных эти две позиции различаются следующим образом.
По глухости/звонкости:
- Любой звук перед гласным – всегда сильный. [б]аня, [м]о[л]о[к]о.
- Глухой звук перед сонорным – всегда сильный. [п]леск, [к]люнуть – отчетливо слышим глухой звук перед сонорным.
- Любой звук перед буквой «в», если после нее идет гласный или сонорный – всегда сильный. Творец – [т]ворец, [к]вота, [с]вет – отчетливо слышен глухой звук перед «в».
- Звук перед согласным – всегда слабый. [п]тица (звук [п] как бы смазывается из-за стоящего впереди согласного, постепенно переходит в [ф]), ра[с]гулялся, [c]тихотворение (звук [с] находится в промежуточном состоянии с [с’]).
- Согласный звук в конце слова всегда слабый. Сне[к], подъез[т].
- Всегда слабые перед [р]:
Также есть звуки-исключения, которые не отвечают критерию сильных и слабых звуков по глухости/звонкости: ц, ч, х, л, м, н, р (и мягкие аналоги).
У этих фонем нет звонкости, поэтому нельзя выделить этот критерий.
Подобным образом выделяются сильные и слабые звуки по твердости/мягкости:
- В конце слова всегда сильная позиция, т.к. отчетливо слышно, твердый звук или мягкий. приве[т], ко[н’].
- Сильная позиция перед гласными. [б]аня, [с]ог[н]ул[c]я.
- [Л], [Л’] – всегда сильные перед согласными. Ко[л]ба, по[л]ка.
- Всегда слабая позиция перед [й]. Воро[н’йо].
- [н] и [н‘] слабые перед «ч» и «щ». Бара[н’ч]ик, карма[н’ч]ик.
Исключения по твердости и мягкости – это звуки всегда твердые или всегда мягкие: ц, ч, й, ж, ш, щ.
Они не имеют сильных и слабых позиций в этом аспекте.
Несмотря на то, что фонетика — одна из начальных областей языкознания, которая изучается в школе, она является очень сложным разделом, в котором, несмотря на структурированность, есть множество нюансов. В фонетике важно умение слышать звук и распознавать его особенности, так как, в зависимости от речи носителя и положения звука в слове, он может звучать по-разному.
Фонетика: цели и задачи науки. Введение
Фонетика — это языковедческая наука, которая изучает материальную сторону языка, а именно звуки и их сочетание.
Для начала нужно определить составляющие части звуковой стороны языка.
Основными звуковыми единицами нашего языка являются:
- морфемы (корень, суффикс, префикс, окончание);
- слова;
- словосочетания;
- простые и сложные предложения.
По природе эти единицы имеют две стороны — смысловую (они все имеют свое значение) и материальную (они — ряд определенных звуков). Знаки также имеют свою двусторонность:
- обозначаемое — это смысл, значение знака;
- обозначающее — материальная составляющая, которая доступна нашим органам чувств (звуки);
- условная — понимание; связь между обозначающим + обозначаемым.
Все единицы нашего языка — знаки. Каждый из знаков имеет свое обозначающее (материальную сторону), а точнее звуки и их сочетание.
Что является предметом изучения фонетики
Филология как наука изучает:
- звуки речи;
- образование звуков речи;
- общие фонетические законы;
- закономерности и специфику звукового строения (произношение) языка: постановка ударения в каждом слове/в каждой фразе, деление на слоги, особенности передачи интонации в предложениях.
Основные задачи филологии
- Фиксирование звукового состава (особенности произношения живой речи) языка в определенный период его развития.
- Синхроническое и диахроническое изучение фонетического строя языка.
- Выявление и определение фонетических изменений звукового строя речи.
- Сравнительное изучение языковых фонетических явлений и изменений в родственных языках.
- Изучение и сопоставление языковых структур нескольких языков, для выявления звуковой специфики всех языков мира и их близкого или дальнего сходства.
Какие существуют фонетические единицы (основные)
Фраза, такт, слог и звук — это основные фонетические единицы языка.
Все они имеют строгую системную иерархию, так как связаны количественными отношениями:
- Фраза включает в свой состав несколько тактов;
- Такт включает несколько слогов;
- Слог — несколько звуков;
Но:
- Такт не может включать в свой состав несколько фраз;
- Слог не состоит из несколько тактов;
- Звук не состоит из нескольких слогов.
Каждая единица имеет свою качественную специфику.
Например, фразы объединяются только интонацией, такты — ударением, волновой сонорностью соединяются только слоги, а звуки — однородностью произношения и образования, которая является относительной, но системообразующей.
Примечание: Абсолютно все звуковые единицы составляют общую фонетическую систему языка. Так как они связаны между собой и зависят друг от друга.
Аспекты фонетических исследований
Существует всего четыре основных аспекта в рассматриваемой нами науке:
- Артикуляционный — рассматривает участие пассивных и активных органов речи при создании звуков.
- Акустический — исследует амплитуду колебаний воздушных частиц каждого звука при их произношении: высоту, силу и тембр.
- Фонологический — рассматривает смыслово-различительную функцию каждого звука (фонемы).
- Перцептивный — исследует связь и восприятие услышанной речи органами человеческого слуха.